ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9434/17 от 07.12.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2-9434/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 декабря 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.

при секретаре Волобуеве А.А.,

с участием истцов Меркун Л.Н., Тереховой Н.А., представителя истца Меркун Л.Н.Анисимовой Т.В., представителя администрации г. Благовещенска Амурской области Арефьевой Е.Г., представителя Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска Малых К.Н., представителя третьего лица ООО «Восток-13» Анисимовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Меркун Л. Н., Васильевой Р. И., Тереховой Н. А. к администрации города Благовещенска о возложении обязанности организовать наружное уличное освещение,

установил:

Меркун Л.Н., Васильева Р.И., Терехова Н.А. обратились в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах (далее - МКД) в п. Мясокомбинат в г. Благовещенске (Литер 1, Литер 2 и Литер А). Указанные МКД введены в эксплуатацию: Литер 1 - в 1989 г., п. Мясокомбинат Литер 2 - в 1993 г., Литер А - 1987 г. С 11.07.2017 г. в п. Мясокомбинат г. Благовещенска в темное время суток отсутствует уличное освещение, что влечет нарушение прав истцов на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, на безопасность дорожного движения, а также способствует террористической деятельности. Полагают, что организация уличного освещения относится к компетенции органов местного самоуправления. На их обращение в администрацию г. Благовещенска был дан ответ о том, что сети наружного освещения в п. Мясокомбинат в реестре муниципальной собственности не числятся и предназначены для освещения дворовых территорий и мест общего пользования. На обращение в прокуратуру г. Благовещенска был дан ответ о том, что земельный участок под МКД в п. Мясокомбинат Литер 1 сформирован с прилегающей территорией, поставлен на кадастровый учет, а МКД Литер 2 и Литер А расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Прокуратурой г. Благовещенска внесено представление в отношении администрации г. Благовещенска об устранении нарушений в части неисправности сетей наружного освещения на придомовой территории МКД п. Мясокомбинат, Литер А и 2, а также отсутствия наружного уличного освещения на территории внутриквартального проезда. Однако до настоящего времени наружное уличное освещение в п. Мясокомбинат отсутствует. В соответствии с п.1 Приложения №3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, и также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов относятся к муниципальной собственности. Таким образом, электрические линии наружного освещения п. Мясокомбинат являются объектами муниципальной собственности г. Благовещенска непосредственно в силу прямого указания закона. В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в городах и поселках должно быть искусственное освещение в вечернее и ночное время. Согласно ст. 31 Устава муниципального образования город Благовещенск, принятого решением городской Думы от 26.05.2005 № 62/89, функции и полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Благовещенска осуществляет администрация города Благовещенска. При таких обстоятельствах, именно администрация города Благовещенска как орган, полномочный решать вопросы по организации освещения улиц, обязана организовать уличное освещение п. Мясокомбинат г. Благовещенска.

С учётом уточнений исковых требований, истцы просят суд возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность восстановить социально-значимые объекты - электрические линии и две опоры наружного освещения п. Мясокомбинат г. Благовещенска Амурской области, находящиеся в районе автобусной остановки «Конечная п. Мясокомбинат» (автобус № 26) не позднее одного календарного месяца с момента вступления решения в законную силу, обеспечить наружное уличное освещение посредством четырех электропор со стороны главного фасада многоквартирного жилого дома по адресу: п. Мясокомбинат Литер 1 не позднее одного календарного месяца с момента вступления решения в законную силу, обеспечить наружное уличное освещение посредством трех электропор со стороны главного фасада многоквартирного жилого дома по адресу: п. Мясокомбинат Литер 2 не позднее одного календарного месяца с момента вступления решения в законную силу, обеспечить наружное уличное освещение посредством двух электропор со стороны внешнего фасада многоквартирного жилого дома по адресу: п. Мясокомбинат Литер А не позднее одного календарного месяца с момента вступления решения в законную силу, обеспечить наружное уличное освещение на территории внутриквартального проезда от улицы Октябрьская с. Садовое (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) до первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) г. Благовещенска Амурской области не позднее одного календарного месяца с момента вступления решения в законную силу, обеспечить наружное уличное освещение на территории внутриквартального проезда между многоквартирными жилыми домами п. Мясокомбинат Литер А и п. Мясокомбинат Литер 1, 2 от первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 (координаты Google-спутник (https://maps.googl.ru) ***) до улицы 5-ая стройка (координаты Google-спутник (https://maps.googl.ru) ***) г. Благовещенска Амурской области не позднее одного календарного месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебное заседание не явилась истец Васильева Р.И., третье лицо представитель прокуратуры города Благовещенска, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании Меркун А.Н., Терехова Н.А., представитель истца Меркун Л.Н.Анисимова Т.В. настаивали на заявленных требованиях, дополнительно указав, что перечень объектов, входящих в состав общего имущества является исчерпывающим и не включает систему наружного уличного освещения. Система наружного уличного освещения не подключена к электрическому оборудованию дома, является автономной и требует специализированного обслуживания. Иными словами, наружное освещение, организованное через электроопоры не связано с общим имуществом конкретного жилого дома. При этом в силу ст.36 ЖК РФ, Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных придомовых приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, сложенного на этих сетях. Аналогичным образом, в рамках границ земельных участков собственников проходят инженерные системы водоснабжения (под землей). Однако в силу ч. 5 Правил в состав общего имущества включены только трубы до первого отключающего устройства или до коллективного (общедомового) прибора учета. Прочая инженерная система водоснабжения, расположенная после этих границ, не является частью общего имущества домов в силу указания закона. Кроме того, в силу ч. 1 Правил № 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества. Из договоров управления МКД от 01.04.2016 г. следует, что система наружного уличного освещения, в том числе электроопоры, линии электропередач не включены в состав общего имущества. Просят удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель администрации города Благовещенска возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В силу ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно публичной кадастровой карте земельные участки для многоквартирных домов литера 1, 2, А, расположенных в п. Мясокомбинат сформированы с учетом прилегающей территории: для многоквартирного дома Л-А земельный участок с кадастровым номером *** площадью 4 070 кв.м, для многоквартирного дома Л-1 земельный участок с кадастровым номером *** площадью 8 625 кв.м., для многоквартирного дома Л-2 земельный участок с кадастровым номером *** площадью 9 895 кв.м. Таким образом, указанные земельные участки относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Решением Благовещенской городской Думы от 25.31.2010 № 1936 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, согласно абз. 5 п. 1.3 которых придомовая территория - территория, включающая в себя территорию под жилым многоквартирным домом; проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки для выгула домашних животных; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией многоквартирного дома. В случае, когда земельный участок под многоквартирным домом сформирован в соответствии с законодательством, границы придомовой территории определяются границами этого участка. В случае, когда земельный участок под многоквартирным домом сформирован в соответствии с законодательством, границы придомовой территории определяются границами этого участка. Таким образом, обязанность организовать наружное освещение придомовой территории многоквартирных по адресу: п. Мясокомбинат Литер 1, 2, А г. Благовещенска Амурской области возлагается на собственников помещений в этом многоквартирном доме. Что касается требований № 1 и 6, то администрация г. Благовещенска не бездействует, для проведения работ по освещению остановки, дороги, необходимо время, а также денежные затраты. Работы по организации освещения в этой части администрацией г. Благовещенска ведутся. Относительно требования № 5, то в том случае, если собственниками МКД будет освещена придомовая территория, то этого будет достаточно. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебном заседании представитель Управления ЖКХ администрации города Благовещенска возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления организовывать и содержать освещение как на сформированных земельных участках, так и не на сформированных и неиспользуемых для нужд муниципального образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Сети наружного освещения придомовых территорий многоквартирных домов литера 1, 2, А, расположенных в п. Мясокомбинат относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491. Кроме того, в соответствии с п. 2.12 СанПин 2.1.2.2645-10 в части освещения дворовой территории возлагается на собственников в многоквартирных домах или управляющую компанию, которые вправе или использовать существующие сети наружного освещения (опоры) или выполнить наружное освещение путем установки светильников на фасадах дома. Таким образом, правовые основания для возложения на администрацию города Благовещенска обязанности по организации наружного освещения прилегающих к домам п.Мясокомбинат, Л-1, Л-2, Л-А территорий за счет бюджетных средств отсутствуют. Относительно заявленных требований по обеспечению наружного уличного освещения на территории внутриквартального проезда между многоквартирными домами п. Мясокомбинат, полагает данные требования также не подлежат удовлетворению в связи со следующим. Постановлением администрации города Благовещенска от 27.04.2017 г. № 1244 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Благовещенска. Указанный проезд не является автомобильной дорогой, в перечне автомобильных дорог не числится. Данный проезд предназначен для подъезда к данным домам (т.е. для обслуживания непосредственно этих домов). Таким образом, у администрации города Благовещенска обязанность по содержанию данного проезда отсутствует. Сети наружного освещения придомовых территорий многоквартирных домов п.Мясокомбинат, Л-1, Л-2, Л-А муниципальной собственностью не являются. Законодательством не предусмотрено принятие сетей наружного освещения, предназначенных для обслуживания дворовых территорий многоквартирных домов в муниципальную собственность. Что касается требований истцов о восстановлении социально-значимых объектов в районе автобусной остановки «Конечная п. Мясокомбинат» и обеспечения наружного уличного освещения на территории внутриквартального проезда от ул. Октябрьская до ул. Мясокомбинат, то действительно осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа. Однако исполнение расходных обязательства муниципального образования осуществляется в пределах средств бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год (п. 2 ст. 53 БК РФ) в рамках доведенных лимитов. Управлением ЖКХ города Благовещенска незамедлительно, на основании представления прокуратуры города Благовещенска в адрес МКП «Городской сервисно-торговый комплекс» направлен запрос о рассмотрении возможности обустройства наружного освещения на остановочном автобусном пункте в п. Мясокомбинат, расположенном в районе домов Л-1, Л-2, Л-3 и на территории внутриквартального проезда от ул. Октябрьская до ул. Мясокомбинат. По имеющейся в Управлении ЖКХ города Благовещенска информации, опоры освещения в районе автобусной остановки отсутствуют. Органом местного самоуправления опоры ни на автобусной остановке, ни на участке дороги от ул. Октябрьской до ул. Мясокомбинат, никогда не устанавливались. Таким образом, требования истцов о восстановлении электрической линии и двух опор наружного освещения в п. Мясокомбинат, находящихся в районе автобусной остановки несостоятельны. Для организации освещения в районе автобусной остановки и внутриквартальном проезде потребуется устройство новой сети с предварительной разработкой проектно-сметной документации, что является достаточно дорогостоящим и трудоемким мероприятием, в связи с чем, наиболее оптимальным является - установить опоры со светильниками, питающимися от солнечных батарей. Указанные мероприятия Управление ЖКХ города Благовещенска планирует включить в план работ на 2018 год. Таким образом, администрация города Благовещенска не бездействует, работы по организации освещения внутриквартального проезда и остановочного автобусного пункта в п. Мясокомбинат ведутся. Возложение обязанностей на орган местного самоуправления возможно только в случае наличия факта бездействия. Однако администрация города Благовещенска не уклоняется от обязанностей по организации освещения улично-дорожной сети. Работы ведутся в плановом режиме в соответствии с имеющимися лимитами. Просит в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица управляющей компании ООО «Восток» полагала требования подлежащими удовлетворению, указав, что ООО «Восток» является управляющей компанией в отношении многоквартирных домов п. Мясокомбинат Литер 1, 2, А с 01.04.2016 года. Состав общего имущества указан в Приложении 1 к договорам управления указанных многоквартирных домов. В связи с тем, что электроопоры уличного освещения не включены в состав общего имущества, так как не принадлежат собственникам на праве общей долевой собственности, ООО «Восток-13 не обслуживает данные объекты. Организация уличного освещения относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с п.1 Приложения №3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 №3020 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, и также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов относятся к муниципальной собственности. Таким образом, электрические линии наружного освещения п. Мясокомбинат являются объектами муниципальной собственности г. Благовещенска непосредственно в силу прямого указания закона. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Меркун Л.Н. является собственником жилого помещения - квартиры № *** в многоквартирном доме Литер 1, расположенном в п. Мясокомбина в г. Благовещенске, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №28/101/910/2017-3386 от 23.10.2017 года.

Терехова Н.А. является собственником жилого помещения – комнат в квартире № *** в многоквартирном доме Литер А, расположенном в п. Мясокомбината в г. Благовещенске, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №28/101/910/2017-3499 от 23.10.2017 года.

Васильева Р.И. является собственником жилого помещения квартиры № *** в многоквартирном доме Литер 2, расположенном в п. Мясокомбината в г. Благовещенске, право собственности Васильевой Р.И. на указанную квартиру возникло на основании договора № 34-34 на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан 27.01.1995 года.

Из пояснений стороны истца, что также не оспаривается стороной ответчика, и следует из материалов прокурорской проверки, наружное уличное освещение отсутствует со стороны главных фасадов (внешнего фасада) многоквартирных домов по адресу: г. Благовещенск, п. Мясокомбинат, Литер 1, 2, А; в районе остановки «Конечная» п. Мясокомбинат (автобус №26); на территории внутриквартального проезда от улицы Октябрьская с. Садовое до первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 г. Благовещенска; между многоквартирными жилыми домами п. Мясокомбинат Литер А и п. Мясокомбинат Литер 1, 2 от первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 до улицы 5-ая стройка г. Благовещенска.

В соответствии с п.3 ст.1 Устава муниципального образования города Благовещенска, утв. решением Думы города Благовещенска от 26.05.2005 N 62/89, город Благовещенск законом Амурской области наделен статусом городского округа.

Как следует из пп.25 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Решением Благовещенской городской Думы от 25.11.2010 N 19/136 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска (далее Правила), в соответствии с п.1.3 которых под благоустройством территории понимается совокупность работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения, обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, повышение комфортности условий проживания жителей, поддержание единого архитектурного облика в границах муниципального образования города Благовещенска.

Под придомовой территорией понимается территория, включающая в себя территорию под жилым многоквартирным домом; проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки для выгула домашних животных; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией многоквартирного дома.

Из материалов дела следует, что земельные участки для многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Благовещенск, п. Мясокомбинат, Литер 1, 2, А сформированы с учетом прилегающей территории:

для многоквартирного дома Л-А - земельный участок с кадастровым номером *** площадью 4 070 кв.м,

для многоквартирного дома Л-1 - земельный участок с кадастровым номером *** площадью 8 625 кв.м.,

для многоквартирного дома Л-2 - земельный участок с кадастровым номером *** площадью 9 895 кв.м.

Доводы истцов и представителя третьего лица о несогласии с площадью сформированных земельных участков для многоквартирных домов с прилегающей территорией, а также их формировании без согласования с собственниками указанных МКД, судом не принимаются во внимание, поскольку данные обстоятельства не являются предметом рассмотрения настоящего дела. В отношении этих земельных участков проведен государственный кадастровый учет уполномоченным на то органом (Управлением Росреестра по Амурской области).

В соответствии с частью 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Подпунктом «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе, электрическое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В соответствии с п. п. «е», «ж» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, а также п. 2 ст. 162 ЖК РФ в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которых определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (п. 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (приложение).

Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10).

Согласно п. 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание.

Согласно пункту 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10, территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.

На основании п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме могут передать управление таким домом управляющей организации, которая будет отвечать за содержание и ремонт общего имущества.

С учётом изложенного, принимая во внимание положения статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, а также требования пунктов 5.6, 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10, и учитывая, что освещение над подъездом, пешеходные дорожки у входа в здание (в многоквартирные дома, подходы к многоквартирным домам) являются элементами общего имущества многоквартирных домов, которые должны быть освещены с целью обеспечения благоприятных условий проживания, обязанность по выполнению указанных требований действующего законодательства лежит на собственниках многоквартирных домов или управляющей компании, обеспечивающей техническое обслуживание общего имущества собственников многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, исковые требования Меркун Л.Н., Васильевой Р.И., Тереховой Н.А. в части возложения обязанности на администрацию города Благовещенска не позднее одного календарного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить наружное уличное освещение посредством четырех электропор со стороны главного фасада многоквартирного жилого дома по адресу: п. Мясокомбинат Литер 1, обеспечить наружное уличное освещение посредством трех электропор со стороны главного фасада многоквартирного жилого дома по адресу: п. Мясокомбинат Литер 2, обеспечить наружное уличное освещение посредством двух электропор со стороны внешнего фасада многоквартирного жилого дома по адресу: п. Мясокомбинат Литер А удовлетворению не подлежат.

Рассматривая исковые требования в остальной части, суд приходит к следующему.

Как указывалось ранее, в соответствии с пп.25 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц).

В силу положений п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Как установлено в судебном заседании, уличное искусственное освещение отсутствует в районе автобусной остановки «Конечная» п. Мясокомбинат» (автобус №26), на территории внутриквартального проезда от улицы Октябрьская с. Садовое (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) до первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) г. Благовещенска Амурской области, на территории внутриквартального проезда между многоквартирными жилыми домами п. Мясокомбинат Литер А и п. Мясокомбинат Литер 1, 2 от первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) до улицы 5-ая стройка (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) г. Благовещенска Амурской области.

При этом указанная территория в силу выше приведенных норм закона относится к местам общего пользования и в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация уличного освещения указанной территории относится к компетенции органов местного самоуправления.

В судебном заседании сторона ответчика ссылалась на то, что администрация города Благовещенска не уклоняется от обязанностей по организации освещения улично-дорожной сети, работы ведутся в плановом режиме в соответствии с имеющимися лимитами, а возложение обязанностей на орган местного самоуправления возможно только в случае наличия факта бездействия.

Между тем, в указанных районах п. Мясокомбинат г. Благовещенска отсутствует освещение длительное время (с июля 2017 года), что нарушает права истцов, проживающих в этом районе, на личную безопасность в темное время суток, отсутствие освещения влечет угрозу жизни и здоровью истцов, поскольку, в том числе влияет на безопасность дорожного движения.

Решение вопроса об объектах освещения не может быть поставлена в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по освещению уличного освещения в 2018 году.

Наличие искусственного освещения в городах в вечернее и ночное время прямо предусмотрено санитарными нормами и правилами.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Пунктом 4.6 ГОСТа Р 50597-93 предусмотрено, что дороги должны иметь наружное освещение.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 783 введен в действие свод правил «СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», разделом 7 которого установлены требования к освещению улиц, дорог и площадей, пешеходных переходов, пешеходных пространств.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Благовещенска Амурской области в срок не позднее одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать наружное уличное освещение: в районе автобусной остановки «Конечная» п. Мясокомбинат» г. Благовещенска Амурской области (автобус №26), на территории внутриквартального проезда от улицы Октябрьская с. Садовое (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) до первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) г. Благовещенска Амурской области, на территории внутриквартального проезда между многоквартирными жилыми домами п. Мясокомбинат Литер А и п. Мясокомбинат Литер 1, 2 от первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) до улицы 5-ая стройка (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) г. Благовещенска Амурской области. Указанный срок (месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу), суд полагает разумным с учетом того, что отсутствие уличного освещения прямо влияет на безопасность истцов.

Однако, учитывая, что вопрос организации уличного освещения отнесен непосредственно к ведению органа местного самоуправления, при этом орган местного самоуправления вправе самостоятельно избрать способ реализации данной обязанности в соответствии с установленными санитарными правилами и требованиями, суд не находит правовых оснований для возложения обязанности на администрацию г. Благовещенска организовать наружное уличное освещение путем восстановления социально-значимых объектов - электрической линии и двух опор наружного освещения. Организация наружного уличного освещения в указанных районах, в том числе в районе автобусной остановки «Конечная» п. Мясокомбинат» (автобус №26), администрацией г. Благовещенска подлежит в соответствии с установленными санитарными правилами и требованиями.

Довод представителя ответчика в отношении требования истцов № 5, о том, что в случае, если собственниками МКД будет освещена придомовая территория, то этого будет достаточно, суд находит несостоятельным, поскольку обязанность по организации наружного уличного освещения на территории внутриквартального проезда от улицы Октябрьская с. Садовое до первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 г. Благовещенска, возложена на орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Меркун Л. Н., Васильевой Р. И., Тереховой Н. А. удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска Амурской области в срок не позднее одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать наружное уличное освещение:

в районе автобусной остановки «Конечная» п. Мясокомбинат» г. Благовещенска Амурской области (автобус №26),

на территории внутриквартального проезда от улицы Октябрьская с. Садовое (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) до первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) г. Благовещенска Амурской области,

на территории внутриквартального проезда между многоквартирными жилыми домами п. Мясокомбинат Литер А и п. Мясокомбинат Литер 1, 2 от первого торца многоквартирного жилого дома п. Мясокомбинат Литер 1 (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) до улицы 5-ая стройка (координаты Google-спутник (https://maps.google.ru) ***) г. Благовещенска Амурской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований Меркун Л. Н., Васильевой Р. И., Тереховой Н. А. к администрации г. Благовещенска Амурской области об установлении количества опор в районе автобусной остановки, обеспечения наружного уличного освещения со стороны главного фасада многоквартирных жилых домов по адресу: г. Благовещенск, п. Мясокомбинат, Литер 1, Литер 2, со стороны внешнего фасада многоквартирного жилого дома Литер А п. Мясокомбинат - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Диких

Решение в окончательной форме принято 12 декабря 2017 года.

Председательствующий судья Е.С. Диких