ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-943/2023 от 21.11.2023 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-943/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 21 ноября 2023 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре судебного заседания Уткиной П.С.,

с участием истца Хабарова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабарова ... к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности выполнить постановление о выделении субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору на приобретение жилого помещения,

установил:

Хабаров С.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности выполнить постановление о выделении субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору на приобретение жилого помещения.

В обоснование исковых требований Хабаровым С.А. указано, что его семья проживала в деревянном 20-ти квартирном доме по адресу: <Адрес>. Дом был включен в программу переселения из аварийного жилья на 2019-2025 годы. Его супругой (ФИО3) и им, как созаемщиком, была взята ипотека и приобретен жилой дом по адресу: <Адрес>. В администрацию были предоставлены все необходимые документы для получения субсидии, где возник вопрос о собственнике дома, так как дом был записан на супругу. Квартира была оформлена на него. Ему было предложено переписать половину дома на свое имя. Затратив на оплату услуг нотариуса денежные средства, после года обещаний, ему от ответчика пришел отказ в получении субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору на приобретение жилого помещения.

Определением суда от 19 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.

Истец Хабаров С.А. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что Хабаров С.А., как собственник аварийного помещения, имеющий право на получение дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии, не является стороной договора купли-продажи жилого помещения по адресу: <Адрес>, правовые основания в предоставлении Хабарову С.А. дополнительных мер поддержки в форме субсидии, отсутствуют.

Представитель третьего лица в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что Хабаров С.А., собственник аварийного помещения, имеющий право на получение дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии, не является стороной договора купли-продажи жилого помещения, направить средства субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору на приобретение жилого помещения не представляется возможным.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (далее - субсидия).

Постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» утвержден Порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии.

Во исполнение указанной нормы Федерального закона № 473-ФЗ пунктом 5 статьи 1 и пунктом 4.3.1 статьи 3 Областного закона от 30 марта 2021 г. № 396-24-ОЗ о внесении изменений в статьи 1 и 3 областного закона «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» и областной закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» создана правовая основа для реализации указанных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Архангельской области, в том числе определено, что условия и порядок предоставления субсидии предусматриваются постановлением Правительства Архангельской области.

Правительством Архангельской области в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, вступивших в силу 28 декабря 2019 г., и законодательства Архангельской области утвержден Порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии (далее - Порядок).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 21 Порядка для предоставления субсидии собственник аварийного помещения в случае уплаты первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплата процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) в кредитной организации, за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам (займам), предоставляет в органы местного самоуправления следующие документы:

а) копию договора купли-продажи жилого помещения (индивидуального жилого дома, части индивидуального жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты), стороной которого является собственник аварийного помещения, в случае заключения такого договора;

б) копию договора об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, зарегистрированного в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», стороной которого является собственник аварийного помещения, в случае заключения такого договора;

в) копию кредитного договора (договора займа), стороной которого является собственник аварийного помещения;

г) справку, выданную кредитной организацией, содержащую сведения об остатке основной суммы долга и процентов, без учета штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств.

В судебном заседании установлено, что Хабаров С.А. являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>.

Распоряжением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 07 апреля 2014 г. № 160 многоквартирный дом по адресу: <Адрес>, был включен в реестр аварийных домов на территории города Онеги Архангельской области на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 23 декабря 2013 г. № 34.

Указанный многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., являющийся приложением № 2 к адресной программе Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп.

В целях реализации адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп, администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район», действующей от имени муниципального образования «Онежское», было составлено соглашение № 56 от 11 августа 2022 года об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.

Хабаров С.А. выбрал способ реализации своих жилищных прав - получение возмещения в денежной форме.

11 августа 2022 г. между Хабаровым С.А. и администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» (муниципальное образование) заключено соглашение № 56 об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, по условиям которого собственник передает квартиру ... в собственность муниципального образования «Онежский муниципальный район», а муниципальное образование обязуется выплатить собственнику за данную квартиру возмещение. Размер возмещения за объект составляет 1 119 398 рублей.

Денежные средства по соглашению об изъятии выплачены Хабарову С.А., что признано истцом в судебном заседании.

Ранее, согласно заключенному договору купли-продажи от 22 июня 2020 г. супругой Хабарова С.А. – ФИО3 было приобретено недвижимое имущество - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <Адрес>. Истец Хабаров С.А. не указан стороной договора купли-продажи жилого дома и земельного участка.

Приобретение жилого дома и земельного участка стоимостью 706 000 рублей частично осуществлялось за счет средств кредита, предоставленного ПАО «Сбербанк», на основании кредитного договора № 93793879 от 22 июня 2020 г., созаемщиками по которому являются Хабаров С.А. и покупатель недвижимого имущества ФИО3

Администраций муниципального образования «Онежский муниципальный район» на основании постановления от 08 декабря 2022 года № 2133 и постановления № 827 от 10 апреля 2023 г. первоначально было принято решение о предоставлении и перечислении Хабарову С.А. субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору.

Вместе с тем постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 22 июня 2023 года № 1267 отменено постановление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 827 от 10 апреля 2023 г. «О перечислении субсидии Хабарову С.А.» по тем основаниям, что Хабаров С.А., собственник аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, не является стороной договора купли-продажи жилого помещения - 1/2 доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, кадастровый ....

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Хабарова С.А. о возложении на ответчика обязанности выполнить постановление о выделении субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору на приобретение жилого помещения.

Согласно заключенному договору купли-продажи от 22 июня 2020 года недвижимое имущество (жилой дом и земельный участок по адресу: <Адрес>) приобретено ФИО3

Приобретение жилого дома и земельного участка осуществлялось за счет средств кредита, созаемщиками которого являются не только покупатель недвижимого имущества ФИО3, но и получатель субсидии Хабаров С.А.

Между тем, собственником аварийного помещения, имеющим право на получение дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору на приобретение жилого помещения является Хабаров С.А.

В связи с тем, что Хабаров С.А., как собственник аварийного помещения, имеющий право на получение дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии, не является стороной договора купли-продажи жилого помещения по адресу: <Адрес>, правовые основания в предоставлении Хабарову С.А. дополнительных мер поддержки в форме субсидии у ответчика отсутствовали.

Нотариальное соглашение от 27 октября 2022 года не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку фактически составлено через значительный период времени после заключения договора купли-продажи от 22 июня 2020 г., его содержание свидетельствует лишь о разделе между супругами ФИО3 и Хабаровым С.А. нажитого в период брака имущества (жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <Адрес>) и не является основанием для внесения изменений в договор купли-продажи от 22 июня 2020 г. в части стороны договора.

Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

Региональный законодатель вправе по собственному усмотрению осуществлять субъектную дифференциацию получателей мер социальной поддержки в рамках имеющегося финансирования.

Суд также обращает внимание на неоднократно сформулированные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из которых следует, что сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть I), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 390-0 и 398-0, от 12 ноября 2008 года N 1051-0-0 и другие).

Кроме того, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом.

По настоящему делу истец просит обязать ответчика выполнить постановление о выделении субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору на приобретение жилого помещения.

Вместе с тем постановление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 827 от 10 апреля 2023 г. «О перечислении субсидии Хабарову С.А.» отменено постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 22 июня 2023 года № 1267. В связи с чем постановление ответчика от 08 декабря 2022 года № 2133 о предоставлении Хабарову С.А. субсидии также является недействительным. При этом постановление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от 22 июня 2023 года № 1267 не оспорено и незаконным не признано.

Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа Хабарову С.А. в удовлетворении исковых требований.

Учитывая, что в удовлетворении требований отказано, то судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Хабарова ... (паспорт серия ...) к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (ИНН 2906002459) о возложении обязанности выполнить постановление о выделении субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору на приобретение жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий подпись А.А. Кузнецов

...

...