ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-945/2016 от 08.08.2016 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

К делу №2-945/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2016 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Караминдова Д.П.,

при секретаре судебного заседания Нагаевской Е.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования Тихорецкий район Огиенко Е.В., действующей на основании доверенности №7556 от 01.06.07.2016,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - МУП ТГП ТР «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» Белокопытовой С.В., действующей на основании доверенности от 15.06.2016,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района Наймушина Е.Л., действующего на основании доверенности №124 от 21.01.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Тихорецкий район о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Иск мотивирован тем, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения ФИО5 о нарушении законодательства о животном мире выявлены факты ненадлежащей реализации муниципальным унитарным предприятием Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» обязанностей в сфере санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, а органами местного самоуправления предоставленных полномочий.

Межрайонной прокуратурой по результатам проведенной в 2015 году проверки соблюдения законодательства в указанной сфере главе администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района указывалось на допущенные нарушения, что послужило основанием для внесения представления, однако действенных мер по устранению нарушений до настоящего времени не принято, что не способствует удовлетворению основных прав граждан, предусмотренных статьей 42 Конституции РФ.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу части 2 статьи 2 Закона №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктами «б», «ж», «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ, статьей 2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» определено, что защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, ветеринарное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона РФ «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Пунктом 9.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» определено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2584- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края» настоящий Закон регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края.

Таким образом, деятельность по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований края.

В ходе проведенной в 2015 году проверки установлено, что на территории Тихорецкого района деятельность по регулированию численности безнадзорных животных и подбору павших животных осуществляет МУП ТГП ТР «ККПиБ» путем заключения соответствующих контрактов с главами администраций поселений района, организациями (индивидуальными предпринимателями) и физическими лицами.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300 утвержден Порядок, который регулирует отношения, связанные с осуществлением на территории Краснодарского края регулирования численности безнадзорных животных, включает работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов (далее - Порядок).

Проведенная проверка деятельности МУП ТГП ТР «ККПиБ» по регулированию численности безнадзорных животных показала, что предприятием в нарушение пункта 2.4 Порядка специальный журнал для регистрации обращений заявителей об отлове безнадзорных животных не создан, такого рода обращения регистрируются в общем журнале входящей корреспонденции.

В нарушение пункта 2.6 Порядка, предусматривающего создание бригады по отлову безнадзорных животных, которая должна состоять не менее чем из двух человек, на предприятии деятельность по отлову животных осуществляет один человек.

Кроме того, в нарушение пункта 2.8 Порядка сотрудник предприятия, осуществляющий отлов безнадзорных животных, не укомплектован средствами для отлова, включая устройства, стреляющие сетью, сачки- ловушки, другие спецсредства для сковывания движений, в наличии имеется лишь пневмоустройство с «летающим» шприцем, содержащим препарат «Аделин», предназначенный непосредственно для умерщвления животных.

В целях гуманного обращения с животными должны выбираться наименее травматические методы введения препаратов с учетом размеров, физиологических и анатомических особенностей животного. Запрещается умерщвлять животное в бодрствующем состоянии, а также на виду у других животных. Проверка показала, что умерщвление животных проводится в их естественной среде обитания, что позволяет сделать вывод о нахождении животных в бодрствующем состоянии.

Одновременно с этим, МУП ТГП ТР «ККПиБ» в нарушение пункта 3.1 Порядка автотранспорта, специально оборудованного для перевозки животных, исключающим возможность травматизма животных, не имеет.

В ходе проверки также установлено, что предприятие, по сути, осуществляет умерщвление животных непосредственно на месте их обнаружения, нежели их отлов, что также не согласуется с требованиями статьи 231 ГК РФ и нашло свое подтверждение в жалобе ФИО5

Помимо этого, в нарушение требований, установленных Порядком, пункт временного содержания животных (приют) для их содержания и учета количества отловленных безнадзорных животных на территории района не создан. Отсутствие приюта нарушает законные права собственников безнадзорных домашних животных по возвращению животного, а также по получению информации о потерявшихся и отловленных домашних животных в муниципальных и иных организациях по поимке, изоляции и содержанию безнадзорных животных.

Результаты проверки деятельности МУП ТГП ТР «ККПиБ» показали, что в организации работы предприятия и администрации города в целом имеются серьезные просчеты, по реализации возложенных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, порождающие нарушения закона, которые негативно сказываются на состоянии законности в указанной сфере и как следствие обоснованное обращение ФИО5 в органы прокуратуры.

Длительное бездействие и не принятие мер по выполнению требований закона, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300, не способствует целям действующего законодательства в указанной сфере.

Вместе с тем, в случае недостаточности денежных средств на осуществлениея данных полномочий, администрация Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района не лишена возможности в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий. Более того, за выделением дополнительных денежных средств из резервного фонда на субвенцию по отлову безнадзорных животных администрация в Управление ветеринарии Краснодарского края не обращалась.

Невыполнение ответчиком вышеизложенных требований закона нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со статьёй 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих интересов.

По изложенным основаниям Тихорецкий межрайонный прокурор просит признать бездействие муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат Коммунальных Предприятий и Благоустройства», выразившееся в несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627- 10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории района незаконным; обязать муниципальное унитарное предприятие Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат Коммунальных Предприятий и Благоустройства» осуществлять деятельность по регулированию численности безнадзорных животных в соответствии с требованиями законодательства в указанной сфере, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 № 300; просит обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район и Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района исполнять требования санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в том числе Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2584-КЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 № 300.

В судебном заседании представитель истца Веселова Ж.Ю. исковые требования уточнила, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тихорецкий район, выразившееся в несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627- 10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории района; обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район осуществлять деятельность по регулированию численности безнадзорных животных в соответствии с требованиями законодательства в указанной сфере, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 № 300 и исполнять требования санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в том числе Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2584-КЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 № 300.

Определением суда от 07.07.2016 по ходатайству представителя истца администрация муниципального образования Тихорецкий район исключена из числа третьих лиц и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

Определением суда от 20.07.2016 из числа ответчиков по делу исключено МУП ТГП ТР «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Тихорецкий район Огиенко Е.В. в судебном заседании иск не признала, в обоснование своих возражений пояснила, что администрация муниципального образования Тихорецкий район не согласна с исковым заявлением Тихорецкого межрайонного прокурора, в котором содержится требование об обязании администрации исполнять требования санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в том числе Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2584-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края» (далее - Закон), постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.052010 №54 Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 года №300 «Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края».

Указанным Законом муниципальные районы и городские округа Краснодарского края на неопределенный срок наделены государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края.

Администрация не бездействует, а в пределах установленной компетенции принимает следующие меры по осуществлению переданных государственных полномочий.

Администрацией было заключено соглашение с государственным управлением ветеринарии Краснодарского края о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края от 16.02.2015 №23. 13.05.2015 субвенция в сумме 243 000 рублей была зачислена на лицевой счет администрации муниципального образования Тихорецкий район.

04.06.2015 на официальном сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru администрацией размещена заявка №0318300010715000273 на определение исполнителя по оказанию услуги по отлову, подбору и утилизации безнадзорных животных. По окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе от участников закупки не поступило ни одной заявки, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 19.06.2015 №0318300010715000273-1 (прилагается). 09.07.2015 администрацией повторно размещена аналогичная заявка №0318300010715000340. По окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка от муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства», что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 21.07.2015 №0318300010715000340-1.

03.08.2015 с МУП ТГП ТР «ККП и Б» заключен муниципальный контракт №0318300010715000340-0061086-02 на оказание услуг по отлову (подбору и утилизации) безнадзорных животных, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования Тихорецкий район, который выполнен МУП ТГП ТР «ККПиБ» в части подбора павших животных в количестве 70 голов на сумму 16 170 рублей. По истечении финансового года, на который была предоставлена субвенция краевого бюджета, 30.12.2015 администрация заключила соглашение о расторжении муниципального контракта с МУП ТГП ТР «ККП и Б».

В 2016 году сумма неиспользованных денежных средств 2015 года возвращена в краевой бюджет в УФК по Краснодарскому краю (государственное управление ветеринарии по Краснодарскому краю).

В целях осуществления переданных государственных полномочий в 2016 году администрацией также было заключено соглашение с государственным управлением ветеринарии Краснодарского края о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края от 02.03.2016 №3.

01.04.2016 на официальном сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru размещена заявка №0318300010716000072 на определение исполнителя по оказанию услуг по отлову, подбору и утилизации безнадзорных животных. По окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе от участников закупки не поступило ни одной заявки, что подтверждено протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 14.04.2016 №0318300010716000072-1.

25.05.2016 повторно размещена аналогичная заявка №0318300010716000125. По окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе от участников закупки также не поступило ни одной заявки, что подтверждено протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 07.06.2016 №0318300010716000125-1. Размещение заявок планируется администрацией ежемесячно до определения победителя, с которым в установленные Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сроки будет заключен муниципальный контракт.

Представитель ответчика считает, что обязание администрации исполнять требования санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в том числе Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2584-КЗ, постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54 и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300, не основано на законе.

Согласно пункту 2.3 Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300 «Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края», отлов безнадзорных животных осуществляется на основании заключенного гражданско-правового договора специализированными организациями любой формы собственности и организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями (далее - специализированная организация) согласно заявке на выполнение работ по отлову безнадзорных животных (далее - заявка), поданной органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, физическими или юридическими лицами.

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и соблюдает Закон, исполняя обязанности органа местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, которые установлены статьей 2 Закона:

осуществляет государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми - актами Краснодарского края;

исполняет письменные предписания органов государственной власти Краснодарского края по устранению нарушений, допущенных при осуществлении государственных полномочий;

использует выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые средства и материальные ресурсы по целевому назначению;

определяет орган и должностных лиц местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий и др.

Согласно вышеуказанному соглашению администрация ежеквартально направляет Главному управлению ветеринарии Краснодарского края отчеты о расходовании субвенций по установленной форме.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства указанным Порядком возлагается на специализированные организации (не на органы местного самоуправления). При проведении работ по осуществлению на территории Краснодарского края регулирования численности безнадзорных животных, включая работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов, специализированные организации должны соблюдать: Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утверждённые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 15.07.2002 №13-5-2/0525 (пункт 2.8 Порядка); приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 №422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (пункт 2.13 Порядка); Закон РФ от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» (пункт 6.5 Порядка).

На основании вышеизложенного представитель ответчика считает, что правовых оснований для обязания администрации соблюдать указанные в исковом заявлении Тихорецкой межрайонной прокуратуры нормативные акты не имеется.

Также представитель ответчика пояснила, что администрация не может являться ответчиком по делу по следующим основаниям.

На основании подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно статье 3 Закона РФ от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относится к полномочиям субъекта РФ.

Законом Краснодарского края от 27.09.2012 №2584-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями Краснодарского края по регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края» муниципальные районы и городские округа Краснодарского края на неопределенный срок наделены государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края. Согласно статье 4 Закона № 2584-КЗ финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения краевого бюджета порядке на счета бюджетов городских округов и муниципальных районов Краснодарского края.

В 2016 году субвенции краевого бюджета в сумме 247,9 тыс. рублей на осуществление указанных государственных полномочий предоставлены муниципальному образованию Тихорецкий район на основании соглашения о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края от 02.03.2016 №3, заключенного между Государственным управлением ветеринарии Краснодарского края (главный распорядитель средств краевого бюджета на эти цели, далее - Управление) и муниципальным образованием Тихорецкий район (далее - Соглашение).

Пунктами 1.2, 1.3 Соглашения установлено, что Управление направляет муниципальному образованию Тихорецкий район денежные средства в форме субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий Краснодарского края на выполнение следующих показателей результативности:

численность отловленных безнадзорных животных - не менее 325 ед.;

численность подобранных и утилизированных павших животных - не менее 36 ед.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона №2584-КЗ органам местного самоуправления запрещается использовать на иные цели материальные ресурсы, полученные для осуществления передаваемых государственных полномочий. Таким образом, администрация вправе использовать выделенные денежные средства на выполнение показателей результативности, установленных Соглашением, т.е. финансировать за счет субвенции только отлов безнадзорных животных, подбор и утилизацию павших - животных. Полномочия по временному содержанию отловленных животных (в том числе созданию пунктов временного содержания (приютов)) муниципальному образованию Тихорецкий район не передавались, денежные средства на эти цели из краевого бюджета не направляются.

На основании пункта 5.12 Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300 (далее - Порядок) в случае, если отловленное безнадзорное домашнее животное не востребовано его владельцем в течение шести месяцев со дня отлова, оно подлежит стерилизации (кастрации) и возврату в места прежнего обитания; в случае, если отловленное безнадзорное животное не востребовано в течение 20 дней со дня отлова, оно подлежит стерилизации (кастрации) и возврату в места прежнего обитания.

Пунктом 5.15 Порядка установлено, что в состав работ по содержанию в пункте временного содержания (приюте) безнадзорных животных, а также безнадзорных домашних животных должны входить: осмотр всех животных, оказание первой ветеринарной помощи животным, дегельминтизация животных, вакцинация животных, стерилизация (кастрация) животных, маркировка животных, послеоперационная реабилитация животных, мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений, мытье и дезинфицирование посуды для животных, кормление животных, выгул животных.

Из вышеизложенного следует, что создание условий, необходимых для содержания животных в приюте в течение времени, установленного Порядком, требуют дополнительных материальных затрат, значительно превышающих размер получаемых администрацией субвенций.

Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий в сфере регулирования численности безнадзорных животных не представляется возможным по следующим основаниям.

Согласно справке финансового управления администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ, решением Совета муниципального образования Тихорецкий район от 24.12.2015 №186 «О бюджете муниципального образования Тихорецкий район на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (с изменениями от 28.01.2016 №197, от 25.02.2016 №208, от 24.03.2016 №215, от 21.04.2016 № 222, от 26.05.2016 №234, от 23.06.2016 №242) основные характеристики бюджета муниципального образования Тихорецкий район на 2016 год утверждены в следующих объемах:

общий объем доходов в сумме 1709 642,3 тыс. рублей; общий объем расходов в сумме 1749 069,8 тыс. рублей.

По состоянию на 01.07.2016 дефицит бюджета составляет 39427,7 тыс. рублей, объем муниципального долга - 173,0 млн. рублей.

В местном бюджете недостаточно денежных средств для обеспечения выполнения всех расходных обязательств по вопросам местного значения муниципального района, установленных статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поэтому муниципальное образование Тихорецкий район вынуждено с 2010 года использовать заемные денежные средства кредитных организаций. В 2016 году необходимо расходовать дополнительные средства, не предусмотренные в бюджете муниципального образования Тихорецкий район, на финансирование капитального ремонта кровли (в том числе поврежденной в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением крупного града в станице Архангельской Тихорецкого района) и замену ограждения в образовательных учреждениях муниципального образования Тихорецкий район на общую сумму 32 350 тыс. рублей. В связи с увеличением объема муниципального долга, который не может превышать 183,0 млн. рублей, муниципальное образование Тихорецкий район не вправе исполнять расходные обязательства, не связанные с исполнением полномочий по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального района (справка прилагается).

Федеральным законом от 30.03.2015 №64-ФЗ часть 1 статьи 14.1 Федерального закона №131-Ф3 дополнена пунктом 14, в соответствии с которым органы местного самоуправления городского, сельских поселений имеют право на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, в том числе вопроса по осуществлению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения. Такие права статьей 15.1 Федерального закона №131-Ф3 муниципальному району не предоставлены.

Учитывая изложенное, муниципальное образование Тихорецкий район не может являться ответчиком по данному делу.

Кроме того, пояснила представитель ответчика, администрация надлежащим образом исполняет переданные государственные полномочия в полном объеме, то есть не бездействует, законодательство не нарушает, ежеквартально направляет Главному управлению ветеринарии Краснодарского края отчеты о расходовании субвенций по установленной форме.

В 2015 году между Администрацией и МУП ТГП ТР «ККП и Б» был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову (подбору и утилизации) безнадзорных животных, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования Тихорецкий район от 03.08.2015 №0318300010715000340-0061086-02. В 2016 году администрация 2 раза проводила аукцион в электронной форме на заключение за счет средств краевого бюджета муниципального контракта на оказание аналогичных услуг. В связи с отсутствием заявок на участие в аукционах, 29.06.2016 размещен третий заказ на проведение электронного аукциона для закупки №0318300010716000160.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300 «Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края» соблюдение санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства возлагается на специализированные организации (не на органы местного самоуправления). При проведении работ по осуществлению на территории Краснодарского края регулирования численности безнадзорных животных, включая работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов, специализированные организации должны соблюдать: Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утверждённые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 15.07.2002 №13-5-2/0525 (пункт 2.8 Порядка); приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (пункт 2.13 Порядка); Закон РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (пункт 6.5 Порядка).

Таким образом, муниципальный контракт на 2016 год администрацией пока не заключен, но не по вине администрации, а по не зависящим от нее причинам. По результатам мониторинга на территории Краснодарского края и Ростовской области специализированных организаций, оказывающих такие услуги, не имеется.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения искового заявления Тихорецкой межрайонной прокуратуры, по мнению представителя ответчика, не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - МУП ТГП ТР «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» Белокопытова С.В. суду пояснила, что МУП ТГП ТР «ККПиБ» является организацией, созданной администрацией Тихорецкого городского поселения в целях удовлетворения общественных потребностей, для достижения которых Предприятие осуществляет виды деятельности, предусмотренные Уставом Предприятия, утвержденного постановлением администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района от 24.09.2009 №151. К указанным в Уставе видам деятельности относится деятельность по «уборке территории и аналогичная деятельность». Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом, за исключением деятельности, направленной на создание объектов социально - культурного назначения и строительства жилья для обеспечения потребностей работников Предприятия.

Так, Предприятие в рамках заключаемых с администрацией Тихорецкого городского поселения муниципальных контрактов на выполнение работ по санитарной очистке территорий города Тихорецка, выполняет в том числе, работы по подбору трупов безнадзорных животных (собак, кошек). Стоимость данного вида работ утверждена Решением Совета Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района (калькуляция стоимости работ по подбору и передаче трупов животных на «утильзавод»).

На территории Краснодарского края деятельность по регулированию численности безнадзорных животных регулирует Порядок регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края (далее - Порядок) (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 N 300). В соответствии с частью 1 «Общие положения» Порядка отношения, связанные с осуществлением на территории Краснодарского края регулирования численности безнадзорных животных, включают работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов.

ККПиБ выполняет только работы по подбору трупов (биологических отходов) павших животных. При осуществлении данной деятельности ККПиБ не влияет на численность безнадзорных животных на территории поселения. При выполнении данного вида работ ККПиБ соблюдает требования к проведению работ по подбору, определяемые частью 8 «Подбор и утилизация павших животных» Порядка.

Также в соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2584-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края» (далее - Закон) Закон регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края (далее - государственные полномочия). Краснодарский край наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями на неограниченный срок. В связи с чем, органы местного самоуправления городских поселений не обладают полномочиями по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории Тихорецкого района.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района Наймушин Е.Л. в судебном заседании пояснил, что в соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2584-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных - образований Краснодарского края» настоящий Закон регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного - самоуправления) государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края (далее - государственные полномочия). Краснодарский край наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями на неограниченный срок.

В связи с этим органы местного самоуправления городских поселений полномочиями по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории Тихорецкого района не обладают.

МУП Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» является подведомственной администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района коммерческой организацией, созданной администрацией в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

В силу пункта 2.2. Устава МУП Тихорецкого городского поселения «Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства», утвержденного постановлением администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района от 24.09.2009 №151, для достижения целей, указанных в пункте 2.1. Устава, Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: удаление и обработка твердых отходов; уборка территории и аналогичная деятельность; декоративное садоводство и производство продукции питомников; предоставление услуг по закладке, обработке и содержанию садов, парков и других зеленых насаждений; организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; физкультурно-оздоровительная деятельность; производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, тротуаров, установка дорожных ограждений и дорожных знаков безопасности движения, разметка проезжей части дорог и стоянок; производство, кроме ремонта, прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки без электрооборудования для двигателей и транспортных средств; предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки (светофоров); розничная торговля в неспециализированных магазинах.

Пунктом 2.3. Устава предусмотрено, что Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом, кроме деятельности, направленной на создание объектов социально-культурного назначения и (строительство жилья для обеспечения потребностей работников Предприятия.

В рамках исполнения условий муниципальных контрактов на выполнение работ по уборке территории города Тихорецка, заключенных по результатам аукционов, МУП Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» оказывает услуги по подбору трупов животных, их транспортировке и сдаче на утилизационный завод.

По указанным основаниям представитель третьего лица просит принять решение на усмотрение суда в части исковых требований к администрации муниципального образования Тихорецкий район.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Государственного управления ветеринарии Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и мест слушания дела извещен надлежащим образом, что даёт суду право рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает следующее.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения гражданки ФИО5 были выявлены факты ненадлежащей реализации муниципальным унитарным предприятием Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» возложенных на него обязанностей в сфере санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, а органами местного самоуправления - предоставленных им полномочий.

Межрайонной прокуратурой по результатам проведенной в 2015 году проверки соблюдения законодательства о животном мире главе администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района указывалось на допущенные нарушения, что послужило основанием для внесения представления, однако действенных мер по устранению нарушений до настоящего времени не принято, что не способствует удовлетворению основных прав граждан, предусмотренных статьей 42 Конституции РФ.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Частью 2 статьи 2 Закона №52-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктами «б», «ж», «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» определено, что защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, ветеринарное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона РФ «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Пунктом 9.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2584- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края» настоящий Закон регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края.

Таким образом, деятельность по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований края.

В ходе проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой в 2015 году проверки установлено, что на территории Тихорецкого района деятельность по регулированию численности безнадзорных животных и подбору павших животных осуществляет МУП ТГП ТР «ККПиБ», путем заключения соответствующих контрактов с главами администраций поселений района, организациями (индивидуальными предпринимателями) и физическими лицами.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300 утвержден Порядок, регулирующий отношения, связанные с осуществлением на территории Краснодарского края регулирования численности безнадзорных животных, включая работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов (далее - Порядок).

Проведенная проверка деятельности МУП ТГП ТР «ККПиБ» по регулированию численности безнадзорных животных показала, что предприятием в нарушение пункта 2.4 Порядка специальный журнал для регистрации обращений заявителей об отлове безнадзорных животных не создан, такого рода обращения регистрируются в общем журнале входящей корреспонденции.

В нарушение пункта 2.6 Порядка, предусматривающего создание бригады по отлову безнадзорных животных, которая должна состоять не менее чем из двух человек, на предприятии деятельность по отлову животных осуществляет один человек.

Кроме того, в нарушение пункта 2.8 Порядка сотрудник предприятия, осуществляющий отлов безнадзорных животных, не укомплектован средствами для отлова, включая устройства, стреляющие сетью, сачки- ловушки, другие спецсредства для сковывания движений, в наличии имеется лишь пневмоустройство с «летающим» шприцем, содержащим препарат «Аделин», предназначенный непосредственно для умерщвления животных.

В целях гуманного обращения с животными должны выбираться наименее травматические методы введения препаратов с учетом размеров, физиологических и анатомических особенностей животного. Запрещается умерщвлять животное в бодрствующем состоянии, а также на виду у других животных. Проверка показала, что умерщвление животных проводится в их естественной среде обитания, что позволяет сделать вывод о нахождении животных в бодрствующем состоянии.

Одновременно с этим, МУП ТГП ТР «ККПиБ» в нарушение пункта 3.1 Порядка автотранспорта, специально оборудованного для перевозки животных, исключающим возможность травматизма животных, не имеет.

В ходе проверки также установлено, что предприятие, по сути, осуществляет умерщвление животных непосредственно на месте их обнаружения, нежели их отлов, что также не согласуется с требованиями статьи 231 Гражданского кодекса РФ и нашло свое подтверждение в жалобе ФИО5

Помимо этого, в нарушение требований, установленных Порядком, пункт временного содержания животных (приют) для их содержания и учета количества отловленных безнадзорных животных на территории района не создан. Отсутствие приюта нарушает законные права собственников безнадзорных домашних животных по возвращению животного, а также по получению информации о потерявшихся и отловленных домашних животных в муниципальных и иных организациях по поимке, изоляции и содержанию безнадзорных животных.

Результаты проверки деятельности МУП ТГП ТР «ККПиБ» показали, что в организации работы предприятия и администрации района в целом имеются нарушения, по реализации возложенных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, порождающие нарушения закона, которые негативно сказываются на состоянии законности в указанной сфере и как следствие обоснованное обращение ФИО5 в органы прокуратуры.

Длительное бездействие администрации района и не принятие мер по выполнению требований закона, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300, не способствует целям действующего законодательства в указанной сфере.

В случае недостаточности денежных средств на осуществление данных полномочий администрация муниципального образования Тихорецкий район не лишена возможности в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий. Более того, за выделением дополнительных денежных средств из резервного фонда на субвенцию по отлову безнадзорных животных администрация в Управление ветеринарии Краснодарского края не обращалась.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Невыполнение ответчиком вышеизложенных требований закона нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих интересов.

При установленных обстоятельствах требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсутствии заявок от участников закупки в электронном аукционе по оказанию услуг по отлову, подбору и утилизации безнадзорных животных, а также об отсутствии денежных средств в бюджете на содержание отловленных животных и создание для них приютов, не являются основанием для отказа в иске, так как не свидетельствуют о том, что органом местного самоуправления приняты все необходимые меры для соблюдения законодательства в сфере санитарно-эпидеомиологического и ветеринарного законодательства РФ и надлежащей реализации администрацией района предоставленных ей полномочий в указанной сфере. За увеличением субвенций на указанные цели ответчик не обращался, что не отрицала в судебном заседании представитель ответчика.

Доводы ответчика о том, что соблюдение санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства возлагается не на органы местного самоуправления, а на специализированные организации, суд считает несостоятельными, поскольку, как указывалось выше, в силу части 2 статьи 2 Закона №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тихорецкий район, выразившееся в несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627- 10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 №300, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории района.

Обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район осуществлять деятельность по регулированию численности безнадзорных животных в соответствии с требованиями законодательства в указанной сфере, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 № 300

Обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район исполнять требования санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, в том числе Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2584-КЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 № 300.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2016 года.

С У Д Ь Я: