ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-942/2023 от 21.09.2023 Рославльского городского суда (Смоленская область)

ДЕЛО № 2-942/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2023 года г. Рославль

Рославльский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Гавриковой Е.М.,

при секретаре Фёдоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Водоснабжение и водоотведение» МО «Рославльский район» Смоленской области об обязании провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения г. Рославля Смоленской области,

установил:

Рославльский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о возложении обязанности в течение 10 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения г. Рославля Смоленской области в соответствии с Приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей».

В обосновании требований указал, что в ходе проведения анализа состояния законности в сфере обеспечения населения г. Рославля Смоленской области надлежащей коммунальной услугой по водоснабжению, выявлены нарушения, допущенные МУП «Водоснабжение и водоотведение» МО «Рославльский район» Смоленской области, а именно: система водоснабжения г. Рославля характеризуется высокой степенью износа. Уровень износа, как магистральных водопроводов, так и уличных водопроводных сетей составляет 80%. Отдельно стоящие скважины и водоразборы имеют износ 70%. Очистка воды не производится.

В 2020 году по г. Рославлю зафиксировано 57 прорывов на системе центрального водоснабжения, в 2021 году-55. В адрес прокуратуры из МУП «Водоснабжение и водоотведение» поступил ответ на запрос, о том, что во исполнение ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в 2021 году проводилось техническое обследование, в подтверждение приложен Акт без даты, содержание которого не соответствует Приказу Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр.

Таким образом, при имеющихся высоких показателях износа системы центрального водоснабжения МУП «Водоснабжение и водоотведение» являясь организацией, эксплуатирующей сети, предоставляющей населению коммунальную услугу по водоснабжению, не проводилось техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения.

В судебном заседании помощник Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области Новикова О.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Водоснабжение и водоотведение» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что так как сейчас в городе проходит программа, национальный проект «Чистая вода», Администрация города участвует в этой программе, происходит замена водопровода, бурение новых скважин, строительство станций водоочистки. На сегодняшний день более 80 % сетей изношено. Сегодня провести техническое обследование сетей просто нереально. Нет такой возможности, потому что сейчас ведутся работы по замене водопровода. Замена водопровода проходит не в одном каком-то участке города, а проходит по всему городу, клочками. Если бы это было в одном участке, то можно было бы провести обследование.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании суду пояснила, что МУП «Водоснабжение и водоотведение» действительно обязаны осуществлять техническое обслуживание, технические осмотры состояния систем водоснабжения. Единственный момент сейчас заключается в том, что в сроки, которые просит прокуратура, то есть в течения 10 месяцев, это сделать действительно нереально, поскольку на сегодняшний день в связи с износом систем водоснабжения МО «Рославльский район» действительно участвует в реализации проекта «Чистая вода». В течение 3 лет с 2021 года заключён муниципальный контракт и до этого производились частичные замены систем водоснабжения. На сегодняшний день контракт является действующим, до конца этого года будут осуществляться замена систем водоснабжения, водоводы, это основные центральные трубы, по которым осуществляется основное водоснабжение большей части городского поселения. До конца этого года будут ещё производиться работы по установке и оборудованию станций водоочистки. Пока они ещё не введены в эксплуатацию. На сегодняшний день изменения, вносимые в проект, находятся на госэкспертизе для того, чтобы получить положительное заключение. Работы по замене труб водоснабжения будут производиться ещё до конца этого года. По итогам будут вводиться в эксплуатацию станции водоочистки. В дальнейшем, исходя из того, сколько труб будет заменено по итогам исполнения контракта, МУП «Водоснабжение и водоотведение» уже сможет конкретно обследовать старые трубы, чтобы определить их износ. В части тех сетей, которые будут заменены, обследование не потребуется, поскольку они прокладываются новые. В десятимесячный срок, который просит прокуратура, это действительно сделать нереально. Здесь как минимум до середины 2025 года. Контракт был заключён на 3 года, очень объёмный проект, большой объём работ, большая протяжённость сетей водоснабжения, которая подлежит замене, в том числе и строительство новых станций водоочистки с применением нового оборудования. Именно станции обезжелезивания воды, которые будут осуществлять очистку воды от примесей железа.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» техническое обследование централизованных систем водоотведения проводится в целях определения:

1) технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений;

2) технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности;

3) экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий;

4) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.

Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления (часть 4 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 года N 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования.

Частью 6 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, пунктом 4 Требований к проведению технического обследования установлено, что обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с пунктом 10 Требований к проведению технического обследования состав работ по техническому обследованию включает в себя: камеральное обследование (подпункт "а"); техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт "б"); определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (подпункт "в").

По итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Акт содержит:

а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование;

б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в процессе проведения технического обследования;

в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений);

г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;

д) оценка технического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент проведения обследования, включая процент износа;

е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;

ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию;

з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами;

и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения (пункт 30 Требований к проведению технического обследования).

Согласование акта осуществляется путем его подписания уполномоченным представителем органа местного самоуправления, принимавшего участие в проведении технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями к проведению технического обследования (пункт 36 Требований к проведению технического обследования).

В силу части 3 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.

Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Рославльский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ создано МУП «Водоснабжение и водоотведение» МО «Рославльский район» Смоленской области.

В соответствии с уставом МУП «Водоснабжение и водоотведение» целями Предприятия является обеспечение оперативного и качественного решения социальных задач в сфере обеспечения населения Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области бесперебойной подачей качественной питьевой водой, а так же удовлетворения общественных потребностей в результате деятельности предприятия, получения прибыли (п.2.1. Устава).

Согласно п. 2.2. Уставу для достижения целей, указанных в п. 2.1. настоящего Устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

- осуществляет добычу и реализацию питьевой воды;

-обеспечивает население муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области, промышленные предприятия и организации питьевой водой, соответствующей по качеству ГОСТ «Вода питьевая», отведением и очисткой сточных вод;

-осуществляет эксплуатацию и ремонтно-восстановительные работы водопроводно - канализационных объектов и инженерных сетей, водоразборных сетей;

-осуществляет эксплуатацию и ремонтно-восстановительные работы водозарборных сетей;

-осуществляет эксплуатацию канализационных насосных станций;

- осуществляет эксплуатацию и ремонтно-восстановительные работы очистных сооружений;

-осуществляет контроль качества питьевой воды;

-осуществляет выдачу технических условий по водоснабжению и канализации;

-разрабатывает годовые и перспективные планы потребности по водоснабжению и водоотведению;

-заключает договора с физическими и юридическими лицами на водопользование и водоотведение;

-осуществляет сбор платежей за оказываемые услуги;

- осуществляет строительство систем водоснабжения и водоотведения для юридических и физических лиц;

-оказывает платные услуги по ремонту систем водоснабжения и водоотведения предприятиям, организациям и населению муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области.

Из информации заместителя Главы муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области ФИО3 следует, что система водоснабжения г. Рославля Смоленской области характеризуется высокой степенью износа. Уровень износа, как магистральных водопроводов, так и уличных водопроводных сетей составляет 80%. Отдельно стоящие скважины и водоразборы имеют износ 70%. Очистка воды не производится.

Из сведений, предоставленных директором МУП «Водоснабжение и водоотведение» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно ФЗ №416 от 07.12.2011 МУП «Водоснабжение и водоотведение» проводили техническое обследование в 2021 г., составлен акт.

При этом указанный акт не содержит даты его составления, его содержание сводится к формальному описанию общей характеристики объектов центрального водоснабжения, в связи с чем, данный документ не может служить бесспорным доказательством проведение МУП «Водоснабжение и водоотведение» в 2021 г. технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения г. Рославля Смоленской области.

Показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем холодного водоснабжения являются основой для определения организацией, осуществляющей водоснабжение, фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности и подготовки проекта плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности.

Таким образом, не проведение технического обследования сетей водоснабжения на территории г. Рославля Смоленской области препятствует объективной разработке планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, установлению нормативов водоотведения, а также определению расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем холодного водоснабжения, исходя из их технического состояния, создает угрозу приведения муниципального имущества в ненадлежащее состояние, угрозу аварийных ситуаций на сетях водоснабжения, а также влияет на качество предоставляемых населению и организациям коммунальных услуг, на обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Ведение работ по замене водопровода не освобождает от выполнения ответчиком возложенных законом обязанностей.

Таким образом, с учетом предоставленных истцом доказательств, суд считает, что заявленные требования к МУП «Водоснабжение и водоотведение» МО «Рославльский район» Смоленской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Водоснабжение и водоотведение» МО «Рославльский район» Смоленской области об обязании провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения г. Рославля Смоленской области, удовлетворить.

Обязать МУП «Водоснабжение и водоотведение» МО «Рославльский район» Смоленской области в течение 10-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения г. Рославля Смоленской области в соответствии с Приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей».

Мотивированное решение изготавливается в течение 5 дней со дня вынесения резолютивной части решения, которое может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья

Мотивированное решение принято в окончательной форме 28 сентября 2023 года.