Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 июня 2022 г. г. Жигулёвск Жигулевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего – судьи Тришкина Е.Л., при секретаре Гольник Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-944/2022 по иску прокурора г. Жигулевска, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Жигулевск Самарской области о возложении обязанности воспрепятствования несанкционированного доступа людей в здание многоквартирного дома, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Жигулевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Жигулевский городской суд с указанным выше иском к администрации городского округа Жигулевск Самарской области требуя обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в здании многоквартирного дома, расположенного по адресу: . Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Жигулевска во исполнение указания прокураторы Самарской области № 70/7 от 18.05.2015 «Об организации надзора за исполнением законов о государственной (в том числе федеральной) и муниципальной собственности» проведена проверка соблюдения администрацией г.о. Жигулевск обозначенного законодательства, по результатам которой выявлены упущения, выразившиеся в следующем. Установлено, что по адресу , которые являются объектами муниципальной собственности. Указанные объекты находятся в заброшенном состоянии, с разбитыми стеклами оконных проемов, сломанными дверными проемами, подвергаются мародерству и вандализму, ввиду возможности беспрепятственного доступа граждан служит благоприятной средой для совершения правонарушений, а также несет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе и несовершеннолетних. По выявленным нарушениям требований федерального законодательства прокуратурой города главе г.о. внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№, однако выявленные нарушения устранены не были. Таким образом, непринятие администрацией г.о. Жигулевск, являющейся собственником указанных объектов капитального строительства, достаточных мер к воспрепятствованию несанкционированного доступа людей в здания, способствует совершению правонарушений, а также нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе проживающих в непосредственной близости к объектам на безопасность. Представитель истца прокурора г. Жигулевска Самарской области, извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ответчика администрации г.о. Жигулевск Самарской области, извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что заявленные требования не признает, поскольку до настоящего времени в бюджете г.о. Жигулевск денежные средства на снос указанных объектов не предусмотрены. Учитывая необходимость сноса спорного многоквартирного дома, возведение ограждения, требующее значительных финансовых затрат, является нецелесообразным. Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Согласно положениям, ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст.ст. 22, 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с ч. 1 ст. 55.24 Градостроительского кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч.6 ст. 55.24 Градостроительского кодекса Российской Федерации). В целях защиты и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, принят Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно ст. 7 указанного Закона строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности. При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона (ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Решением Думы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены «Правила благоустройства территории городского округа ». Настоящие Правила устанавливают единые требования по благоустройству на территории городского округа Жигулевск (далее - городской округ), перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения. Требования настоящих Правил обязательны для исполнения всеми гражданами (физическими лицами), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проживающими (пребывающими) или осуществляющими свою деятельность на территории городского округа (ст. 1 Правил). Согласно ст.3 Правил основными принципами обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа являются: 1) обеспечение и защита прав граждан на благоприятные условия проживания, поддержание или восстановление чистоты и порядка; 2) создание условий для осуществления деятельности, направленной на обеспечение чистоты и порядка; 3) обеспечение сохранности и надлежащего состояния объектов, расположенных на территории городского округа; 4) приоритет профилактики совершения правонарушений в сфере обеспечения чистоты и порядка; 5) комплексность ме????????????????????????????????????????j???????????????h????????????????? 6) ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законодательства в сфере обеспечения чистоты и порядка; 7) сотрудничество органов местного самоуправления городского округа с институтами гражданского общества, участие граждан, общественных объединений в обеспечении чистоты и порядка и в решении вопросов в указанной сфере; 8) открытость и доступность информации в сфере обеспечения чистоты и порядка, о состоянии объектов и о лицах, на которые возложены обязанности по обеспечению их надлежащего состояния. Эксплуатация зданий и сооружений, их ремонт производятся в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации (ч.1 ст.42 Правил). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Жигулевска в адрес Главы г. Жигулевска С.И.Г., было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, которым установлено, что в , расположены №, которые являются объектами муниципальной собственности. Указанные объекты находятся в заброшенном состоянии, с разбитыми стеклами оконных проемов, сломанными дверными проемами, подвергаются мародерству и вандализму, ввиду возможности беспрепятственного доступа граждан служит благоприятной средой для совершения правонарушений, а также несет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе и несовершеннолетних. В представлении указано на необходимость безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять действенные меры к устранению допущенных нарушений федерального законодательства, недопущению их впредь. Во исполнение указанного представления ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора г.о. Жигулевск С.И.Г., направлен ответ, из которого следует, что представление рассмотрено. В рамках муниципальной программы «Благоустройство городского округа Жигулевск» на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ№ на мероприятие «Снос ветхого и аварийного жилья» в бюджете городского округа Жигулевск на 2021 год выделено 300 руб. По результатам анализа рынка, средняя цена на выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилья на территории г.о. Жигулевск составляет 580,00 руб. С учетом ограниченности лимитов бюджетных расходов, имеющихся на выполнение вышеуказанных работ установлена начальная (максимальная) цена контракта в размере 300 000 руб. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ№, данный аукцион «На выполнение работ по сносу ветхого и аварийного дома, расположенного по адресу: » признан несостоявшимся, по причине отсутствия заявок на участие. Таким образом, данные денежные средства в размере 300 000 руб., перегруппированы с 2021 года на 2022 год. В 2022 году в рамках муниципальной программы «Благоустройство городского округа Жигулевск» на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ№, на мероприятие «Снос ветхого и аварийного жилья» в бюджете городского округа Жигулевск предусмотрено 866,58 тыс. руб. В 2022 году по результатам проведенных торгов в электронной форме определена подрядная организация ДД.ММ.ГГГГ «На выполнение работ по сносу ветхого и аварийного дома, расположенного по адресу: » на сумму 526,00 тыс. руб. Срок выполнения работ: до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Таким образом, на реализацию мероприятия «Снос ветхого и аварийного жилья» остались денежные средства в размере 340,58 тыс. руб. Однако, с целью заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу ветхого и аварийного дома, расположенного по адресу: необходимы, денежные средства в размере 526,00 тыс. руб. Отделом ЖКХ и благоустройства администрации г.о. Жигулевск направлена бюджетная заявка о выделении дополнительных денежных средств в размере 185,42 тыс. руб., с целью заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу ветхого аварийного дома, расположенного по адресу: Представителем ответчика в дело представлены следующие доказательства: - письмо первого заместителя главы г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ№ вх., адресованное главе г.о. Жигулевск С.И.Г., в соответствии с которым необходимо выделить дополнительные денежные средства в размере 185,42 тыс. руб., с целью заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу ветхого аварийного дома, расположенного по адресу: - письмо руководителя финансового управления администрации г.о. от ДД.ММ.ГГГГ адресованное главе г.о. Жигулевск С.И.Г., в соответствии с которым выделение средств на данные расходы возможно при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (ст. 83 БК РФ), а также за счет сложившейся экономии при исполнении бюджета, а также за счет сложившейся экономии при исполнении бюджета. Следует отметить, что конкурсные процедуры по закупкам товаров, работ и услуг только начаты, сведения о возможной экономии будут получены после их завершения, ориентировочно в конце III квартала 2022 года; - письмо заместителя главы по городскому хозяйству г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ адресованное главе г.о. Жигулевск С.И.Г., согласно которому в муниципальной программе «Благоустройство городского округа Жигулевск» на 2018-2022 годы на реализацию мероприятия «Снос ветхого и аварийного жилья» остались денежные средства в размере 340,58 тыс. руб. Во избежание обрушения стен дома, а также возможного поджога , прошу Вас выделить дополнительные денежные средства в размере 185,42 тыс. руб., с целью заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу данного ветхого и аварийного дома; - письмо заместителя главы по городскому хозяйству г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ адресованное первому заместителю главы г.о. Жигулевск согласно которому необходимо выделить денежные средства в размере 185,42 тыс. руб. на ближайшем заседании Думы городского округа Жигулевск, с целью заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу данного ветхого и аварийного , во избежание обрушения стен дома, а также возможного поджога данного дома. Таким образом, до настоящего времени, документов, подтверждающих принятие ответчиком администрацией г.о. Жигулевск Самарской области мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений требований ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», не предъявлено, что ответчиком не оспаривается. На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, поскольку неисполнение требований закона ответчиком создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Вместе с тем, запрашиваемый истцом срок для устранения выявленных нарушений равный одному месяцу, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает недостаточным, в связи с чем считает возможным предоставить срок для их устранения 3 месяца. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Жигулевска, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично. Обязать администрацию городского округа Жигулевск Самарской области в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения требований ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в здании многоквартирного дома, расположенного по адресу: . В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд. Судья Жигулевского городского суда Самарской области Е.Л. Тришкин В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья Жигулевского городского суда Самарской области Е.Л. Тришкин |