Дело № 2-943/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 09 октября 2017 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кучуковой Н.В.,
при секретаре Павленко Н.В.,
с участием:
представителя истца - администрации Приморско-Ахтарского городского поселения – ФИО1, действующего на основании доверенности,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к ФИО2 о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности, мотивируя его тем, что 17.05.2013 года между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка №, с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., под бойней, адресная часть: <адрес>.
В соответствии с п. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения с 01.03.2015 года.
Распоряжением главы администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 02.11.2015 года № 467-р «О передаче договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, находящихся на хранении и учете в администрации муниципального образования Приморско- Ахтарский район», указанный договор аренды был передан от муниципального района городскому поселению.
Проведенная проверка поступления арендной платы показала, что за ФИО2 по договору аренды образовалась задолженность: по основному обязательству за период с 10.01.2017 по 10.07.2017 в размере - 58 365,82 руб. и пеня за период с 11.01.2017 по 11.07.2017 в размере - 2 590,83 руб., в связи с чем в его адрес была направлена претензия, но ответа на нее не последовало.
Согласно п. 2.4. договора аренды, арендная плата исчисляется ежемесячно, равными частями из расчета за календарный год.
Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.10 ст. 3 Федерального закона).
Как установлено п.1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства по договору должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с его условиями.
Односторонний отказ от обязательств не допускается (ст. 310 ГК РФ). Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а также своевременно производить платежи за землю (ст. 42 ЗК РФ).
В случае невнесения арендной платы в установленный договором аренды срок, Арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевая ставка) ЦБ РФ за каждый день просрочки (п. 5.2. договора аренды).
Таким образом, ФИО2 не исполняет надлежащим образом обязательств по договору аренды в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере - 60 956,65 руб., в связи с чем администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила взыскать с ФИО2 в пользу администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско- Ахтарского района задолженность по арендной плате за период с 10.01.2017 года по 10.07.2017 года в сумме - 58 365,82 рублей, а также образовавшуюся пеню за период с 11.01.2017 года по 11.07.2017 года в сумме - 2 590,83 руб.
В последующем исковые требования были уточнены и администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района просила суд взыскать с ФИО2 в ее пользу задолженность по арендной плате за период с 10.01.2017 года по 10.07.2017 года в сумме 58365,82 рубля и пеню за период с 11.01.2017 года по 11.07.2017 года в размере 2590,83 рубля и расторгнуть договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № от 17.05.2013 года.
В судебном заседании представитель истца – ФИО1, действующий на основании доверенности, размер исковых требований увеличил и просил суд взыскать с ответчика ФИО2 в пользу администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района задолженность по арендной плате за период с 10.01.2017 года по 3.10.2017 года в сумме 76004,67 рублей и образовавшуюся пеню за период с 11.01.2017 года по 11.09.2017 года в сумме 3378,05 рублей, обосновывая исковые требования тем, что пунктом 2.3. договора аренды, установлено: размер ежегодной арендной платы установлен на момент подписания договора аренды и в дальнейшем может пересматриваться по требованию Арендодателя в связи с инфляцией цен и в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в действующее законодательство и нормативные акты Российской Федерации и Краснодарского края, а также в связи с изменением Арендатором цели использования земельного участка. Соглашение об изменении арендной платы фиксируется и оформляется Приложением к договору аренды и подписывается сторонами.
Стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами.
Размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (ст. 424, 614 ГК РФ). При этом участники сделки не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды. Администрация городского поселения фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе тогда, когда условия договора не предусматривают его односторонне изменение.
Таким образом, учитывая требование законодательства, арендная плата за землю, находящуюся в государственной (муниципальной) собственности относится с категории регулируемых цен нормативно-правовыми актами, соответственно и наличие либо отсутствие в подобном договоре специального соглашения (приложения), на установленную законом ставку арендной платы влиять не может. Поэтому представитель администрации Приморско-Ахтарского городского поселения ФИО1 просит суд взыскать с ФИО2 в пользу администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района задолженность по арендной плате за период с 10.01.2017 года по 03.10.2017 года в размере 76004, 67 рублей и образовавшуюся пеню за период с 11.01.2017 года по 11.09.2017 года в размере 3378,05 рублей.
Ответчик ФИО2 уточненные исковые требования не признал и суду пояснил, что договор аренды № от 17.05.2013 года сторонами расторгнут. Об изменении порядка и способа начисления арендной платы по договору аренды, администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района его не уведомила, поэтому он просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, находит уточненные исковые требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, 17.05.2013 года между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка №, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., под бойней, адресная часть: <адрес>.
В соответствии с п. 3.3. Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения с 01.03.2015 года.
Распоряжением главы администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 02.11.2015 года № 467-р «О передаче договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Приморско - Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, находящихся на хранении и учете в администрации муниципального образования Приморско- Ахтарский район», указанный договор аренды был передан от муниципального района городскому поселению.
Пунктом 2.3. договора аренды, установлено, что размер ежегодной арендной платы установлен на момент подписания договора аренды и в дальнейшем может пересматриваться по требованию Арендодателя в связи с инфляцией, индексацией цен и в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в действующее законодательство и нормативные акты Российской Федерации и Краснодарского края, а также в связи с изменениями Арендатором цели использования земельного участка. Соглашение об изменении арендной платы фиксируется и оформляется Приложением к договору аренды и подписывается сторонами.
Соглашением № от 03.10.2017 года о расторжении договора аренды земельного участка, указанный договор аренды был расторгнут.
Согласно п. 4 статьи 450 ГК РФ, сторона, которой Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, другими природными ресурсами.
Согласно ч. 3 статьи 2 ЗК РФ, на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов (утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского от 21.03.2016 года № 121) определяет размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые разграничена на территории Краснодарского края, действовало Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 года № 50 «О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края».
Так п. 12 Порядка, определено, что арендная плата ежегодно, но не раннее, через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало соответствующего финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Арендная плата, рассчитанная на основании кадастровой стоимости земельного участка либо рыночной стоимости земельного участка, подлежит перерасчету в связи с изменением, соответственно, кадастровой стоимости земельного участка либо рыночной стоимости земельного участка (п.13 Порядка).
Предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными пpaвовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (ст. 450.1. ГК РФ).
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (п.1 ст. 452 ГК РФ).
В силу п. 1 статьи 424 ГК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Порядок определения размера, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований ст. 22, 65 ЗК РФ, Правительством РФ принято Постановление № 582, действующее с 04.08.2009 года, и регламентирующее вопросы определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Поскольку, регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров таких земельных участков, независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами.
Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (ст. 424, 614 ГК РФ). При этом участники сделки не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Стоимость аренды земель, находящихся в публичной собственности порядок ее определения регулируются государством, принятые по данным вопросам нормативные правовые акты являются общеобязательными с момента вступления их в силу, независимо от воли сторон сделки и без внесения в текст арендного договора соответствующих изменений.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 года № 9069/11 отмечено, что публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения.
Таким образом, учитывая требования законодательства, арендная плата за землю, находящуюся в государственной (муниципальной) собственности относится к категории регулируемых цен нормативно-правовыми актами, соответственно, и наличие либо отсутствие в подобном договоре специального соглашения (приложения) на установленную законом ставку арендной платы влиять не может.
Истцом представлен суду акт сверки взаиморасчетов по аренде спорного земельного участка, согласно которому задолженность по арендной плате составляет 76004, 67 рублей, пеня - 3378,05 рублей. Судом проверена правильность представленного расчета.
При таких обстоятельствах, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к ФИО2 о взыскании задолженности, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района задолженность по арендной плате за период с 10.01.2017 года по 03.10.2017 года в размере 76004, 67 рублей и образовавшуюся пеню за период с 11.01.2017 года по 11.09.2017 года в размере 3378,05 рублей, а всего – 79382,72 рубля.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход государства в размере 2581,48 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Приморско-Ахтарский районный суд.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда Н.В. Кучукова