ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-943/2023 от 22.05.2023 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

57RS0023-01-2023-000306-44

Дело №2-943/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2023 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Лигус О.В.,

при секретаре Карягиной М.А., Бархатовой Д.Р.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика прокуратуры Орловской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к прокуратуре Орловской области о восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к прокуратуре Орловской области о восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда.

В обоснование указал, что работал в должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. 20.12.2022 издан приказ прокурора области № 458-к об освобождении ФИО1 от занимаемой должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и увольнении из органов прокуратуры Орловской области в связи с сокращением штата (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации),.

Просит суд признать незаконным его увольнение в связи с тем, что фактического сокращения численности штата не было, во время предупреждения об увольнении, ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности, в связи с чем, просил суд восстановить на работе, взыскать компенсацию за вынужденный прогул и компенсацию морального вреда.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям изложенным в письменных возражениях, полагала, что процедура увольнения по данному основанию не была нарушена, просили суд исковые требования оставить без удовлетворения.

Суд выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее ФЗ от 17.01.1992 №2202-1) систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В силу ч.3 ст.15 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Статьей 17 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 установлено, что Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Генеральный прокурор Российской Федерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры.

В силу ст.18 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.

В соответствии со ст.40 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок проведения организационно-штатных мероприятий в органах прокуратуры регламентируется приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2013 № 261 «О порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» (далее – Приказ № 261).

Согласно п. 3.4 Инструкции, утвержденной Приказом № 261 вопросы определения штатной численности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур; структуры аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, включая образование, слияние, разделение и ликвидацию управлений и отделов, установления и исключения должностей первых заместителей и заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, должностей их старших помощников и помощников по особым поручениям, относятся к исключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации.

Установление (исключение) должностей помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров отделов (управлений), заместителей начальников управлений и отделов в аппарате прокуратуры субъекта Российской Федерации, осуществляются прокурором субъекта только в пределах установленной Генеральным прокурором Российской Федерации штатной численности (п. 3.5 Инструкции).

Пунктом 1.5 Инструкции указано на необходимость проведения организационно-штатных мероприятий в целях совершенствования структуры органа или организации прокуратуры с учетом задач, функций и объема работы.

Судом установлено, что ФИО1 занимал должность старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации осуществлялся анализ работы прокурорских работников, осуществляющих надзор за законностью исполнения уголовных наказаний. На территории Орловской области имеются следующие поднадзорные исправительные учреждения: исправительные колонии общего (строгого) режимов – 3, колонии поселений – 2, следственный изолятор – 1.

Непосредственный надзор за исправительными учреждениями, расположенными на территории Орловской области, осуществляется Орловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области, за исключением ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области и Управлением ФСИН России по Орловской области (надзор аппарата прокуратуры области).

В целях оптимизации структуры и штатного расписания аппарата прокуратуры Орловской области приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.09.2022 № 33-ш «О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарата прокуратуры Орловской области» исключена из штатного расписания должность старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, и за счет высвободившейся штатной единицы в аппарате прокуратуры Орловской области установлена должность помощника прокурора области по особым поручениям.

Во исполнение приказа Генерального прокурора № 33-ш прокурором Орловской области издан приказ № 3-ш от 28.09.2022 «О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарат прокуратуры Орловской области» согласно которому с 30.12.2022 из штатного расписания исключена должность старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и за счет высвободившейся штатной численности с 01.01.2023 в штатном расписании установлена должность помощника прокурора Орловской области по особым поручениям.

Во исполнение пункта 3 Приказа № 261 в установленный срок копия приказа прокурора области № 3-ш от 28.09.2022 «О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарат прокуратуры Орловской области» направлено в Главное управление кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, замечаний не поступило.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).

Суд полагает, что такая обязанность прокуратурой Орловской области соблюдена.

28.09.2022 ФИО1 был письменно предупрежден о сокращении и предстоящем увольнении 30.12.2022 в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

В течение указанного времени ФИО1 предлагались к замещению все имеющиеся в этот период вакантные должности в органах прокуратуры области.

В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции о порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом № 261 (далее – Инструкция), данные в штатное расписание вносятся по состоянию на 1 ноября в соответствии с утвержденной структурой и штатной численностью, а также с учетом изданных на указанную дату приказов (организационно-штатных, о назначении, об увольнении и др.).

Таким образом, по состоянию на 01.11.2021 согласно штатному расписанию на 2022 год были вакантны следующие должности, соответствующие квалификации истца:

- прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области – замещена ФИО3 (приказ прокурора области от 15.12.2021 № 570-к)

- прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства – замещена ФИО4 (приказ прокурора области от 03.11.2021 № 499-к)

- старший помощник прокурора области по обеспечению собственной безопасности и физической защиты – замещена ФИО5 (приказ Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 1161-к)

- помощник прокурора Советского района г. Орла – замещена ФИО6 (приказ прокурора от 02.11.2021 № 491-к)

- помощник прокурора Дмитровского района – замещена ФИО7 (приказ прокурора области от 30.11.2021 № 542-к)

- помощник Мценского межрайонного прокурора - замещена ФИО8 (приказ прокурора области от 15.12.2021 № 571-к)

- помощник Новодеревеньковского межрайонного прокурора – замещена ФИО9 (приказ прокурора области от 01.11.2021 № 485-к)

28.09.2022 ФИО1 был письменно предупрежден о сокращении и предстоящем увольнении 30.12.2022 в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

В течение указанного времени ФИО1 предлагались к замещению все имеющиеся в этот период вакантные должности в органах прокуратуры области:

- помощник прокурора Советского района г. Орла:

С 22.09.2022 вакантна должность помощника прокурора Советского района г. Орла (приказ прокурора области от 22.09.2022 № 360-к).

28.09.2022 имеющаяся вакантная должность помощника прокурора Советского района г. Орла была предложена ФИО1 В расписке от 29.09.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

03.10.2022 замещена ФИО10 (приказ прокурора области от 30.09.2022 № 365-к)

- помощник прокурора Должанского района:

С 30.09.2022 вакантна должность помощника прокурора Должанского района (ранее занимаемая ФИО10)

30.09.2022 данная должность предложена к замещению ФИО1 В расписке от 03.10.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

10.10.2022 замещена ФИО11 (приказ прокурора области от 06.10.2022 № 370-к)

- помощник прокурора Заводского района г. Орла:

С 04.10.2022 вакантна должность помощника прокурора Заводского района г. Орла (приказ и.о. прокурора области от 03.10.2022 № 366-к)

05.10.2022 данная должность предложена к замещению ФИО1 В расписке от 05.10.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

25.10.2022 замещена ФИО12 (приказ прокурора области от 24.10.2022 № 382-к)

- помощник Хотынецкого межрайонного прокурора:

С 11.10.2022 вакантна должность старшего помощника Хотынецкого межрайонного прокурора (приказ прокурора области от 30.09.2022 № 364-к)

05.10.2022 данная должность предложена к замещению ФИО1 с 11.10.2022. В расписке от 05.10.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

26.10.2022 замещена ФИО13 (приказ прокурора области от 2610.2022 № 390-к)

- заместитель Ливенского межрайонного прокурора:

С 18.10.2022 вакантна Должность заместителя Ливенского межрайонного прокурора (приказ и.о. прокурора области от 18.10.2022 № 381-к)

19.10.2022 данная должность предложена к замещению ФИО1 В расписке от 19.10.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

- прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области:

С 29.10.2022 вакантна должность прокурора отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области (приказ прокурора области от 27.10.2022 № 392-к)

28.10.2022 данная должность предложена к замещению с 29.10.2022 ФИО1 В расписке от 28.10.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

30.11.2022 замещена ФИО13 (приказ прокурора области от 28.11.2022 № 426-к)

- прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области:

С 25.11.2022 вакантна должность прокурора отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области (приказ прокурора области от 23.11.2022 № 418-к)

25.11.2022 данная должность предложена к замещению ФИО1 В расписке от 25.11.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

20.12.2022 замещена ФИО14 (приказ прокурора области от 20.12.2022 № 457-к)

- старший помощник Хотынецкого межрайонного прокурора:

С 30.11.2022 вакантна должность старшего помощника Хотынецкого межрайонного прокурора (ранее замещаемая ФИО15)

01.12.2022 данная должность предложена к замещению ФИО1 В расписке от 01.12.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

26.12.2022 замещена ФИО16 (приказ прокурора области от 26.12.2022 № 464-к)

- помощник прокурора Заводского района г. Орла:

С 14.12.2022 вакантна должность помощника прокурора Заводского района г. Орла (приказ прокурора области от 13.12.2022 № 443-к)

14.12.2022 данная должность предложена к замещению ФИО1 В расписке от 14.12.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

16.12.2022 замещена ФИО17 (приказ прокурора области от 15.12.2022 № 449-к)

- заместитель Хотынецкого межрайонного прокурора:

С 16.12.2022 вакантна должность заместителя Хотынецкого межрайонного прокурора (ранее замещаемая ФИО17)

19.12.2022 данная должность предложена к замещению ФИО1 В расписке от 19.12.2022 ФИО1 от предложенной должности отказался.

Довод истца о том, что ему не предложили должность Ливенского межрайонного прокурора, суд находит необоснованным.

Указанная должность была вакантная в период с 13.09.2022 по 18.10.2022, однако к замещению не предлагалась, поскольку на основании ст. 16.1 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 прокурора городов и районов, приравненные к ним военный и другие специализированные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности исключительно только Генеральным прокурором Российской Федерации.

При этом, 09.09.2022 (до издания приказа Генеральным прокурором РФ о частичном изменении штата) прокурором Орловской области направлено представление и соответствующий пакет документов к назначению на должность Ливенского межрайонного прокурора советника юстиции Корнева Ивана Николаевича, замещающего на момент направления представления должность заместителя Ливенского межрайонного прокурора.

Более того, приказом прокурора области от 26.05.2022 № 31-пн ФИО1 за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора (взыскание не снятое и не погашенное), что в свою очередь исключало возможность представления его в качестве кандидата к назначению на должность Ливенского межрайонного прокурора.

Вопреки доводам истца, должность помощника прокурора области по особым поручениям в числе других вакантных должностей ФИО1 так же обоснованно не предлагалась, поскольку она введена в штат аппарата прокуратуры Орловской области только с 01.01.2023, вакансия по ней образовалась только 01.01.2023 и замещена с 09.01.2023.

Довод истца о том, что ему не предлагалась должность старшего помощника прокурора Советского района г.Орла суд так же находит необоснованным, поскольку 22.09.2022 на данную должность был назначен ФИО18, то есть до предупреждения истца о предстоящем сокращении.

Довод истца о том, что ему не предлагалась должность старшего прокурора области по взаимодействию со средствами массовой информации, суд так же находит необоснованным, поскольку указанная должность сокращалась на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.08.2022 №31ш с 06.11.2023 и вместо нее была введена должность старшего помощник в Управление по законодательству в отдел по экономическим вопросам и 09.09.2023 согласие на занятие этой должности дал Блинов, то есть до издания приказа Генерального прокурора Российской Федерации о сокращении должности которую занимал истец.

В связи с отказом ФИО1 от всех предложенных вакантных должностей 20.12.2022 издан приказ прокурора области № 458-к об освобождении ФИО1 от занимаемой должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и увольнении из органов прокуратуры Орловской области в связи с сокращением штата (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации), и произведён расчёт денежного содержания.

Таким образом гарантии, установленные ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предоставлены при увольнении ФИО1 в полном объеме.

Сокращение штата действительно имело место, с 30.12.2022 указанная должность исключена из штатного расписания; о предстоящем увольнении в связи сокращением должности истец был предупрежден в письменном виде не менее чем за два месяца до увольнения, ему были предложены вакантные должности в порядке трудоустройства, которая соответствует его уровню квалификации, образованию и опыту работы, однако согласие на замещение хотя бы одной из них ФИО1 не выразил.

Нарушений трудового законодательства при сокращении ФИО1 с должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний не допущено, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Приходя к такому выводу суд учитывает, что в соответствии с действующим законодательством работодатель самостоятельно принимает необходимые кадровые решения, определяет структуру и штатное расписание организации, данный вывод следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 10 постановления Пленума от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.01.2002 № 3-П, в Определениях от 24.09.2012 № 1690-О, от 23.12.2014 № 2873-О, от 17.07.2018 № 1894-О и других.

Законом не установлены ни количество штатных расписаний, которое должно быть у работодателя, ни конкретные сроки или периоды его изменения, либо утверждения. Таким образом, работодатель регулирует данный вопрос самостоятельно.

Порядок проведения организационно-штатных мероприятий в органах прокуратуры Российской Федерации регламентируется приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2013 № 261 «О порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» (далее – Приказ № 261).

Порядок составления и оформления штатного расписания определен в разделе 2 Инструкции о порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом № 261 (далее – Инструкция).

Согласно п. 2.1 данные в штатное расписание вносятся по состоянию на 1 ноября в соответствии с утвержденной структурой и штатной численностью, а также с учетом изданных на указанную дату приказов (организационно-штатных, о назначении, об увольнении и др.).

В соответствии с п.п. 16,17 п. 2.3 Инструкции с учетом приказов соответствующих уполномоченных должностных лиц органов и организаций прокуратуры Российской Федерации о проведении организационно-штатных мероприятий в штатное расписание вносятся соответствующие изменения.

При этом после издания приказа о проведении организационно-штатных мероприятий переутверждение соответствующим должностным лицом (п. 3.1 Инструкции) штатного расписания, утвержденного по состоянию на 1 ноября, равно как и издание отдельных приказов для внесения изменений в штатное расписание, не требуется.

Поскольку, по состоянию на 01.11.2022 истец состоял в должности «старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний» проект штатного расписания на 2023 год прокуратурой Орловской области представлен для утверждения заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (п. 3.1 Инструкции) с учетом данной должности, при этом в соответствии с положениями пункта 2.3 Инструкции, внесены соответствующие изменения согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 16.09.2022 № 33-ш «О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарата прокуратуры Орловской области» и приказу прокурора области № 3-ш от 28.09.2022 «О частичном изменении структуры и штатного расписания аппарат прокуратуры Орловской области». Должность, ранее занимаемая истцом ФИО1 из штатного расписания исключена.

Таким образом организационно - штатные мероприятия проведены в соответствии с требованиями Инструкции, в пределах штатной численности и фонда оплаты труда, установленных по прокуратуре Орловской области.

Вопреки доводам истца должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и должность помощника прокурора области по особым поручениям неравнозначны как по объему возложенных должностных обязанностей, должностному положению, так и денежному содержанию (должностным окладам).

Так, неравнозначность должностных обязанностей старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и помощника прокурора области по особым поручениям усматривается из утвержденных прокурором области положений в отношении указанных должностей.

На помощника прокурора области по особым поручениям возложено: анализ информации, подготовленной иными подразделениями аппарата прокуратуры области для внесения предложений по повышению роли прокурорского надзора, улучшении организации работы органов прокуратуры области; осуществление подготовки информационно-аналитических материалов по основным направлениям надзорной деятельности прокуратуры области за отчетный период; сбор, накопление и обработка материалов, необходимых для выступлений прокурора области (во взаимодействии с орг.подразделением); выполнение персональных поручений прокурора области о проведении проверок, изучении уголовных, гражданских и арбитражных дел и по другим вопросам прокурорской деятельности; дача оценки полноте принимаемых соответствующим надзирающим прокурором мер, законности процессуальных решений, принятых по уголовным делам (материалам доследственных проверок); организация, контроль и надзор за исполнением Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства органами, исполняющими и участвующими в исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы; непосредственный надзор за деятельностью ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области.

А также наделен полномочиями (раздел 3 Положения о помощнике прокурора области по особым поручениям): истребовать из территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области, правоохранительных органов, органов контроля (надзора), коммерческих и некоммерческих организациях, районных, межрайонных, специализированных прокуроров информацию, необходимую для выполнения поручений прокурора области; запрашивать в структурных подразделениях аппарата прокуратуры области аналитические справки, обобщения, материалы проверок, уголовных дел и иных дел, необходимых для исполнения возложенных обязанностей; анализировать полноту и качество расследования (проведения проверок) по актуальным и наиболее значимым материалам проверок по сообщениям о преступлениях и уголовным делам; получать объяснения от руководителей структурных подразделений прокуратуры области, других прокурорских работников с целью выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия решения.

При реализации вышеуказанных должностных обязанностей и полномочий подчиняется только прокурору области.

Вышеперечисленные должностные обязанности и полномочия не входили в перечень обязанностей старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, замещаемого истцом ФИО1

В должностные обязанности помощника прокурора области по особым поручениям из ранее возложенных на старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний обязанностей включено организация и контроль за исполнением органами прокуратуры области, в том числе Орловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области, требований организационно-распорядительных Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора области, непосредственный надзор за деятельностью ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области и Управлением ФСИН России по Орловской области.

В силу положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу остается одним из направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации (глава 4).

Оптимизация - мероприятия, направленные на рациональное использование ресурсов, выделенных Учреждениям, в целях наиболее эффективного выполнения возложенных функций и решения поставленных задач. Основной целью оптимизации является достижение конечных результатов минимальными силами и средствами.

В связи с проведенной, в рамках имеющейся исключительной компетенции, Генеральным прокурором Российской Федерации оптимизацией штата аппарата субъекта, на помощника прокурора по особым поручениям возложены вопросы организации надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний.

Непосредственный надзор за исправительными учреждениями региона осуществляется Орловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области.

Организационно - штатные мероприятия проведены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2013 №261, в пределах штатной численности и фонда оплаты труда, установленных по прокуратуре Орловской области.

В настоящее время штатная численность аппарата прокуратуры Орловской области составляет 33 процента от общей штатной численности прокуратуры области, что превышает рекомендуемый пунктом п.1.6 Инструкции о порядке реализации организационно - штатных мероприятий в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2013 № 261, (не выше 30 процентов от всей общей штатной численности работников прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней специализированной прокуратуры (при рекомендуемой оптимальной численности аппарата, как правило, в 25 процентов от общей штатной численности) процент соотношения штатной численности аппарата прокуратуры области от общей штатной численности прокуратуры области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлены размеры должностных окладов прокурорских работников Российской Федерации, для прокуратуры областей II группы (с численностью населения до 1,5 млн человек), к которым относится прокуратура Орловской области.

Должностной оклад «помощника прокурора по особым поручениям» составляет – 65 в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, что на 2 процента меньше, чем должностной оклад «старшего помощника прокурора».

Согласно Перечню должностей, замещаемых прокурорскими работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, и соответствующих им классных чинов до старшего советника юстиции включительно, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.04.2021 № 222 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» по должности «старший помощник прокурора субъекта» предусмотрено присвоение классных чинов до старшего советника юстиции, по должности «помощник по особым поручениям прокурора субъекта» предусмотрено присвоение классных чинов до советника юстиции.

Таким образом, равнозначными спорные должности не являются.

Доводы истца о распространении положений, предусмотренных п.п. 2.1, 2.2 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 276 от 11.05.2016 (далее – Регламент), регламентирующих издание проектов организационно-распорядительных документов и подготовки их проектов, в частности о необходимости приложения к проекту такого документа докладной записки на имя Генерального прокурора Российской Федерации с соответствующим обоснованием, суд находит не основанными на нормах права.

Положения Регламента определяют организацию и порядок деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе подготовку и направление организационно-распорядительных документов; информационно-аналитическую деятельность, направление документов информационно-методического характера; планирование работы, направление заданий, запросов и поручений; организацию работы коллегии и совещаний; формирование и деятельность рабочих групп; рассмотрение обращений и организация приема граждан; выезды в служебные командировки; вызов работников подчиненных прокуратур; порядок представления специальных донесений и иной обязательной информации; прием и сдача дел.

При этом, положения п.п. 2.1, 2.2 Регламента применимы только для подготовки и направления организационно-распорядительных документов по основным направлениям деятельности, за исключением проектов организационно-распорядительных документов ненормативного характера по вопросам финансового и материально-технического обеспечения, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, эксплуатации информационных систем, аппаратно-программных средств, защиты информации в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, работы с кадрами, командирования с целью участия в судебных заседаниях, совещаниях, семинарах, иных подобных мероприятиях, создания групп государственных обвинителей.

Таким образом, заявленный истцом довод о несоблюдении порядка издания приказа о проведении организационно-штатных мероприятий (о частичном изменении штата) несостоятелен.

В связи с отказом ФИО1 от всех предложенных вакантных должностей 20.12.2022 издан приказ прокурора области № 458-к об освобождении ФИО1 от занимаемой должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и увольнении из органов прокуратуры Орловской области в связи с сокращением штата (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации), и произведён расчёт денежного содержания.

Совокупностью доказательств изложенных выше, судом установлено, что ответчик действовал в рамках предоставленных ему полномочий, в период всего срока предупреждения истца о предстоящем увольнении, работодателем была полностью соблюдена процедура увольнения, предусмотренная действующим законодательством. Нарушений процедуры увольнения в судебном заседании не установлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования о восстановлении на работе не подлежат удовлетворению. Требование об оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда является производным от основного, в связи с чем так же не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 81, 179, 180, 373 ТК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к прокуратуре Орловской области о восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, который будет изготовлен в течение пяти дней.

Судья О.В.Лигус

Мотивированный текст изготовлен 29.05.2023.