ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-944/2012 от 14.12.2012 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Приморско-Ахтарск 14 декабря 2012 года

Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края - Гриценко И.В.,

с участием помощника прокурора Приморско-Ахтарского района – Немтинова А.В.,

при секретаре – Белозерове Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ к ФИО1, и к Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, о признании недействительным зарегистрированного права аренды, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к ФИО1, и к Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, о признании недействительным зарегистрированного права аренды, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Определением Приморско-Ахтарского районного суда от 06 ноября 2012 года, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчиков – Администрацию Краснодарского края.

Определением Приморско-Ахтарского районного суда от 09 ноября 2012 года, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчиков – Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края.

Из материалов дела следует, что на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 15 сентября 2009 года «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее – «Арендодатель»), и ФИО1 (далее – «Арендатор») был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов от 15.09.2009г. .

Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером под домиком рыбака и охотника. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 15 сентября 2058г.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.09.2012 за ФИО1 зарегистрировано права аренды рассматриваемого земельного участка 27.10.2009г. основание государственной регистрации – договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 15.09.2009.

Согласно ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требований природоохранного и земельного законодательства.

Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.

В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».

Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.

Указанным постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.

Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).

В тоже время в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.

Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно информации, предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 06.09.2012 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.

Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду ФИО1, входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.

Кроме того, имеются нарушения при установлении категории рассматриваемого земельного участка.

В соответствии с кадастровым паспортом рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов.

Так, 01.06.2007 главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 г.» издано постановление № 1660 «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района», которым установлены на землях особо охраняемых территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района рекреационные зоны площадью 55 га, из них в границах кадастрового квартала – 43 га.

На основании вышеуказанного постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 01.06.2007 территориальным отделом по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю проведены работы по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка категории - земли особо охраняемых территорий и объектов площадью 430 тыс. кв.м. в границах кадастрового квартала , имеющего в соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Федеральной службы земельного кадастра России от 18.07.2001 № 103-П категорию - земли запаса, с присвоением ему кадастрового номера , которые в соответствии с ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса РФ - могут использоваться только после перевода их в другую категорию.

Согласно требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В силу ст. 10 вышеуказанного Закона перевод земель иной категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае: 1) создания особо охраняемых территорий; 2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

3) в иных установленных Земельным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Вместе с тем, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером не была соблюдена вышеуказанная процедура перевода земель из одной категории в другую, отсутствует акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, предусмотренный Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Рассматриваемый земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером образован из земельного участка, образованного из квартала согласно постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 01.06.2007г. Следовательно, категория предоставленного земельного участка установлена с нарушением законодательства.

Проверкой, проведенной совместно с Приморско-Ахтарским районным отделом Управления Росреестра по КК 06.09.2012г. установлено, что указанный земельный участок не используется и расположен на расстоянии менее пяти метров от мимо проходящего канала.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В силу закона право собственности на береговую линию подлежит собственнику водного объекта.

Из положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду ФИО1 в границах особо охраняемой территории федерального значения и располагается в береговой полосе мимо проходящего канала, а также расположен в границах водно-болотных угодий международного значения, которые в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.

В статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Немтинов А.В., поддержал требования, изложенные в исковом заявлении.

Просит суд признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 15 сентября 2009 года , заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1, а также погасить регистрационные записи в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 15 сентября 2009 года .

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать ФИО1 освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером , а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить ФИО1 доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного от 15 сентября 2009 года за период действия договора.

Признать недействительным зарегистрированное право аренды ФИО1 на земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером

В судебное заседание ответчик ФИО1, не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте слушания дела был заранее уведомлен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности, исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ к ФИО1, и к Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, о признании недействительным зарегистрированного права аренды, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, не признал полностью. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО Приморско-Ахтарский район – ФИО3, действующий по доверенности, исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ к ФИО1, и к Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, о признании недействительным зарегистрированного права аренды, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, не признал полностью. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица Приморско-Ахтарского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте слушания дела был заранее уведомлен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте слушания дела был заранее уведомлен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Краснодарского края не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте слушания дела был заранее уведомлен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте слушания дела был заранее уведомлен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица Приморско-Ахтарского отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю не явился. От него имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации Краснодарского края не явился по неизвестной суду причине. О времени и месте слушания дела был заранее уведомлен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края не явился. От него имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав помощника прокурора Немтинова А.В., представителя ответчика, представителя ответчика, и исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ к ФИО1, и к Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, о признании недействительным зарегистрированного права аренды, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 15 сентября 2009 года «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее – «Арендодатель»), и ФИО1 (далее – «Арендатор») был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов от 15.09.2009г. .

Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером под домиком рыбака и охотника. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 15 сентября 2058г.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.09.2012 за ФИО1 зарегистрировано права аренды рассматриваемого земельного участка 27.10.2009г. , основание государственной регистрации – договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 15.09.2009.

Согласно ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требований природоохранного и земельного законодательства.

Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.

В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».

Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.

Указанным постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.

Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).

В тоже время в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.

Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно информации, предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 06.09.2012 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.

Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду ФИО1, входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.

Кроме того, имеются нарушения при установлении категории рассматриваемого земельного участка.

В соответствии с кадастровым паспортом рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов.

Так, 01.06.2007 главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 г.» издано постановление № 1660 «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района», которым установлены на землях особо охраняемых территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района рекреационные зоны площадью 55 га, из них в границах кадастрового квартала – 43 га.

На основании вышеуказанного постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 01.06.2007 № 1660 территориальным отделом по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю проведены работы по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка категории - земли особо охраняемых территорий и объектов площадью 430 тыс. кв.м. в границах кадастрового квартала , имеющего в соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Федеральной службы земельного кадастра России от 18.07.2001 № 103-П категорию - земли запаса, с присвоением ему кадастрового номера которые в соответствии с ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса РФ - могут использоваться только после перевода их в другую категорию.

Согласно требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В силу ст. 10 вышеуказанного Закона перевод земель иной категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае: 1) создания особо охраняемых территорий; 2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

3) в иных установленных Земельным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Вместе с тем, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером не была соблюдена вышеуказанная процедура перевода земель из одной категории в другую, отсутствует акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, предусмотренный Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Рассматриваемый земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером образован из земельного участка, образованного из квартала согласно постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 01.06.2007г. Следовательно, категория предоставленного земельного участка установлена с нарушением законодательства.

Проверкой, проведенной совместно с Приморско-Ахтарским районным отделом Управления Росреестра по КК 06.09.2012г. установлено, что указанный земельный участок не используется и расположен на расстоянии менее пяти метров от мимо проходящего канала.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В силу закона право собственности на береговую линию подлежит собственнику водного объекта.

Из положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду ФИО1 в границах особо охраняемой территории федерального значения и располагается в береговой полосе мимо проходящего канала, а также расположен в границах водно-болотных угодий международного значения, которые в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.

В статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд находит исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ к ФИО1, и к Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, о признании недействительным зарегистрированного права аренды, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 15 сентября 2009 года , заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1, а также погасить регистрационные записи в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 15 сентября 2009 года .

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать ФИО1 освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить ФИО1 доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного от 15 сентября 2009 года за период действия договора.

Признать недействительным зарегистрированное право аренды ФИО1 на земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 670 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, х. Садки, участок в районе 6-го обхода, с кадастровым номером

Взыскать с Администрации МО Приморско-Ахтарский район в пользу ФИО1 доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 15 сентября 2009 года в размере 26 189.76 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Гриценко И.В.