Дело №2-9462/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2015 года г. Абакана
Абаканский городской суд Республики Хакасия в г.Абакане
в составе председательствующего судьи Берш А.Н.,
при секретаре Дробышевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Абакана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Абакана, Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана об обязании ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Абакана, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Абаканский городской суд с иском к Администрации города Абакана, Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана (далее по тексту– УКХТ Администрации г. Абакана) об обязании ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке на территории <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана ФИО3, действующая на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержала ссылаясь на доводы, изложенные в иске, исковые требования мотивировала тем, что прокуратурой города Абакана с участием специалистов УКХТ Администрации <адрес> проведена поверка соблюдения экологического законодательства органами местного самоуправления. В ходе проверки обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в виде строительного мусора, стеклянного боя, поврежденной полиэтиленовой тары, бытового мусора, а также мусора растительного происхождения. При обследовании установлено, что свалка расположена на территории общего пользования в <адрес>. По информации Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана, указанный земельный участок находится в ведении Администрации г. Абакана. Действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления городских округов по организации сбора и вывоза бытовых отходов, регулярной очистке от отходов территорий муниципальных образований. Вопреки требованиям федерального законодательства органами местного самоуправления г. Абакана не принято надлежащих и своевременных мер к недопущению несанкционированного накопления отходов на указанной территории, а также в последующем не проведены мероприятия по очистке территории от твердых бытовых отходов. Просила обязать Администрацию г. Абакана, Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке на территории <адрес>.
Представитель Администрации г. Абакана и УКХТ Администрации г. Абакана – ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что письмом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разъяснении норм законодательства в области обращения с отходами и направлении рекомендаций по заполнению форм предоставления информации по Приказу Росприроднадзора № 255 от 28.04.2014» обозначено, что свалка – это несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Пояснила, что поскольку несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов было ликвидировано в ДД.ММ.ГГГГ года, то вновь размещенные бытовые и промышленные отходы на спорной территории находятся менее 6 месяцев, что само по себе не является свалкой. Кроме того, просила суд установить разумный срок для ликвидации свалки до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что для осуществления мероприятия необходимы определенные температурные режимы, уборка мусора в зимнее время года не представляется возможной.
Выслушав пояснения помощника прокурора города Абакана ФИО3, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, оценив доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В обоснование своих требований прокурор приводит факт нарушения прав неопределенного круга лиц, который выражается в виде нарушения прав и законных интересов в сфере экологии неопределенного круга лиц.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, заявляя данные требования, Прокурор города Абакана действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях соблюдения экологического законодательства и предупреждения его нарушений.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Статья 58 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), в соответствии со ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ, а также пунктами 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых промышленных отходов.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 9 Устава г. Абакана, утвержденного Решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 № 222, также закреплено, что к вопросам местного значения города Абакана относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьи 43, 45 Устава предусматривают, что Администрация города, в частности, управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; планирует использование земель; осуществляет муниципальный земельный контроль использования и охраны земель в пределах предоставленных законом полномочий; осуществляет мероприятия по улучшению экологии на городской территории; осуществляет в соответствии с законодательством управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на подведомственной территории; организует работы по электрификации, газоснабжению, канализации, водоснабжению, по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов в городе.
Согласно Положению "Об управлении коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана" Управление выступает заказчиком на выполнение работ и услуг, организует и проводит конкурсы по размещению муниципальных заказов и заключает договоры по их итогам на выполнение работ и оказания услуг населению в области благоустройства и коммунального хозяйства; подготавливает предложения по улучшению благоустройства и санитарного содержания города; обеспечивает финансирование работ в соответствии с компетенцией Управления; планирует мероприятия по охране окружающей среды; осуществляет учет и оценку объемов бытовых и промышленных отходов на территории города; организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории города.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при отсутствии собственника либо иного законного владельца несанкционированной свалки, обязанность по осуществлению мероприятий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.13 Земельного Кодекса РФ, ложится на органы местного самоуправления, поскольку земельный участок, на котором расположен данная свалка, находится в границах городского поселения, с учетом того, что вопросы организации охраны окружающей среды и утилизации бытовых отходов относятся к ведению органов местного самоуправления- Администрации города и входящего в его структуру Управления, в связи с чем доводы представителя ответчиков о том, что администрация города Абакана является ненадлежащим ответчиком являются необоснованными.
Вышеуказанное также подтверждается ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», согласно п.4.13. которого -несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов; п7.8. собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления - Администрации города и входящего в его структуру Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана отнесены полномочия по сбору, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Абакана.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой г. Абакана с участием специалистов УКХТ Администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведена поверка соблюдения экологического законодательства на земельном участке, расположенном на территории <адрес>. Так, в ходе проверки обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в виде строительного мусора, стеклянного боя, поврежденной полиэтиленовой тары, бытового мусора, а также мусора растительного происхождения.
По результатам мероприятий по контролю за соблюдением Правил содержания территории <адрес> в части обращения с отходами составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на территории общего пользования в <адрес> имеется несанкционированная свалка в виде строительного мусора, стеклянного боя, полиэтиленовой тары, бытового мусора, бытового мусора растительного и бытового происхождения.
К акту приложены схема размещения земельного участка, на которой указано местоположение свалки, а также фототаблицы, подтверждающие наличие свалки твердых бытовых отходов и мусора на данном участке.
Представителем Администрации <адрес>, УКХ не отрицалось наличие на данной территории несанкционированной свалки, вместе с тем представитель пояснила, что на спорной территории периодически скапливается мусор, который в обязательном порядке ликвидируется органами местного самоуправления.
Согласно ответу МУП <адрес> «Спецавтобаза ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ работы по вывозу мусора по <адрес> подстанции (капитальные гаражи) выполнены в полном объеме, что также подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому земельный участок, расположенный в спорных границах очищен от бытовых отходов.
Из пояснений представителя ФИО1 следует, что собственник отходов не установлен.
В соответствии с п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно п. 2.19 Правил содержания территории города Абакана, утвержденных Решением Абаканского городского Совета депутатов от 14.02.2011 № 314 (далее – Правила содержания территории), несанкционированная свалка мусора - самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 6.1 Правил содержания территории предусмотрено, что сбор и хранение отходов до их вывоза на специальные полигоны обеспечивают владельцы этих отходов: собственники жилья, руководители предприятий, организаций, учреждений, предприниматели и т.д.
Ответственность за размещение отходов в местах, не предназначенных для хранения или захоронения, несет собственник отходов либо лицо, которому эти отходы были переданы на основании заключенного договора (п. 6.11 Правил содержания территории).
Нормами и Правилами благоустройства муниципального образования город Абакан, утвержденными Решением Совета депутатов города Абакана от 18.09.2012 № 445, установлены следующие требования к уборке территории: физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8.1.2 настоящих Норм и правил благоустройства. Организация уборки иных территорий осуществляется Управлением коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования город Абакан (п. 8.2.1).
При таких обстоятельствах, поскольку собственник отходов на спорном земельном участке, расположенном на территории муниципального образования <адрес>, не установлен, исходя из вышеуказанного примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, Правил содержания территории, Норм и Правил благоустройства муниципального образования <адрес>, суд приходит к выводу, что размещенные на земельном участке к <адрес>, отходы являются собственностью муниципального образования <адрес>, в связи с чем Администрация города Абакана, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования <адрес>, УКХТ Администрации <адрес>, как орган, ответственный за организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес>, в силу вышеприведенных норма права обязаны принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке <адрес>
Суд, проанализировав представленные доказательства, соглашается с доводами прокурора города Абакана о том, что данные неправомерные действия (бездействие) ответчиков нарушают права неопределенного круга лиц, поскольку несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в виде строительного мусора, стеклянного боя, поврежденной полиэтиленовой тары, бытового мусора, а также мусора растительного происхождения нарушает права и законных интересов в сфере экологии неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования Прокурора города Абакана обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы стороны ответчика о том, что бытовые и промышленные отходы, размещенные на спорном земельном участке, не являются несанкционированной свалкой, судом не принимаются, так как противоречат Правилам содержания территории, определяющих понятие несанкционированной свалки мусора.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчиков просила установить разумный срок для ликвидации несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не усматривает оснований для применения положений ст. 206 ГПК Российской Федерации, поскольку суду не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности устранения выявленных нарушений в сроки, установленные законом для исполнения решения суда.
Кроме того, при возникновении таких обстоятельств ответчик не ограничен в праве обращения в суд с ходатайствами в порядке ст. 203 ГПК РФ о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Прокурора города Абакана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Абакана, Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана об обязании ликвидировать несанкционированные свалки удовлетворить.
Обязать Администрацию города Абакана, Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке на <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Абаканский городской суд.
Дата составления мотивированного решения: 25.12.2015
Председательствующий: А.Н. Берш