Дело № 2-942/2021
УИД 75RS0008-01-2021-001233-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2021 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Судовцева А.С. единолично
при ведении протокола помощником судьи Клыгиной Ю.П.,
с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Забайкальского края Чулковой В.Д., действующей на основании прав по должности,
представителя ответчика Администрации городского поселения «Борзинское» ФИО1, действующей на основании надлежащей доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» о понуждении произвести ремонт тепловой сети,
у с т а н о в и л:
заместитель Борзинского межрайонного прокурора Дудкина Ю.А. обратилась в суд, с вышеназванным исковым заявлением мотивируя его тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения прав граждан в период подготовки к отопительному сезону 2021-2022 года, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Объекты теплоснабжения, расположенные на территории городского поселения «Борзинское», являются муниципальной собственностью. На основании договора доверительного управления имуществом от 21 апреля 2010 года № 45 администрация городского поселения «Борзинское» передала в доверительное управление ООО «Коммунальник» (в настоящее время преобразован в АО «ЗабТЭК»), объекты коммунальной инфраструктуры для оказания коммунальных услуг по предоставлению тепловой энергии и горячему водоснабжению потребителям городского поселения «Борзинское», в том числе котельное оборудование, котельные, расположенные по адресу: <адрес> (котельная Госпиталь), <адрес> (Центральная котельная), <адрес> (Модульная котельная) и теплотрассы.
Проверкой установлено, что требуется проведение капитального ремонта тепловой сети ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1 по <адрес>, что подтверждается актом от 10 июня 2021 года, составленным администрацией городского поселения «Борзинское».
После окончания отопительного сезона 2020-2021 годов и до настоящего времени какие-либо меры по капитальному ремонту тепловых сетей, находящихся в критическом состоянии администрацией городского поселения не принимались. Более того, ремонт вышеуказанных тепловых сетей не запланирован в плане капитального ремонта на 2021 год, утвержденный Министерством территориального развития Забайкальского края. Выявленные дефекты требуют от собственника проведения капитального ремонта. Без проведения капитального ремонта тепловых сетей до начала нового отопительного сезона не будет обеспечена надежность организации теплоснабжения населения города Борзи, отопительный сезон будет сорван.
Приказом РСТ Забайкальского края от 28 октября 2016 года №157-НПА для АО «ЗабТЭК» на территории городского поселения «Борзинское» утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения на 2017- 2024 года. Данной программой установлено, что затраты на проведение мероприятий по капитальному ремонту тепловой сети ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1 не учтены, в связи с чем у АО «ЗабТЭК» отсутствует обязанность по проведению данных меропритий, соответственно их ремонт должен осуществляться ответчиком за счёт средств бюджета поселения.
Прокурор просит суд обязать администрацию городского поселения «Борзинское» произвести капитальный ремонт: тепловой сети ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1 по <адрес>, протяженностью 126 метров и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда от 7 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечены Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.
В судебном заседании помощник Борзинского межрайонного прокурора Забайкальского края Чулкова В.Д. исковые требования поддержала.
Представитель администрации городского поселения «Борзинское» ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, изложенных в письменном отзыве, суду пояснила, что обязанность по проведению капитального ремонта тепловой сети лежит на АО «ЗабТЭК».
В судебное заседание не явились представители третьих лиц - АО «ЗабТЭК», Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Министерства финансов забайкальского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, надлежащим образом извещены о дне и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки не сообщили.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края ФИО2, представила письменное пояснение.
Суд, в порядке статьи 167 ГПК РФ, с согласия лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу подпунктов «в, д» пункта 3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.Как установлено судом, 10 июня 2021 года специалистами администрации городского поселения «Борзинское» произведен осмотр тепловой сети от ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1 <адрес> края, в результате которого составлен дефектный акт, установлено, что осматриваемая тепловая сеть – на трубопроводах диаметром 50 мм. обратной и подающей сети имеет свищи, 6 хомутов, запорная арматура в количестве 10 штук, из них – неисправных 6 штук. 50 процентов тепловой сети выполнено подземной прокладкой, частично разрушена изоляция. Длина тепловой сети – 107 м. Прокладка трубопроводов тепловой сети – бесканальная, общей диной 126 метров.
По данным реестра муниципальной собственности городского поселения «Борзинское» сооружение – тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от жилых домов № до колодца, протяжённостью 126 метров, числится в реестре имущества городского поселения «Борзинское».
Установлено, что между администрацией городского поселения «Борзинское» и ООО «Коммунальник» (в настоящее время - АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания») заключен договор доверительного управления имуществом №45 от 21 апреля 2010 года, в соответствии с которым последнему переданы объекты коммунальной инфраструктуры для оказания коммунальных услуг по предоставлению тепловой энергии и горячему водоснабжению потребителям городского поселения «Борзинское», в том числе котельное оборудование котельные, расположенные по адресу: <адрес> (котельная Госпиталь), <адрес> (Центральная котельная), <адрес> (Модульная котельная) и теплотрассы.
Пунктом 3.4 договора доверительного управления имуществом предусмотрено, что доверительный управляющий при осуществлении своих полномочий в интересах Учредителя управления обязан за счет доходов от управления имуществом производить не менее 1 раза в год капитальный ремонт принятого имущества, инженерных сетей, оборудования сетей в соответствии с действующими жилищными, строительными, эксплуатационными нормами за счет средств, предусмотренных тарифом котельных и тепловых сетей и средств бюджета городского поселения «Борзинское» на основании отдельно заключенных договоров.
Из письменных пояснений Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 июля 2021 года следует, что при тарифном регулировании услуг теплоснабжения для АО «ЗабТЭК» на территории муниципального образования городское поселение «Борзинское» утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения на 2017-2024 годы приказом РСТ Забайкальского края от 28 октября 2016 года №157-НПА (с учётом изменений внесённых приказом от 4 мая 2018 года №87-НПА). Согласно нормам постановления Правительства Российской Федерации №410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ» инвестиционная программа разрабатывается ресурсоснабжающей организацией, при этом перечень необходимых мероприятий инвестиционной программы согласуется с органами местного самоуправления, которыми в том числе анализируется целесообразность реализации тех или иных мероприятий с позиции обоснования их в схемах теплоснабжения поселения.
Затраты на мероприятия по проведению капитального ремонта тепловой сети от ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1 по <адрес>, протяженностью 126 метров в инвестиционной программе отсутствуют (пояснительная записка к пункту 3.1.1 таблицы 2 приложения №2 к приказу РСТ от 28 октября 2016 года №157-НПА)
Затраты на ремонт участков тепловых сетей, включенные в тариф учитываются в инвестиционной программе и являются адресными.
Из письменных пояснений Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края следует, что в соответствии с Законом Забайкальского края от 30 декабря 2020 года №1899-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Порядком предоставления и расходования субсидий из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по модернизации объектов теплоэнергетики и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, подпрограммы Забайкальского края «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утверждённой Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2015 года №650, Министерством ежегодно заключаются соглашения с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о предоставлении субсидий из бюджета Забайкальского края. Указанные соглашения заключаются с целью реализации вышеперечисленных нормативно-правовых актов и с учётом перечня мероприятий, предоставляемых органами местного самоуправления на предстоящий осенне-зимний период, а также объемом софинансирования из бюджета Забайкальского края необходимых на реализацию данных мероприятий и в пределах лимитов бюджетных ассигнований, доведенных Министерством финансов Забайкальского края на реализацию подпрограммы. Мероприятий по ремонту тепловой сети ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1 по <адрес> не заявлено.
Таким образом, доводы представителя ответчика, что обязанности произвести капитальный ремонт лежит на АО «ЗабТЭК», поскольку при утверждении тарифов на 2018-2021 годы АО «ЗабТЭК» были утверждены расходы на капитальный ремонт тепловой сети, является необоснованным, опровергается вышеуказанными доказательствами.
Исходя из того, что обязанность по капитальному ремонту тепловых сетей возложена на орган местного самоуправления, а также, учитывая, что участок тепловой сети ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1 по <адрес>, протяженностью 126 метров находится в аварийном состоянии и нуждается в замене, ремонт данной тепловой сети не запланирован в плане капитального ремонта на 2021 года, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании статьи 212 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к аварийной ситуации в период прохождения отопительного сезона 2020-2021 годов, либо его срыву, а также нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей города Борзя, на бесперебойное теплоснабжение.
В соответствии с требованиями Налогового Кодекса РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление удовлетворить.
обязать администрацию городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» произвести капитальный ремонт тепловой сети ТК 56-2, через ТК 56-3 до ТК 56-1 по <адрес>, протяженностью 126 метров.
На основании статьи 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей города Борзя, на бесперебойное теплоснабжение.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда, через Борзинский городской суд Забайкальского края с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.С. Судовцев
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2021 года.