Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Кляусовой И.В.,
при секретаре Шардаковой С.Е.,
с участием прокурора Мальцевой Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-944/2019 по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Очерского муниципального района Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с иском к Администрации Очерского муниципального района Пермского края с требованием о возложении обязанности в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить уличное освещение дорог и улиц деревни Березово Очерского городского округа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Очерского района проведена проверка организации наружного стационарного освещения на территории д.Березово Очерского городского округа. В ходе проверки установлено, что в д.Березово расположены две основные улицы, из них на ул.Лесная светильники полностью отсутствуют, на ул.Центральная, из 7 размещенных светильников уличного освещения в рабочем состоянии находятся только 2 светильника. Полагает, что в связи с отсутствием надлежащего наружного освещения в д.Березово нарушаются требования безопасности дорожного движения, права жителей деревни на личную безопасность в вечернее время суток, также это способствует бытовому травматизму и совершению преступлений.
Прокурор Мальцева Л.К. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.
Администрация Очерского муниципального района Пермского края извещенная о месте и времени судебного заседания своего представителя не направила, возражений по существу заявленных требований не представила.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Как следует из ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.12 этого же Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
Из положений указанного национального стандарта следует, что:
Средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766 (п.6.9.1).
Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766 (п.6.9.2).
Частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766 (п.6.9.3.).
Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8. (п.6.9.4.). Согласно таблицы Б.8 приложения Б доля неработающих светильников не может составлять более 5% от их общего количества, кроме того не допускается расположение двух и более неработающих светильников один за другим.
Судом установлено, что в средстве массовой информации – газете «Очерский край», являющейся официальным источником на территории Очерского муниципального района Пермского края в номере от 08.02.2019 опубликована статья о том, что в д.Березово Очерского муниципального района Пермского края отсутствует надлежащее уличное освещение (л.д.18).
Помощником прокурора Очерского района Пермского края 15.02.2019 составлен акт о том, что освещение в д.Березово Очерского муниципального района Пермского края по ул.Центральная не организовано, светильники стационарного уличного освещения не горят. Практически полностью отсутствует освещение по ул.Лесная (л.д.19).
В адрес главы Кипринского сельского поселения 27.02.2019 внесено представление об устранении нарушений законодательства о благоустройстве и о безопасности дорожного движения (л.д.20-22).
По результатам рассмотрения представления прокурора Очерского района Пермского края администрацией Кипринского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края дан ответ о том, что в срок до 12.03.2019 будет проведена ревизия установленных реле времени для включения и выключения светильников, в срок до 01.09.2019 будет проведен анализ имеющихся светильников и установлено необходимое их количество (л.д.24).
17.04.2019 администрацией Очерского муниципального района Пермского края принято постановление №147 «Об осуществлении исполнительно-распорядительных полномочий администрацией поселений по решению вопросов местного значения. Как следует из названного постановления, в переходный период, установленный ст. 4 Закона Пермского края от 25.03.2019 № 373-ПК "Об образовании нового муниципального образования Очерский городской округ", до формирования администрации Очерского городского округа, администрация Очерского муниципального района Пермского края осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению следующих вопросов местного значения: администрацией Нововознесенского сельского поселения, Кипринского сельского поселения по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп.4 п.1.2 ч.1 Постановления).
23.10.2019 прокуратурой Очерского района Пермского края повторно проведен осмотр участков дорог и улиц в д.Березово. В ходе осмотра установлено, что в <...> не освещается, светильники уличного освещения отсутствуют. На ул.Центральная имеются 7 светильников, работающих – 2, не работающих – 5 (л.д.6-9).
27.11.2019 в 08.20 час. прокурором Очерского района Пермского края составлен акт осмотра местности – улиц Центральная и Лесная в д.Березово Очерского района.
В ходе осмотра улицы Центральная в д.Березово установлено, что частично имеется стационарное электрическое освещение, часть имеющихся электрических опор оборудованы работающими и неработающими светильниками. На момент осмотра работали уличные светильники в хаотичном порядке - светильники возле жилых домов <данные изъяты>, а также имелось 2 работающих светильника на ул.Центральная, определить их место нахождение с привязкой к жилым домам невозможно, всего работающих светильников - 9.
В ходе осмотра улицы Лесная в д.Березово установлено, что опоры электроосвещения имеются лишь частично, работающих светильников на улице не имеется, улица не освещается.
На улицах Центральная и Лесная имеется снежный накат, что свидетельствует о том, что по дорогам постоянно осуществляется автомобильное движение, в части жилых домов на момент осмотра имелось включенное электроосвещение (л.д.31).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что дорожная деятельность, в части наружного освещения в д.Березово, организована ненадлежащим образом. Так, по ул.Лесная уличное освещение отсутствует полностью, по ул.Центральная уличное освещение организовано частично. Доказательств того, что освещение в д. Березово организовано надлежащим образом, в том числе и по улице Лесная, ответчиком не представлено.
Исходя из вышеприведенных нормативных актов, обязанность по организации дорожной деятельности, в том числе, в части организации наружного уличного освещения, лежит на администрации Очерского муниципального района Пермского края.
Неисполнение администрацией данных требований создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения.
По мнению суда, срок для обеспечения уличного освещения дорог и улиц деревни Березово Очерского городского округа, указанный прокурором является разумным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Очерского муниципального района Пермского края в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить уличное освещение дорог и улиц деревни Березово Очерского городского округа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Мотивированное решение изготовить 28.11.2019.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения судом в окончательной форме.
Судья
Копия верна: судья