Дело №
УИД: 62 RS 0№-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 29 ноября 2023 года
Рыбновский районный суд <адрес> в составе судьи Гужова Е.Н.
при секретаре ФИО4
с участием представителя истца Комитета лесного хозяйства <адрес> по доверенности ФИО5,
представителя ответчика ФИО1 - адвоката ФИО6, представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Ассоциацией Коллегией адвокатов «Юст», и удостоверение №, выданное Управлением Федеральной регистрационной службой по <адрес>,
рассмотрев дело по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным требованием, мотивируя его следующим.
ДД.ММ.ГГГГ приговором Луховицкого районного суда <адрес>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ.
Противоправными действиями ответчика, истцу причинен материальный ущерб на сумму 628201 руб.
Согласно ч.ч.2 - 4 ст.100 Лесного кодекса РФ размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством РФ.
Расчет вреда составлен в соответствии со следующими нормативными документами:
-Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящихся в них природным объектам, вследствие нарушения лесного законодательства»;
-Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности»;
-Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;
- «Сортиментные и товарные таблицы для лесов центральных и южных районов Европейской части РСФСР» утвержденных ФИО2, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, а также, на основании исходных данных по диаметру пня древесины в см.
Формула расчета вреда: Размер вреда = Kl х К2 х К3 х К4, где:
К1 - стоимость древесины рассчитанная в соответствии с Сортиментными и товарными таблицами для лесов центральных и южных районов Европейской части РСФСР», утвержденных ФИО2, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ и Таблицей № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для лесных насаждений породы «Береза»;
К2 - коэффициент, 50-кратнаястоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (Приложение № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№);
К3 - коэффициент, размер вреда увеличивается в 2 раза,если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (и.п. «г» п. 6 Приложения № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№);
К4 - коэффициент, ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», в 2022 году применяются с коэффициентом 2,83(1-ый абзац Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»);
В Таблице № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что ставка платы за 1 плотный куб деловой древесины береза без коры средняя такса с расстоянием вывозки до 10 км по Московскому лесотаксовому району составляет 74,34 руб.
В соответствии с «Сортиментными и товарными таблицами для лесов центральных и южных районов Европейской части РСФСР» утвержденных ФИО2, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ общий объем срубленной древесины составляет 29,86 м3.
При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится, применяется ставка платы, установленная в отношении деловой средней древесины и вывозки древесины на расстояние до 10 километров (п.4 Приложения № Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящихся в них природным объектам, вследствие нарушения лесного законодательства»).
Итого: 74,34 руб. х 29,86 м3 = 2219,79 руб.
Размер вреда (Береза) = 2219,79 руб. х50 х2 х2,83 = 628200 руб. 57 коп.
Итого размер вреда, причиненный лесам незаконной рубкой двадцати сырорастущих деревьев породы «Береза», в квартале 83 выделе 1 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО «Мособллес» составил 628201 (шестьсот двадцать восемь тысяч двести один) рубль.
Согласно п. 5 Приложения № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ размер вреда исчисляется с точностью до 1 руб.
В рамках уголовного дела в отношении ФИО1 Комитет лесного хозяйства <адрес> признан гражданским истцом.
Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о Комитете лесного хозяйства <адрес> (далее Положение).
В соответствии с п. 1 п. 10 Положения Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений.
Согласно п.4 Положения, Комитет обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба <адрес> и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять личные неимущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 12.18, п. 5 Положения финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете <адрес>. При этом Комитет осуществляет функции главного распорядителя и получателя соответствующих средств бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание Комитета и реализацию возложенных на него полномочий.
При этом п. 11 установлено, что основными задачами Комитета являются охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно п. 14.5 Положения Комитет в целях реализации полномочий имеет право обращаться в установленном порядке в суд, в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Принимая во внимание, что вина Ответчика в совершении данного преступления подтверждается совокупностью собранных по уголовному делу доказательств, стоимость ущерба, причиненного Истцу, деятельность которого финансируется из бюджета Московской области, подлежит взысканию с виновного лица в полном объеме.
Ответчик обращался к Истцу с запросом для оплаты материального ущерба в добровольном порядке, однако до настоящего времени денежные средства в счет возмещения ущерба от ФИО1 не поступили.
Просит суд взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> края паспорт гражданина РФ, серия 61 17, №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, ОУФМС по <адрес> в <адрес> в пользу Истца материальный ущерб, причиненный преступлением, совершенным Ответчиком, в размере 628 201 (Шестьсот двадцать восемь тысяч двести один) рубль.
Представитель истца - Комитета лесного хозяйства <адрес> - ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив изложенные в иске обстоятельства. Исковые требования просил удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Из приговора Луховицкого районного суда <адрес>, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, следует, что осужденный проживает по адресу <адрес>. Между тем, согласно сведениям из ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 по учетам отдела по вопросам миграции не значится.
На основании ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Данное требование закона выполнено. Суд воспользовался предусмотренным законом правом извещать лиц, участвующих в деле, посредством почтового отправления, исходя из наличия в материалах дела соответствующих сведений о месте жительства ответчика.
Невозможность извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела свидетельствует о не проживании ответчика по известному адресу. Таким образом, место пребывания ответчика неизвестно, а в соответствии со ст.119 ГПК РФ, если место пребывания ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению дела после поступления сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
На основании ст.50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Поскольку суд не располагает сведениями о месте регистрации ответчика, то ему назначен защитник.
В соответствии с п.4 ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Представитель ответчика - адвокат ФИО6, привлеченная по делу по инициативе суда, в судебном заседании заявила о законном характере заявленных требований, поскольку вина ответчика установлена вступившим в законную силу приговором суда, но принятие решения в части определения размера причиненного вреда оставила на усмотрение суда с возможностью уменьшения.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ приговором Луховицкого районного суда <адрес> ответчик ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ и ему назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев. Представителю потерпевшего - Комитета лесного хозяйства <адрес> разъяснено право на обращение в суд с требование о возмещении ущерба в порядке гражданского судопроизводства.
Данным приговором суда установлено, что своими действиями ФИО1 причинил материальный ущерб лесному фонду РФ в лице Комитета лесного хозяйства <адрес> в особо крупном размере на сумму 628201 рубль путем незаконной рубки лесных насаждений 20 сырорастущих берез объемом 29,68 кбм.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О судебном решении» определено, что в силу ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (абз.1).
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения (абз.2).
В решении суда об удовлетворении иска, помимо ссылки на приговор по уголовному делу, следует также приводить имеющиеся в гражданском деле доказательства, обосновывающие размер присужденной суммы (например, учет имущественного положения ответчика или вины потерпевшего) (абз.3).
В соответствии со ст.99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст.100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке (п.1).
Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса (п.2).
Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п.3).
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (п.4).
Судом установлено, что ответчиком добровольно ущерб не возмещен, тогда как ему это предлагалось, обратного суду не представлено, каких-либо возражений относительно заявленных требований ответчиком не представлено.
Из приговора суда следует, что Комитет лесного хозяйства <адрес> был признан гражданским истцом, но в порядке уголовного судопроизводства вопрос о возмещении вреда не был разрешен по причине несоблюдения формы и содержания иска.
В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судом установлено, что в результате преступных действий ответчика истцу причинен материальный ущерб в размере 628 201 рубль. Расчет размера ущерба был представлен в материалы уголовного дела и признан доказанным.
В материалы гражданского дела представлен расчет материального ущерба, который судом проверен и является верным.
При расчете учтена оценка леса в соответствии со ст.95 Лесного кодекса РФ, применены таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утвержденные Правительством Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящихся в них природным объектам, вследствие нарушения лесного законодательства»; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности»; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»; «Сортиментные и товарные таблицы для лесов центральных и южных районов Европейской части РСФСР» утвержденных ФИО2, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, а также, на основании исходных данных по диаметру пня древесины в см.
При расчете вреда обоснованно применялись: коэффициент стоимости древесины, рассчитанная в соответствии с Сортиментными и товарными таблицами для лесов центральных и южных районов Европейской части РСФСР», утвержденных ФИО2, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ и Таблицей № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для лесных насаждений породы «Береза»; применялась 50-кратнаястоимость древесины 12 см и более для деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (Приложение № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№); размер вреда увеличен в 2 раза за нарушение лесного законодательства в защитных лесах (и.п. «г» п. 6 Приложения № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№); применен коэффициент 2,83 к ставке платы за единицу объема лесных ресурсов и ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», применяемый в 2022 году (1-ый абзац Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»).
В Таблице № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что ставка платы за 1 плотный куб деловой древесины береза без коры средняя такса с расстоянием вывозки до 10 км по Московскому лесотаксовому району составляет 74,34 руб.
Установлено, что незаконная вырубка совершена на лесном участке в квартале №, выдел № Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО «Мособллес» Комитета лесного хозяйства <адрес>, который относится к категории защитных лесов зеленые зоны.
В соответствии с «Сортиментными и товарными таблицами для лесов центральных и южных районов Европейской части РСФСР» утвержденных ФИО2, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ общий объем срубленной древесины составляет 29,86 м3.
При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится, применяется ставка платы, установленная в отношении деловой средней древесины и вывозки древесины на расстояние до 10 километров (п.4 Приложения № Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящихся в них природным объектам, вследствие нарушения лесного законодательства»).
Итого: 74,34 руб. х 29,86 м3 = 2219,79 руб. Размер вреда с применением коэффициентов (береза) = 2219,79 руб. х50 х2 х2,83 = 628200 руб. 57 коп. согласно п.5 Приложения № Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ущерб округлен до 628201 (шестьсот двадцати восьми тысяч двести одного) рубля.
Оснований для снижения размера ущерба суд не усматривает. Проанализировав содержание вступившего в законную силу приговора суда, в рамках которого установлен объем и стоимость незаконно вырубленной древесины, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Каких-либо доказательств, указывающих на возможность снижения размера ущерба, в частности, состояние своего имущественного положения, ответчиком не представлено.
Суд в обязательном порядке учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса РФ, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
Удовлетворение возмещения ущерба в полном объеме имеет своей целью воспроизводство полезных функций лесов для обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Суд также исходит из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п.3 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.4 ч.1 ст.333.36 налогового кодекса РФ истец был освобожден от уплаты госпошлины, а значит, с ответчика, исходя из удовлетворяемых требований в размере 628201 рубль, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 482,01 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.15, 1064 ГК РФ, ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> края паспорт гражданина РФ, серия 61 17, №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, ОУФМС по <адрес> в <адрес>, в пользу Комитета лесного хозяйства <адрес> в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, 628201 (шестьсот двадцать восемь тысяч двести один) рубль.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 9 482 (девять тысяч четыреста восемьдесят два) рубля 01 копейка.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рыбновский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Е.Н. Гужов