ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-945/2022 от 04.04.2022 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-945/2022

34RS0008-01-2022-000191-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«04» апреля 2022 года г. Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи: Могильной Е.А.

при секретаре: Мазилкиной Д.Ю.

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску ФИО3 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному района г. Волгограда о взыскании излишне уплаченной суммы налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному района г. Волгограда о взыскании излишне уплаченной суммы налога.

В обосновании иска указала, что истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом площадью 250,10 кв.м. с кадастровым номером №... расположенный по адресу: г. Волгоград, ..., кадастровой стоимостью 8223257 рублей 99 копеек; двухкомнатная квартира площадью 58,10 кв.м., с кадастровым номером №... расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ...А, ..., кадастровая стоимость объекта 2723030 рублей 80 копеек; трехкомнатная квартира площадью 78,3 с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: г. Волгоград, ...А, ... кадастровая стоимость объекта 3669764 рубля 40 копеек.

В указанные периоды времени за данное имущество истцом производилась уплата налога на имущество в местный бюджет.

В своем постановлении №...-П от 15.02.2019 года Конституционный суд РФ отметил, что в тех субъектах Российской Федерации, в которых не утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и не установлена единая дата начала применения на их территориях порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости граждане могут требовать в индивидуальномпорядке в целях исчисления налога на имущество физических лиц использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

Истец обратился в ИФНС России по Центральному району г. Волгограда с заявлением, в котором просила произвести перерасчет налога на имущество физических лиц на основании их кадастровой, а не инвентаризационной стоимости за спорные налоговые периоды.

Истцом произведен расчет налога из размера кадастровой стоимости объектов за 2015-2017 год.

Истцом за 2015 год был уплачен налог в размере 51059 рублей; за 2016 год в размере 97228 рублей; за 2017 год в размере 63658 рублей.

Просит взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда в пользу ФИО3 излишне уплаченную за 2015-2017 год сумму налога на имущество в размере 173996 рублей 74 копейки.

Истец в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена, о причинах неявки суд не уведомила.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 против требований возражала, указала, что налоговый орган имеет право пересчитать налог на имущество физических лиц не более чем за три налоговых периодов с момента обращения в налоговый орган с таким заявлением.

С учётом положений ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Из постановления № 10 от 15.02.2019 года Конституционного суда РФ следует, что пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не исключают права налогоплательщика - в тех субъектах Российской Федерации, в которых не утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имуществаи (или) не установлена единая дата начала применения на их территориях порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, - требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом площадью 250,10 кв.м. с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: г. Волгоград, ..., кадастровой стоимостью 8223257 рублей 99 копеек; двухкомнатная квартира площадью 58,10 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ...А, ..., кадастровая стоимость объекта 2723030 рублей 80 копеек; трехкомнатная квартира площадью 78,3 с кадастровым номером №..., расположенная по адресу: г. Волгоград, ...А, ... кадастровая стоимость объекта 3669764 рубля 40 копеек.

В указанные периоды времени за данное имущество истцом производилась уплата налога на имущество в местный бюджет в расчете которого, налоговым органом использовалась инвентарная стоимость принадлежащих на праве собственности объектов.

В соответствии с обращением истца налоговым органом был произведен перерасчет налога исходя из кадастровой стоимости объектов за 2018 -2019 год. В перерасчете суммы налога за иные периоды было отказано.

Поскольку инвентаризационная стоимость объектов значительно превышает кадастровую стоимость, суд полагает, что истец имеет право на перерасчет суммы налога, с возвращением излишне уплаченной суммы налога.

Истцом за 2015 год был уплачен налог в размере 51059 рублей, за 2016 год в размере 97228 рублей, за 2017 год в размере 63658 рублей.

Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Расчет налога, исходя из кадастровой стоимости, предоставленный истцом судом был проверен и является математически верным.

Таким образом, требования о возврате излишне уплаченной суммы налога за 2015-2017 год подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному района г. Волгограда о взыскании излишне уплаченной суммы налога – удовлетворить.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда в пользу ФИО3 излишне уплаченную за 2015-2017 года сумму налога на имущество в размере 173996 рублей 74 копейки.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 08 апреля 2022 года.

Судья: подпись Е.А. Могильная