ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-945/20 от 14.07.2020 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

2-945/2020

86RS0005-01-2020-001710-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2020 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре ФИО7, с участием представителя прокуратуры Сургутского района ФИО8, представителя Главы Сургутского района ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Сургутского района, действующего в интересах Российской Федерации, к главе Сургутского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции, иску главы Сургутского района к прокурору Сургутского района о признании отдельных положений представления прокуратуры незаконными

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сургутского района, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к главе Сургутского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района по заданию прокуратуры округа проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части обоснованности и полноты включения отдельных категорий должностей в региональные и муниципальные перечни должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Законом ХМАО-Югры от 20.07.2007 №97-оз утвержден Реестр должностей муниципальной службы в ХМАО-Югре.

Постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 №45-нпа утвержден перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах.

Включению в Перечень согласно Разделу 3 Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557, Разделу 2 Перечня должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при замещении которых государственные гражданские служащие автономного округа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 14.08.2009 №130 подлежат должности, исполнение обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационнораспорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Вместе с тем проверкой выявлено, что в Перечень включены не все должности, замещение которых связано с коррупционными рисками.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района главе района 31.03.2020 внесено представление об их устранении, по результатам рассмотрения которого никаких мер, направленных на устранение нарушений закона и внесение в Перечень должности председателя юридического комитета администрации Сургутского района, а также должности начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации района не предпринято.

Согласно ответу главы района нарушений законодательства при невключении вышеуказанных должностей в перечень не имеется.

Так, согласно должностной инструкции председателя юридического комитета администрации Сургутского района в его должностные обязанности входит: представление интересов главы Сургутского района, администрации района при решении правовых вопросов, осуществление правового сопровождения отраслевых органов администрации района, представление интересов администрации района в судебных органах, обеспечение эффективной организации свой работы и работы комитета с целью исполнения плана по доходам, исполнение плана по привлечению и освоению инвестиций, а также организационно-распорядительные полномочия в отношении деятельности юридического комитета.

В структуре департамента образования и молодежной политики администрации района имеется отдел предоставления субсидий и финансового контроля. Должность начальника данного отдела в перечень не включена, однако в компетенцию данного отдела входит осуществление внутреннего финансового контроля, контроля за целевым расходованием бюджетных средств, контроля за своевременным перечислением субсидий, составление и представление сводной бюджетной отчетности.

Таким образом, утвержденный перечень должностей является неполным и подлежит изменению в целях приведения его в соответствие требованиям законодательства о противодействии коррупции.

Подобное бездействие главы Сургутского района препятствует реализации на территории района антикоррупционного законодательства, единой государственной политики по противодействию коррупции и создает предпосылки для совершения злоупотреблений лицами, замещающими должности, связанные с коррупционными рисками, при отсутствии реальной возможности осуществления контроля за соблюдением ими антикоррупционных требований, что противоречит принципам неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений и приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, закрепленным в ст. 3 Федерального закона №273-Ф3.

При этом и на федеральном уровне и на региональном уровне должности государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов включены в соответствующие перечни, поскольку их замещение связано с коррупционными рисками.

Обращаясь с заявлением о признании незаконным бездействия главы Сургутского района в устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и обязании его включить определенные должности, связанные с коррупционными рисками, в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 №45- нпа прокурор Сургутского района выступает в интересах Российской Федерации, установившей организационные основы противодействия коррупции, руководствуется статьей 39 КАС РФ.

На основании изложенного прокурор Сургутского района просил признать незаконным бездействие главы Сургутского района Трубецкого А.А., выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции и невключении в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 №45-нпа должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а именно должность председателя юридического комитета администрации Сургутского района, а также должность начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района. Обязать главу Сургутского района Трубецкого А.А. включить в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 №45-нпа должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а именно должность председателя юридического комитета администрации Сургутского района, а также должность начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района.

Глава Сургутского района обратился в суд с административным иском к прокурору Сургутского района о признании отдельных положений представления прокуратуры незаконным, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части обоснованности и полноты включения отдельных категорий должностей в региональные и муниципальные перечни должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес главы района было вынесено представление об устранении нарушений закона от № 03-02-2020, полученное 08.04.2020г.

Данным представлением на административного истца были возложены, в частности, следующие требования: безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о дате, времени и месте рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района в письменной форме; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района в установленной законом месячный срок.

Указанное представление прокуратуры района было рассмотрено администрацией района 22 апреля 2020г. и по результатам рассмотрения подготовлен ответ и направлен в прокуратуру района в установленном порядке.

Одним из нарушений законодательства, указанных в представлении, по мнению прокуратуры Сургутского района, является не включение в перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах должностей председателя юридического комитета и должностей отдела предоставления субсидий и финансового контроля. С данным требованием прокуратуры района административный истец не согласен по следующим основаниям.

Представление об устранении нарушений закона представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона. Невыполнение в срок законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (статья 17.7 КоАП РФ).

Следовательно, представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

Перечень должностей муниципальной службы в администрации Сургутского района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утвержден постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 № 45-нпа «Об утверждении перечня должностей».

Считает, что содержащийся в представлении вывод о неполноте Перечня и необходимости его приведения в соответствие с требованиями закона, путем включения в него должностей председателя юридического комитета администрации района и должностей отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации района, не основан на положениях законодательства.

Так, указанная в представлении ссылка на статью 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», устанавливает общее требование к обязанности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Нормативными правовыми актами подобные перечни должностей муниципальной службы не предусмотрены.

Указание на обязательное соответствие перечня должностей муниципальной службы перечню должностей государственной службы в законе № 25-ФЗ отсутствует.

Обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на муниципальных служащих в зависимости от включения занимаемых ими должностей в соответствующие перечни, т.е. обязанность по предоставлению соответствующих сведений не может считаться установленной непосредственно ч.1. ст. 15 ФЗ от 02.03.2015г.№ 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» и условием ее возложения на конкретного служащего является определение перечня должностей муниципальных служащих, на которые она распространяется, и включение в этот перечень должности, замещаемой конкретным муниципальным служащим.

В представлении указано, что включению в Перечень согласно Указу Президента РФ от 18.05.2009 №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее - Указ Президента РФ №557), постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 14.08.2009 №130 «О Перечне должностей государственной гражданской службы ХМАО-Югры, при замещении которых государственные гражданские служащие автономного округа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» подлежат должности, исполнение обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Данные требования предусмотрены для должностей государственной гражданской службы.

Вместе с тем, на основании пункта 3 Указа Президента РФ №557, пункта 4 постановления Губернатора ХМАО-Югры №130 органам местного самоуправления (главам муниципальных образований ХМАО-Югры) лишь рекомендовано определить должности (обеспечить утверждение перечней должностей) муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Требование об обязательном соответствии перечня должностей муниципальной службы перечню должностей гражданской службы в указанных правовых актах также отсутствует.

Таким образом, в настоящее время отсутствуют федеральные нормативные правовые акты, позволяющие определить должности муниципальной службы органов местного самоуправления, при замещении которых лица обязаны предоставлять представителю нанимателя сведения о доходах. Пунктом 3 указа № 559 органы местного самоуправления наделены лишь полномочиями самостоятельно определять указанные должности.

Указанное полномочие главой Сургутского района исполнено путем утверждения перечня в соответствии с постановлением главы от 08.04.2014 № 45- нпа «Об утверждении перечня должностей».

Ссылка в представлении на Закон ХМАО-Югры от 20.07.2007 №97-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в ХМАО-Югре», которым утвержден Реестр должностей муниципальной службы в ХМАО-Югре, не обоснована, так как им регламентируются иные правоотношения - устанавливаются перечни наименований должностей муниципальной службы.

На основании вышеизложенного, представление прокурора в указанной части является незаконным.

Учитывая изложенные обстоятельства, вывод должностного лица прокуратуры о нарушении заявителем законодательства о противодействии коррупции противоречит требованиям действующего законодательства.

Представление заместителя прокурора района от 31.03.2020 № 03-02-2020 об устранении нарушений закона вынесено в адрес заявителя с нарушением Закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской федерации», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а именно в отсутствие доказательств нарушения главой Сургутского района требований действующего законодательства и не соответствует критерию исполнимости.

Таким образом, административный истец, считает, что представление прокуратуры района от 31.03.2020 № 03-02-2020, нарушает его права и свободы и незаконно возлагает на административного истца обязанности, а именно обязанности по принятию конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

На основании изложенного глава Сургутского района просит признать незаконным представление прокуратуры Сургутского района от 31.03.2020 года № 03-02-2020, об устранении нарушений законодательства по противодействию коррупции в части невключения в перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах должности председателя юридического комитета и должности отдела предоставления субсидий и финансового контроля.

Определением судьи дело по иску прокурора Сургутского района, действующего в интересах Российской Федерации, к главе Сургутского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции, и дело по иску главы Сургутского района к прокурору Сургутского района о признании отдельных положений представления прокуратуры незаконными объединены в одно производство.

В период производства по делу главой Сургутского района издано постановление от 10 июля 2020 года № 57-пг/нпа, согласно которому внесены изменения в постановление главы Сургутского района от 08.04.2014 № 45-нпа, в частности включены в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, должности председателя юридического комитета администрации Сургутского района, а также начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района. Кроме того указано, что настоящее постановление вступает в силу после его обнародования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

В связи с чем прокурором Сургутского района были изменены требования административного иска. Прокурор просил признать незаконным бездействие главы Сургутского района Трубецкого А.А., выразившееся в непринятии в период с момента получения представления прокуратуры района об устранении нарушений закона от 30.03.2020 до 10.07.2020 мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции и невключении в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 №45-нпа должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а именно должность председателя юридического комитета администрации Сургутского района, а также должность начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района.

Обязать главу Сургутского района Трубецкого А.А. в течение месяца с даты принятия судом решения по иску включить в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 №45-нпа должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а именно должность председателя юридического комитета администрации Сургутского района, а также должность начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района, распространив действие внесенных изменений на правоотношения, сложившиеся на момент их обнародования.

В период производства по делу главой Сургутского района издано постановление от 13 июля 2020 года № 58-пг/нпа, согласно которому внесены изменения в постановление главы Сургутского района от 10.07.2020 № 57-пг/нпа, в частности исключен пункт 3 постановления слова «и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года».

В судебном заседании представитель прокуратуры Сургутского района Трофимова А.А. заявленные прокурором Сургутского района поддержал, в удовлетворении требований главы Сургутского района просил отказать.

Представитель главы Сургутского района ФИО11 на требованиях административного иска главы Сургутского района настояла, с требованиями прокурора Сургутского района не согласилась, просила производство по делу в части исковых требований прокурора Сургутского района прекратить, в связи с тем, что в соответствии с постановлением главы Сургутского района от 10 июля 2020 года № 57-пг/нпа «О внесении изменений в постановление главы Сургутского района от 08.04.2014 № 45-нпа» в перечень должностей внесены соответствующие изменения.

Суд не находит оснований для прекращения производства по делу в части исковых требований прокурора Сургутского района, действующего в интересах Российской Федерации, к главе Сургутского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 194 КАС РФ, суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020, разъяснено, что суд не вправе прекратить производство по административному делу в случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлена правовая заинтересованность административного истца в защите своих прав, свобод и законных интересов.

В данном случае, поскольку глава Сургутского района, несмотря на фактическое удовлетворение требований представления прокурора Сургутского района о включении в перечень соответствующих должностей, продолжает настаивать на требованиях своего административного иска о признании вышеуказанного представления незаконным, судом установлена правовая заинтересованность прокурора Сургутского района в защите прав Российской Федерации по заявленному им иску.

Выслушав представителей сторон, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района по заданию прокуратуры округа проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части обоснованности и полноты включения отдельных категорий должностей в региональные и муниципальные перечни должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Законом ХМАО-Югры от 20.07.2007 №97-оз утвержден Реестр должностей муниципальной службы в ХМАО-Югре.

Постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 №45-нпа утвержден перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах.

Проверкой прокуратуры выявлено, что в Перечень включены не все должности, замещение которых связано с коррупционными рисками.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района главе района внесено представление об их устранении, по результатам рассмотрения которого никаких мер, направленных на устранение нарушений закона и внесение в Перечень должности председателя юридического комитета администрации Сургутского района, а также должности начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации района не предпринято.

Согласно ответу главы района нарушений законодательства при невключении вышеуказанных должностей в перечень не имеется.

10 июля 2020 года главой Сургутского района издано постановление № 57-пг/нпа, согласно которому внесены изменения в постановление главы Сургутского района от 08.04.2014 № 45-нпа, в частности включены в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, должности председателя юридического комитета администрации Сургутского района, а также начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района. Кроме того указано, что настоящее постановление вступает в силу после его обнародования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

13 июля 2020 года главой Сургутского района издано постановление № 58-пг/нпа, согласно которому внесены изменения в постановление главы Сургутского района от 10.07.2020 № 57-пг/нпа, в частности исключен пункт 3 постановления слова «и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года».

Данные обстоятельства подтверждаются представлением об устранении нарушений закона, ответом на представление, постановлениями главы Сургутского района, перечнем должностей муниципальной службы, должностной инструкцией председателя юридического комитета, должностной инструкцией начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики, объяснениями представителей сторон.

Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона №273-Ф3 под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактике коррупции).

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона №273-Ф3 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Включению в Перечень согласно Разделу 3 Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557, Разделу 2 Перечня должностей государственной гражданской службы ХМАО-Югры, при замещении которых государственные гражданские служащие автономного округа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 14.08.2009 №130 подлежат должности, исполнение обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационнораспорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) введения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах). Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Законом ХМАО-Югры от 20.07.2007 №97-оз утвержден Реестр должностей муниципальной службы в ХМАО - Югре.

Согласно должностной инструкции председателя юридического комитета администрации Сургутского района в его должностные обязанности входит: представление интересов главы Сургутского района, администрации района при решении правовых вопросов, осуществление правового сопровождения отраслевых органов администрации района, представление интересов администрации района в судебных органах, обеспечение эффективной организации свой работы и работы комитета с целью исполнения плана по доходам, исполнение плана по привлечению и освоению инвестиций, а также организационно-распорядительные полномочия в отношении деятельности юридического комитета.

В структуре департамента образования и молодежной политики администрации района имеется отдел предоставления субсидий и финансового контроля. Должность начальника данного отдела в перечень не включена, однако в компетенцию данного отдела входит осуществление внутреннего финансового контроля, контроля за целевым расходованием бюджетных средств, контроля за своевременным перечислением субсидий, составление и представление сводной бюджетной отчетности.

На федеральном уровне и на региональном уровне должности государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов включены в соответствующие перечни, поскольку их замещение связано с коррупционными рисками.

На всех уровнях власти в Российской Федерации действует единая политика в сфере борьбы с коррупцией, соответственно критерии, по которым замещение должностей связано с коррупционными рисками, также являются едиными.

Должности председателя юридического комитета администрации Сургутского района и начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района подпадают под критерии, указанные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 №557, постановлении Губернатора ХМАО-Югры от 14.08.2009 №130, соответственно их замещение связано с коррупционными рисками.

Следовательно, утвержденный главой Сургутского района перечень должностей являлся неполным и подлежал изменению в целях приведения его в соответствие требованиям законодательства о противодействии коррупции.

Подобное бездействие главы Сургутского района препятствовало реализации на территории района антикоррупционного законодательства, единой государственной политики по противодействию коррупции и создавало предпосылки для совершения злоупотреблений лицами, замещающими должности, связанные с коррупционными рисками, при отсутствии реальной возможности осуществления контроля за соблюдением ими антикоррупционных требований, что противоречит принципам неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений и приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, закрепленным в ст. 3 Федерального закона №273-Ф3.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска главы Сургутского района к прокурору Сургутского района о признании отдельных положений представления прокуратуры незаконными.

П ризнать незаконным бездействие главы Сургутского района, выразившееся в непринятии в период с момента получения представления прокуратуры Суругутского района об устранении нарушений закона от 30 марта 2020 года до 10 июля 2020 года мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции и не включении в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 № 45-нпа, должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а именно должности председателя юридического комитета администрации Сургутского района, должности начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района.

Вместе с тем, поскольку на момент вынесения решения главой Сургутского района устранены нарушения закона, указанные в представлении прокуратуры от 30 марта 2020 года, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора о возложении на главу Сургутского района обязанности включить в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 №45-нпа должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а именно должность председателя юридического комитета администрации Сургутского района, а также должность начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района, распространив действие внесенных изменений на правоотношения, сложившиеся на момент их обнародования.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие главы Сургутского района, выразившееся в непринятии в период с момента получения представления прокуратуры Суругутского района об устранении нарушений закона от 30 марта 2020 года до 10 июля 2020 года мер по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции и не включении в перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный постановлением главы Сургутского района от 08.04.2014 № 45-нпа, должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а именно должности председателя юридического комитета администрации Сургутского района, должности начальника отдела предоставления субсидий и финансового контроля департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района.

В удовлетворении остальной части иска прокурора Сургутского района отказать.

В удовлетворении административного иска главы Сургутского района к прокурору Сургутского района о признании отдельных положений представления прокуратуры незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

Судья Сургутского районного суда Тюленев В.В.