ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-945/2022 от 09.08.2022 Чистопольского городского суда (Республика Татарстан)

копия

дело № 2-945/2022

УИД 16RS0044-01-2022-002402-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 августа 2022 года город Чистополь

Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2022 года.

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зотеевой Н.А.,

с участием представителя истца – помощника Чистопольского городского прокурора ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к исполнительному комитету Кубасского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан об обязании обеспечить исполнение природоохранного законодательства,

установил:

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к исполнительному комитету Кубасского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения – пруд-плотина на в , а именно: разработать проектную документацию на гидротехническое сооружение; обеспечить соответствующую обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации квалификацию работников, обслуживающих гидротехнического сооружения; создать систему оповещения гидротехнического сооружения; обеспечить технически исправное состояние гидротехнического сооружения, а именно реализовать меры по производству капитального ремонта гидротехнического сооружения – пруд-плотина на в Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения – пруд-плотина на в , расположенного на территории Кубасского сельского поселения, находящегося на балансе сельского поселения. По результатам проверки в сентябре 2021 года прокуратурой в адрес руководителя исполнительного комитета Кубасского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Но до настоящего времени нарушения не устранены.

Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по исковому заявлению Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к исполнительному комитету Кубасского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан об обязании обеспечить исполнение природоохранного законодательства прекратить в части исковых требований об обязании исполнительного комитета Кубасского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения, в связи с принятием частичного отказа от иска.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

Представитель третьего лица – Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктами 3, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа;

организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

Первичная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится не позднее одного месяца: при назначении на соответствующую должность; при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

При аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится проверка знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с областями аттестации, определяемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность по проектированию, строительству, капитальному ремонту, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации, а также по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту гидротехнических сооружений.

Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, определяются Правительством Российской Федерации.

Если в указанной организации аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на гидротехнических сооружениях.

Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Из материалов дела следует, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения – пруд-плотина на в , расположенного на территории Кубасского сельского поселения, находящегося на балансе сельского поселения.

В нарушение требований закона исполнительным комитетом Кубасского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан не разработана проектную документация на гидротехническое сооружение; не обеспечено соответствующую обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации квалификацию работников, обслуживающих гидротехнического сооружения; создать систему оповещения гидротехнического сооружения; обеспечить технически исправное состояние гидротехнического сооружения, а именно реализовать меры по производству капитального ремонта гидротехнического сооружения – пруд-плотина на в Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Ответчиком данное обстоятельство не оспаривается.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес руководителя исполнительного комитета Кубасского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. До настоящего времени нарушения не устранены.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что бездействием ответчика нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создается угроза причинения ущерба здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также окружающей среде, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Казанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать исполнительный комитет Кубасского сельского поселения Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения – пруд-плотина на в Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, для чего:

разработать проектную документацию на гидротехническое сооружение;

обеспечить соответствующую обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации квалификацию работников, обслуживающих гидротехнического сооружения;

создать систему оповещения гидротехнического сооружения;

обеспечить технически исправное состояние гидротехнического сооружения, а именно реализовать меры по производству капитального ремонта гидротехнического сооружения – пруд-плотина на в Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья. Подпись.

Копия верна.

Судья Чистопольского городского суда

Республики Татарстан Н.А. Зотеева

Секретарь судебного заседания ФИО4

Подлинник данного документа находится в деле и хранится в Чистопольском городском суде Республики Татарстан.

Решение01.09.2022