ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-943/12 от 29.03.2012 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-943/12


РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Вергуновой Е.М.

при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по заявлению ФИО1 и ФИО2 о признании незаконными и отмене Постановления главы администрации г. Сочи № 42 от 20.01.2012 года «Об исключении ФИО1 из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» и Постановления главы администрации г. Сочи № 58 от 25.01.2012 года «Об исключении ФИО2 из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд Центрального района г. Сочи о признании Постановления главы администрации г. Сочи № 42 от 20.01.2012 года «Об исключении ФИО1 из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» и Постановления главы администрации г. Сочи № 58 от 25.01.2012 года «Об исключении ФИО2 из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» незаконными и их отмене.

Заявление мотивировано тем, что Постановлением Главы города Сочи от 01.04.2002 года № 211/29 «О переводе комнат общежития Сочинского Центрального военного санатория по <адрес> в Хостинском районе в статус комнат для семейного поселения» помещения в цокольном этаже дома по <адрес> в г. Сочи переведены в статус комнат для семейного поселения. На основании этого 05 апреля 2002 года ФИО2 выдан ордер на занятие комнаты в доме по <адрес> в г. Сочи площадью 13.3 кв.метров. На основании постановления Администрации Хостинского района г. Сочи от 29 апреля 1998 года № 388/1 ФИО1 выдан ордер на занятие комнаты в доме по <адрес> в г. Сочи площадью 13.4 кв. метров. В настоящее время ФИО2 в комнате проживает вдвоем с мужем Р М.Н., ФИО1 в комнате проживает одна. Комнаты и расположены в цокольном этаже дома в -помещении бывшего бомбоубежища, а Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этаже не допускается. Распоряжением Главы города Сочи от 17.12.2009 года № 1372-р помещения и жилого дома по <адрес> Хостинского внутригородского района г. Сочи признаны непригодными для проживания. Фактически они были непригодными для проживания и не могли бытьпереведены в статус комнат для семейного поселения. Постановление Главы администрации города Сочи от 01.04.2002 года № 211\29 «О переводе комнат общежития Сочинского Центрального военного санатория по <адрес> в статус комнат для семейного поселения» и выданные на основании этого ордера на занятие жилых комнат является незаконным и нарушающим требования закона, права и законные интересы граждан. ФИО2 поставлена на очередь с 2010 года в списке «Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения» под номером 22, ФИО1 в Хостинском районе г. Сочи под номером 3, о чем они были уведомлены МУП «Квартирно-правовая служба города» по результатам рассмотрения жилищного вопроса гражданина. В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются согласно п. 1 этой же статьи гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Решением Центрального районного суда г. Сочи от 11 мая 2011 года на администрацию города Сочи возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке отдельные благоустроенные жилые помещения ФИО1 и ФИО2 на состав семьи два человека: ей и её мужу Р М.Н., заключив с ними договор социального найма. Решение суда вступило в законную силу. Однако постановлениями главы администрации г. Сочи от 20.01.2012 года и от 58 от 25.01.2012 года ФИО2 и ФИО1 были исключены из списка граждан, нуждающихся в жилищных помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» по основаниям неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет. Заявители считают, что названные постановления незаконны и подлежат отмене, так как они были включены в списки нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, что установлено решением Центрального районного суда г. Сочи от 11 мая 2011 года.

В судебном заседании заявители и их представитель по доверенностям ФИО3 заявленные требования поддержали.

Представитель администрации г. Сочи по доверенности ФИО4 требования заявителей не признала, просила в их удовлетворении отказать, так как заявители были поставлены в очередь на внеочередное получение жилых помещений неправомерно, при отсутствии у них статуса малоимущих граждан, как это предусмотрено Законом Краснодарского края и разъяснением Конституционного Суда РФ.

Выслушав участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Заявители ФИО1 и ФИО2 оспаривают постановления Главы администрации г. Сочи от 20.01.2012 года и от 58 от 25.01.2012 года, которыми заявители исключены из списка граждан, нуждающихся в жилищных помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» по основаниям неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет (л.д. 10,11).

Заявление ФИО1 и ФИО2 поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1).

Таким образом, заявителями не пропущен предусмотренный законом 3-месячный срок для обращения в суд с жалобой в порядке ст. 25 Гражданского Процессуального Кодекса РФ.

Материалами дела установлено следующее.

Постановлением Главы города Сочи от 01.04.2002 года № 211/29 «О переводе комнат общежития Сочинского Центрального военного санатория по <адрес> в Хостинском районе в статус комнат для семейного поселения» помещения в цокольном этаже дома по <адрес> в г. Сочи переведены в статус комнат для семейного поселения.

На основании этого 05 апреля 2002 года ФИО2 выдан ордер на занятие комнаты в доме по <адрес> в г. Сочи площадью 13.3 кв.метров.

На основании постановления Администрации Хостинского района г. Сочи от 29 апреля 1998 года ФИО1 выдан ордер на занятие комнаты в доме по <адрес> в г. Сочи площадью 13.4 кв. метров.

Распоряжением Главы города Сочи от 17.12.2009 года -р помещения и жилого дома по <адрес> Хостинского внутригородского района г. Сочи признаны непригодными для проживания.

В связи с этим, на основании Распоряжения главы администрации Центрального района г. Сочи от 24.02.2010 года ФИО2 включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» под номером , ФИО5 - на основании распоряжения Главы администрации Хостинского района г. Сочи от 16.03.2010 года - под номером .

Оспариваемым Постановлением главы города Сочи от 20.01.2012 года «Об исключении ФИО1 из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 и п.1 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Определением Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П, с учетом заключения департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 11.08.2011 года ФИО1 исключена из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, постановление вступило в силу со дня его подписания.

Оспариваемым Постановлением главы города Сочи от 25.01.2012 года «Об исключении ФИО2 из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 и п.1 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Определением Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П, с учетом заключения департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 11.08.2011 года ФИО2 исключена из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, постановление вступило в силу со дня его подписания.

Заявители считают, что названные постановления главы города Сочи являются незаконными и подлежат отмене, так как заявители были включены в списки нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, что установлено решением Центрального районного суда г. Сочи от 11 мая 2011 года.

В соответствии со статьей 13 Жилищного Кодекса РФ определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.

Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», разработанным на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что малоимущие граждане - граждане и члены их семей (одиноко проживающие граждане), признанные органом местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений малоимущими по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.1 ч.1 ст.1).

Малоимущими гражданами в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях признаются граждане и члены их семей (одиноко проживающие граждане), имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, определяемой в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, которую необходимо приобрести гражданину и членам его семьи (одиноко проживающему гражданину) для обеспечения их жилыми помещениями по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования (ст.3 п.1.

Доводы заявителей и их представителя о том, что ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ не предусмотрено ограничения в виде предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма только лицам, признанным в установленном порядке малоимущими, в связи с чем, оспариваемые постановления главы города Сочи являются незаконными и подлежат отмене, суд признает не состоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются согласно п. 1 этой же статьи гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

На основании ст. 79 того же федерального конституционного закона решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

В соответствии с ч.1 ст. 11 ст. Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» совершеннолетний дееспособный гражданин, действующий в личных интересах и интересах членов своей семьи (одиноко проживающий гражданин), в целях признания их малоимущими (далее - заявитель) обращается по месту своей регистрации (по месту жительства) в уполномоченный орган с заявлением о признании его и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - заявление), в котором указывает сведения о составе своей семьи с учетом положений статьи 2 настоящего Закона.

Решение о признании (отказе в признании) заявителя и членов его семьи малоимущими принимается органом местного самоуправления на основании письменного заключения уполномоченного органа о наличии законных оснований для признания (отказа в признании) заявителя и членов его семьи малоимущими (ч.1 ст.14 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»).

Порядок принятия решения о признании (отказе в признании) заявителя и членов его семьи малоимущими устанавливается органом местного самоуправления (ч.2 ст.14 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»).

В соответствии со ст. 14 Жилищного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, среди прочих, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и др.

На основании Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" администрацией города Сочи принято Постановление от 28.04.2010 года № 468 «Об утверждении Порядка принятия решения о признании (отказе в признании) гражданина и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Сочи», которым определен порядок принятия решения о признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Названным постановлением от 28.04.2010 года № 468 установлена единая процедура рассмотрения обращений граждан по вопросу признания малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Сочи. Так, граждане для признания их и членов их семей малоимущими обращаются с письменным заявлением на имя главы администрации соответствующего внутригородского района города Сочи по месту их постоянного жительства. Заявление подается гражданином в уполномоченный орган по месту его жительства (п.2.1.). В отношении заявителя и членов его семьи формируется регистрационное дело, порядок формирования которого определяется департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (п.2.6). Распоряжение главы администрации соответствующего внутригородского района города Сочи о признании (отказе в признании) гражданина и членов его семьи малоимущими принимается не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления гражданином в отдел экономики и прогнозирования администрации внутригородского района города Сочи всех необходимых документов (п.3.2). Гражданин и члены его семьи, в отношении которых принято распоряжение главы администрации соответствующего внутригородского района города Сочи о признании их малоимущими, имеют право в течение 1 года со дня принятия распоряжения в порядке, установленном Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органам местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", обратиться в администрацию соответствующего внутригородского района города Сочи с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.3.5).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается заявителями, последние в установленном законом порядке малоимущими гражданами не признаны.

Заявитель ФИО2 включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» на основании Распоряжения главы администрации Центрального района г. Сочи от 24.02.2010 года, ФИО5 - на основании распоряжения Главы администрации Хостинского района г. Сочи от 16.03.2010 года, т.е. после принятия Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П.

Таким образом, включение их в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» обоснованно признано Главой города Сочи неправомерным.

Оспариваемые Постановления главы города Сочи приняты им в соответствии с действующим законодательством, в пределах своей компетенции.

С учетом вышеизложенного, суд не усматривает оснований для признания оспариваемых постановлений главы города Сочи противоречащими закону и подлежащими отмене.

Ссылку заявителей на решение Центрального районного суда г. Сочи от 11 мая 2011 года, которым на администрацию города Сочи возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке отдельные благоустроенные жилые помещения ФИО1 и ФИО2 на состав семьи два человека: ей и её мужу Р М.Н., заключив с ними договор социального найма, суд не может принять во внимание, поскольку на момент принятия указанного решения суда заявители состояли в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем», и проверка правомерности включения заявителей в списки нуждающихся во внеочередном обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма не являлась предметом судебного разбирательства по названному гражданскому делу.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 о признании Постановления главы администрации г. Сочи от 20.01.2012 года «Об исключении ФИО1 из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» и Постановления главы администрации г. Сочи от 25.01.2012 года «Об исключении ФИО2 из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Внеочередное обеспечение жильем» - отказать.

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение суда изготовлено 04.04.2012 года.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий: