ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-944/2017 от 05.04.2017 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-944/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 апреля 2017 года

Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ерофеевой Н.А., при секретаре судебного заседания Герман Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Коломоец О.И. к Администрации г. Омска о признании права собственности на самовольную постройку,

У С Т А Н О В И Л:

Коломоец О.П. обратилась с иском к Администрации г. Омска о признании права собственности на самовольную постройку, указав, что на основании договора купли-продажи от .... она является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36: 030114:3232, что подтверждается договором купли-продажи от ...., свидетельством о государственной регистрации права. Согласно сведений ЕГРП и ГКН, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:030114:3232 – для размещения домов индивидуальной жилой застройки, категория земель – земли населенных пунктов. На земельном участке предыдущим собственником выстроен жилой дом, получено Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ....-ru, технический паспорт. Распоряжением главы Администрации САО г. Омска от .... присвоен адрес индивидуальному жилому дому, расположенному в 24 метрах юго-западнее относительно жилого адрес, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:3232 – 644032, адрес. Согласно отчета по результатам обследования ООО «Агентство юридических услуг и судебной экспертизы», состояние жилого дома индивидуальной застройки, расположенного по адресу: адрес, оценено как работоспособное, установлено, что жилой дом пригоден для проживания. Из градостроительного плана от 2013 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:030114:3232 расположен в территориальной зоне естественного ландшафта (Л. 1609), установленной на основании Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 №201, вся площадь земельного участка указана участком допустимого размещения объекта – «пятном» застройки. Из градостроительного плана также следует, что ни основной, ни условно-разрешенный виды использования данной территориальной зоны не предусматривают размещение жилых домов и земельных участков для размещения жилых домов, что послужило причиной невозможности постановки на государственный кадастровый учет выстроенного жилого дома. Осенью 2016 г. специалистом департамента архитектуры Администрации г. Омска в рамках обращения истца по вопросу подачи заявления о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования г. Омск, разъяснено, что в настоящее время все предложения о внесении изменений в территориальную зону Л-2701 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области отклоняются, в связи с наличием санитарно – защитной зоны крупнейших предприятий Северной производственной зоны, в том числе ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ». Просит признать за ней право собственности на самовольную постройку – жилой дом общей площадью 145,6 кв.м., жилой дом площадью 108,4 кв.м., расположенный по адресу: адрес, корпус 2 на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:3232 (л.д. 5-8).

В судебном заседании Коломоец О.П. участия не принимала, о рассмотрении дела по существу, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель истца Пащенко Н.П., по действующей доверенности (л.д. 9), исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по существу, причины неявки суду не известны.

Представитель третьего лица АО «Газпромнефть – ОНПЗ» Сидоркина И.А., по действующей доверенности, пояснила, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес, в границах расчетной санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть – ОНПЗ», определенной санитарно – эпидемиологическим заключением от .... не находится.

Представитель третьего лица АО «Газпромнефть – ОНПЗ» Вагапов Р.Р., по действующей доверенности, позицию Сидоркиной И.А. поддержал.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Омской области, Администрации САО г. Омска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Обязанность доказывания факта и характера нарушения права лежит на лице, заявившем требования о защите права.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законами.

Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента.

В соответствии со статьей 53 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от ...., зона естественного ландшафта включает в себя участки территории города Омска, занятые защитными лесополосами и иными природными ландшафтами, выполняющими защитную, санитарно-гигиеническую функцию. Размещение объектов капитального строительства (за исключением антенно-мачтовых сооружений) в указанной зоне не допускается.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Пункт 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусматривает, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что Коломоец О.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:030114:3232, что подтверждается договором купли-продажи от ...., свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10, 11).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ...., установлено местоположение земельного участка с кадастровым номером : в 24 метрах юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: адрес, Советский АО, адрес, разрешенное использование: для домов индивидуальной жилой застройки (л.д. 13-14).

На указанном земельном участке предыдущим собственником Канаковой Е.А. выстроен жилой дом, получен технический паспорт, год постройки – 2015 (л.д. 15-22).

.... Администрацией САО г. Омска выдано Канаковой Е.А. ( предыдущему собственнику земельного участка) разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома по адрес.

Распоряжением главы Администрации САО г. Омска от .... присвоен адрес индивидуальному жилому дому, расположенному в 24 метрах юго-западнее относительно жилого адрес, на земельном участке с кадастровым номером – 644032, адрес (л.д. 12).

Согласно экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» КГ/Д от ...., индивидуальный жилой дом по адресу: адрес, соответствует п. 3.9, п. 4.1, п. 4.7, п. 5.1, п. 5.2, п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; СанПиН 2.6.1.2800-2010 «Гигиеническим требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения; СанПиН 2.6.12523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)»; СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (л.д. 23-24).

Также указанным экспертным заключением установлено, что индивидуальный жилой дом по адресу: адрес не соответствует п. 2.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» (местный выгреб на расстоянии менее 8 м. от дома). Провести оценку жилого дома на соответствие требованиям п. 2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» не представляется возможным, в связи с отсутствием информации об установлении размера СЗЗ для группы промышленных предприятий, расположенных в северо-восточном направлении от рассматриваемого жилого дома. Провести оценку жилого дома на соответствие требованиям п. 2.3.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» не представляется возможным, по причине не предоставления информации о герметичности выгреба.

Согласно заключения ООО «Каланча» б/н, в результате обследования установлено, что размещение здания жилого дома по адресу: адрес, не противоречит требованиям нормативных документов по пожарной безопасности при условии обеспечения противопожарного расстояния не мене 15 м. до соседних жилых домов с хозяйственными постройками в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

.... решением Управления Росреестра по Омской области, государственная регистрация объекта капитального строительства, расположенного по адресу: адрес, на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре была приостановлена, поскольку наименование образуемого объекта недвижимости «жилой дом» на момент вынесения решения не предусмотрено градостроительным регламентом применительно к данным территориальным зонам. Согласно сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, образуемый объект недвижимости (жилой дом), определяется в границах земельного участка с кадастровым номером , вид разрешенного использования «Для размещения домов индивидуальной жилой застройки» и расположен в границах территориальной зоны Л.1609 – зона естественного ландшафта. Зона предназначена для размещения защитных лесополос и иных природных ландшафтов, выполняющих защитную, санитарно-гигиеническую функцию (л.д. 25).

Из ответа Прокуратуры г. Омска от .... усматривается, что в ходе проведенной проверки установлено, что территориальная зона Л-2701 в государственном кадастре недвижимости не учтена. Вместе с тем, при формировании и утверждении в составе Правил территориальной зоны Л-2701 осуществлено, в нарушение п. 1, 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 34 ГрК РФ, т.е. без учета существующего землепользования (л.д. 26).

Согласно Уведомления Росреестра по Омской области от ...., в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, жилой дом, расположенный в 24 метрах юго-западнее относительно жилого адрес, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:3232, адрес (л.д. 38-49).

Согласно сообщения ГП ОО «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от ...., по материалам архива Предприятия право собственности на жилой дом по адресу: адрес, не оформлено (л.д. 62).

Распоряжением главы Администрации САО адрес от ...., разрешение от ....-ru на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома по адрес отменено в связи с несоответствием нормам Градостроительного кодекса РФ (л.д. 59-60).

Суд отмечает, что распоряжение от .... не отменено и не признано недействительным в установленном законом порядке.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от ...., земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне естественного ландшафта Л-2701. Размещение объектов капитального строительства (за исключением антенно-мачтовых сооружений) в указанной зоне не допускается.

Материалы дела не содержат доказательств обращения истца в установленном законом порядке с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Согласно обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.

Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:030114:3232 расположен в территориальной зоне естественного ландшафта Л-2701, размещение объектов капитального строительства (за исключением антенно-мачтовых сооружений) в указанной зоне не допускается, истцом не представлены доказательства обращения в установленном законом порядке с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования, изложенное является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, согласно отзыва Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) спорного объекта недвижимости в департамент архитектуры истец не обращалась, проектная документация не представлялась, соответственно, разрешение на строительство в соответствии со ст. 51 ГрК РФ Департаментом архитектуры не выдавалось (л.д. 71-72).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права. Данный способ защиты может применяться, если лицо, которое обратилось в суд, по независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143, право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не приняло мер для их получения.

Доводы о том, что спорное домовладение осуществлено на землях, отведенных под строительства индивидуальных домов, выдавалось разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, отклоняется судом, поскольку, данное разрешение отменено.

Суд учитывает, что Постановлением Администрации города Омска от ....-п предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омской области в части изложения в новой редакции территориальной зоны Л-2701, выделив четыре территориальные зоны Ж1 с присвоением номера, не принимается, поскольку предложенное изменение не соответствует Генеральному плану муниципального образования городской округ Омской области, утвержденному Решением Омского городского Совета от ...., а также части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части установления территориальной зоны Ж1 в границах одного земельного участка. Земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне крупнейших предприятий Северной производственной зоны, в том числе Акционерного общества «Газпромнефть-ОНПЗ».

Таким образом, оснований полагать, что под строительство спорного жилого дома земельный участок в соответствии с его целевым назначением был предоставлен, не имеется.

Поскольку истцом не представлены доказательства получения в установленном порядке разрешения на строительство, акта ввода объекта в эксплуатацию и предъявления документов в уполномоченный государственный орган для ввода объекта в эксплуатацию, анализ имеющихся в материалах дела доказательств не позволяет суду сделать вывод об обоснованности заявленных требований, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Наличием иных противоположных доказательств суд не располагает.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Коломоец О.И. к Администрации г. Омска о признании права собственности на самовольную постройку – жилой дом общей площадью 145,6 кв.м., жилой дом площадью 108,4 кв.м., расположенный по адресу: адрес, корпус 2 на земельном участке с кадастровым номером , отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ....

Судья Н.А. Ерофеева