Дело №2-9444/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 13 ноября 2013 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Удаловой Л.В. единолично, при секретаре Михайловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Нюрбинского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) об обязании обеспечить государственную охрану помещений,
установил:
Заместитель прокурора Нюрбинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику об обязании обеспечить государственную охрану помещений, указывая на то, что прокуратурой Нюрбинского района проведена проверка исполнения УФССП России по РС(Я) федерального законодательства. В силу п.п. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», п. 12 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, п. 8 Положения о территориальном органе ФССП, п. 14 приложения №2 к приказу Минюста РФ от 09 апреля 2007 года №69, п. 1.1 Положения о Нюрбинском РОСП УФССП России по РС(Я), помещения Нюрбинского РОСП УФССП России по РС(Я) подлежат обязательной государственной охране. В нарушение этого, помещения, занимаемые Нюрбинским РОСП, расположенные по адресу: ____, не имеют охраны полицией, не оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, соответствующий договор на государственную охрану УФССП России по РС(Я) с полицией не заключен. По выявленным нарушениям прокуратурой ____ 2012 года руководителю УФССП России по РС(Я) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в месячный срок. ____ 2012 года руководителем УФССП России по РС(Я) направлена информация о том, что установка охранного оборудования не будет производиться в связи с тем, что это повлечет за собой необходимость бюджетного инвестирования. По итогам проверки прокуратурой района ____ 2013 года установлено, что нарушения, указанные в представлении, не устранены. В помещениях, занимаемых Нюрбинским РОСП УФССП России по РС(Я), хранятся спецсредства, вследствие чего, они являются объектом потенциально подверженным террористической опасности. Отсутствие круглосуточной охраны помещений Нюрбинского РОСП влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку создается возможность незаконного беспрепятственного доступа посторонних лиц к спецсредствам и их применения террористами, экстремистами и другими лицами с целью совершения преступлений, проведения диверсионных и террористических акций против населения, сотрудников правоохранительных органов, Вооруженных сил РФ, нарушаются принципы приоритетной задачи по предупреждению терроризма. Просит обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по РС(Я) в срок не позднее одного месяца со дня вступления в силу решения суда обеспечить государственную охрану помещений, занимаемых Нюрбинским РОСП УФССП по РС(Я), расположенных по адресу: ____.
В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Никонов В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель УФССП России по РС(Я) по доверенности ФИО1 исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска. Поддержала доводы изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым помещения, в которых расположен Нюрбинский РОСП, не является собственностью Управления ФССП России по РС(Я). Помещения предоставлены в аренду по договору, заключенному с собственником ООО «___». Согласно п. 12 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией обязательной охране полицией подлежат административные здания ФССП России и их территориальных органов, а не помещения. Хранящиеся в помещениях Нюрбинского РОСП спецсредства не являются объектами потенциально подверженным террористической опасности, поскольку имеются в свободной продаже. Средства на монтаж и установку охранно-пожарной сигнализации на начало финансового года не выделяются и доводятся дополнительно. Дополнительное финансирование на монтаж и установку охранно-пожарной сигнализации производится в случае проведения капитального ремонта в помещениях структурных подразделений, находящихся в оперативном управлении или при принятии помещений структурных подразделений в оперативно управление. Средства на монтаж и установку охранно-пожарной сигнализации в арендованные помещения не выделяются.
Суд, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п.п. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1316, Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 1.4 Положения о Федеральной службе судебных приставов установлено, что ФССП России осуществляет деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. Согласно п. 9.1 указанного Положения для осуществления своих полномочий в субъектах Российской Федерации ФССП России создает территориальные органы, являющиеся государственными органами, находящимися в ее подчинении. Территориальные органы финансируются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также из других законных источников, имеют счета в кредитных организациях Российской Федерации и органах Федерального казначейства.
В соответствии с п. 1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 21 мая 2013 года №74, территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации. Согласно п. 1.5 Типового положения территориальный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои структурные подразделения. В соответствии с п.п. 2.1.9, 2.1.20, 2.1.40 Типового положения территориальный орган в установленной сфере деятельности осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации руководство деятельностью структурных подразделений, осуществляет контроль за их деятельностью, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности территориального органа и структурных подразделений территориального органа, осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если эти функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и правовыми актами ФССП России. Согласно п. 3.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов в территориальный орган ФССП России входят: аппарат управления территориального органа ФССП России; структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов - старшими судебными приставами.
Судом установлено, что Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) является территориальным органом ФССП России, включен в перечень территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 21 мая 2013 года №74, зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц ____ 2004 года, присвоен основной государственный регистрационный номер №.
Нюрбинский РОСП УФССП РФ по РС(Я) включен в перечень районных, межрайонных (городских) отделов и подразделений судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РС(Я), утвержденный приказом УФССП РФ по РС(Я) от 13 мая 2009 года №322. Согласно п. 1.1 Положения о Нюрбинском районном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РС(Я), утвержденного приказом УФССП РФ по РС(Я) от 13 мая 2009 года №322, Нюрбинский РОСП УФССП РФ по РС(Я) является обособленным структурным подразделением УФССП РФ по РС(Я).
В соответствии с п. 12 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02 ноября 2009 года №1629-р, обязательной охране полицией подлежат административные здания ФАС России, ФСКН России, ФССП России и их территориальных органов, территориальных органов ФНС России.
Согласно справке заместителя прокурора Нюрбинского района от ____ 2012 года, составленной по результатам проверки, здание Нюрбинского РОСП УФССП РФ по РС(Я), расположенное по адресу: ____, не принято под охрану МВД РФ. Отсутствие охраны может повлечь пропажу спецсредств и исполнительных документов, хранящиеся в здании Нюрбинского РОСП УФССП РФ по РС(Я).
Из представления об устранении нарушений федерального законодательства от ____ 2012 года №, выданного прокурором Нюрбинского района руководителю УФССП РФ по РС(Я), следует, что в нарушение требований федерального законодательства административное здание Нюрбинского РОСП УФССП РФ по РС(Я), расположенное по адресу: ____, не принято под охрану МВД РФ. В связи с этим прокуратурой Нюрбинского района ____ 2012 года за № на имя начальника Нюрбинского РОСП УФССП РФ по РС(Я) направлено информационное письмо для принятия мер по исполнению федерального законодательства. Согласно ответу заместителя руководителя УФССП РФ по РС(Я) от ____ 2012 года № помещение по адресу: ____, находится в аренде. Федеральным бюджетом не предусмотрено денежных средств на установку охранно-пожарной сигнализации в таких помещениях, заключить договор с охраной МВД невозможно. В предписании указывается, что круглосуточной охраны в здании Нюрбинского РОСП УФССП РФ по РС(Я) не имеется. Между тем, в здании, расположенном по адресу: ____, хранятся спецсредства – аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства, палки резиновые, наручники, средства индивидуальной бронезащиты (шлемы защитные, жилеты защитные) и т.д. Также в здании хранятся многочисленные исполнительные производства на должников по Нюрбинскому району. Просили безотлагательно рассмотреть представление и принять меры у устранению выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих.
В письменном ответе руководителя УФССП РФ по РС(Я) от ____ 2012 года № на вышеуказанное представление сообщается, что порядок и способы обеспечения охраны, указанной в п. 12 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, не регламентированы. Вкладывание бюджетных средств в объекты, не являющиеся собственностью государственного органа, противоречит требованиям бюджетного законодательства. Помещение, занимаемое Нюрбинским РОСП, находится в аренде, приобретение помещения в собственность УФССП РФ по РС(Я) не предполагается, в связи с чем правовых оснований для расходования бюджетных средств на установку охранного оборудования не имеется.
Согласно справке старшего помощника прокурора Нюрбинского района от ____ 2013 года, составленной по результатам проверки помещения, занимаемые Нюрбинского РОСП УФССП РФ по РС(Я), расположенные по адресу: ____, не имеют охраны полицией, не оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, отсутствует тревожная кнопка экстренного вызова полиции, соответствующий договор на государственную охрану УФССП РФ по РС(Я) с полицией не заключен.
ООО «___» является собственником нежилого помещения, общей площадью ___ кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ____, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ____ 2013 года №. ____ 2013 года между ООО «___» и УФССП России по РС(Я) заключен договор аренды № части нежилого помещения, общей площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____, под размещение Нюрбинского районного отдела судебных приставов УФССП России по РС(Я), подписан акт приема-передачи нежилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. При таких обстоятельствах, с учетом того, что стороной ответчика не оспаривается отсутствие государственной охраны помещений, занимаемых Нюрбинским РОСП УФССП РФ по РС(Я), что также подтверждается материалами дела, суд находит установленным факт отсутствия государственной охраны помещений, занимаемых Нюрбинским РОСП УФССП РФ по РС(Я), расположенных по адресу: ____.
Доводы ответчика о том, что обязательной охране полицией подлежат административные здания ФССП России и их территориальных органов, а не помещения, занимаемые структурными подразделениями, а также доводы о том, что хранящиеся в Нюрбинском РОСП спецсредства имеются в свободной продаже, в связи с чем не являются объектами потенциально подверженными террористической опасности, не состоятельны, поскольку как указано в п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещением является часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями, а также с учетом вышеуказанных нормативных актов, согласно которым Нюрбинский РОСП УФССП РФ по РС(Я) является структурным подразделением УФССП РФ по РС(Я), который является территориальным органом ФССП России, в связи с чем к помещениям, занимаемым Нюрбинским РОСП УФССП РФ по РС(Я) применяется положение п. 12 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией. При этом, в указанном перечне не учитывается наличие или отсутствие в объектах, подлежащих обязательной охране, предметов потенциально подверженных террористической опасности, поскольку таковым является сам объект, подлежащий охране; также не учитывается форма владения органом государственной власти объектом, подлежащим охране, учитывается только факт владения и пользования органом государственной власти объектом, подлежащим охране. Поскольку пункт 12 Перечня не устанавливает, что обязательной охране подлежат исключительно административные здания, в которых располагается аппарат управления территориального органа ФССП России, то помещение, занимаемое Нюрбинским РОСП, входящим в территориальный орган ФССП по РС(Я) в качестве структурного подразделения, также подлежит обязательной охране. Также, суд полагает, что в помещениях Нюрбинским РОСП хранятся исполнительные производства, содержащие подлинники исполнительных документов, охраняемую информацию, неподлежащую разглашению и используемую в особом порядке: персональные данные должников и взыскателей, включая сведения об их месте жительства (нахождения), имеющихся банковских счетах, номерах мобильных телефонов, имущественном положении, поэтому ненадлежащее исполнение ответчиком требований законодательства в части обязательной охраны здания может повлечь причинение ущерба государственному имуществу, нарушение прав неопределенного круга лиц. При этом отсутствие денежных средств не может являться основанием для неисполнения требований федерального законодательства, ответчик не лишен возможности исполнить данные требования в следующем финансовом году. Вопросы бюджетного финансирования не относятся к компетенции судебных органов и не являются предметом судебного исследования в рамках заявленного требования, поэтому ссылка на служебную записку начальника ФЭО несостоятельна. В силу распоряжением Правительства РФ от 02 ноября 2009 года №1629-р обеспечение охраны здания является обязанностью Управления.
При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание, что целью государственной охраны объектов, подлежащих охране, является защита основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства, жизни и здоровью населения, в связи с чем затронуты интересы Российской Федерации - ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и обязании ответчика принять меры для организации государственной охраны вышеуказанных помещений в срок до ____ 2014 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) принять меры по организации государственной охраны помещений, занимаемых Нюрбинским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия), расположенных в здании по адресу: ____, в срок до ____ 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Удалова