Дело № 2-946/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2013 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Гуляевой О.Е.
при секретаре Мосягиной К.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ореховой О.В., представителя ответчика администрации г.Перми ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Администрации г.Перми ФИО2, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района г. Перми в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дзержинского района г.Перми о признании незаконным бездействия администрации Дзержинского района г.Перми по непринятию своевременных мер по выявлению бесхозяйных объектов водоснабжения, на которых расположены источники пожарного водоснабжения- пожарные гидранты, и подготовке документов для принятия их в муниципальную собственность по Адрес; обязании администрацию Дзержинского района г.Перми осуществить сбор документов предусмотренных Регламентом № 130 от 22.08.2008 года, подтверждающих, что пожарные гидранты не имеют собственника либо их собственник неизвестен, либо отказался от права собственности на объект в сроки, установленные Регламентом, по результатам рассмотрения которых, решить вопрос о направлении документов для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия бесхозяйных объектов в муниципальную собственность города Перми,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Дзержинского района г.Перми в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (с учетом уточненного искового заявления- л.д.139-141) обратился в суд с иском к администрации Дзержинского района г.Перми признании незаконным бездействия администрации Дзержинского района г.Перми по непринятию своевременных мер по выявлению бесхозяйных объектов водоснабжения, на которых расположены источники пожарного водоснабжения- пожарные гидранты, и подготовке документов для принятия их в муниципальную собственность по адресам Адрес; обязании администрацию Дзержинского района г.Перми осуществить сбор документов предусмотренных Регламентом № 130 от 22.08.2008 года, подтверждающих, что пожарные гидранты не имеют собственника либо их собственник неизвестен, либо отказался от права собственности на объект в сроки, установленные Регламентом, по результатам рассмотрения которых, решить вопрос о направлении документов для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия бесхозяйных объектов в муниципальную собственность города Перми.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру поступило обращение начальника 10 отряда Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю о ненадлежащем состоянии систем наружного противопожарного водоснабжения на территории Дзержинского района г. Перми. В ходе проведения проверки установлено следующее. Постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 № 130 утвержден Регламент приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность. ФГКУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» неоднократно в течении Дата направляло в администрацию Дзержинского района информацию о ненадлежащем состоянии источников пожарного водоснабжения собственник которых неизвестен. Несмотря на это, источники противопожарного водоснабжения, расположенные по Адрес на момент проведения ФГКУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Дата осенней проверки находились в неисправном состоянии, собственник их так и не был установлен, соответственно меры для принятия бесхозяйных источников водоснабжения в муниципальную собственность администрацией района не приняты. Таким образом, несвоевременное и неполное выполнение администрацией района функций по выявлению бесхозяйных объектов и подготовке документов при приобретения их в собственность, отсутствие собственника
Представитель истца – помощник прокурора Дзержинского района г.Перми Орехова О.В., в судебном заседании на исковых требованиях настаивает. Поддержала доводы и требования, изложенные в уточненном исковом заявлении.
Заявила отказ от требований в части источников противопожарного водоснабжения по Адрес.
Представитель ответчика администрации г.Перми ФИО1, действующая на основании доверенности в судебном заседании, с исковым заявлением не согласна, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица - 10 отряда противопожарной службы ФИО3, в судебном заседании считает исковые требования законными и обоснованными.
Представитель третьего лица Администрации г.Перми ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не поддерживает.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в адрес главы администрации Дзержинского района г.Перми от 10 Отряда Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю поступали обращения по результатам весенних и осенних проверок Дата противопожарного водоснабжения по итогам которых были выявлены несколько пожарных гидрантов и пожарных водоемов собственник которых неустановлен, а также находящихся в неисправном состоянии ( л.д.6-12).
Дата из ФГКУ «10 отряд ФПС по Пермскому краю» в адрес прокурора Дзержинского района г.Перми также поступило сообщение о результатах осенней проверки противопожарного водоснабжения с предложением проверить работу администрации Дзержинского района г.Перми по вопросам работы департамента имущественных отношений по передаче сетей собственник которых не определен, с находящимися на них пожарными гидрантами, на содержание и обслуживание в специализированные организации; закрепления сетей собственник которых не определен за собственниками; организации ремонта неисправных источников противопожарного водоснабжения; обеспечения требуемого количества источников противопожарного водоснабжения; организации работы в соответствии с Постановлением Администрации г.Перми № 130 от 22.02.2008 года «Об утверждении регламента приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность»; работы МКУ «Содержание объектов инженерной инфраструктуры» по содержанию в нормативном состоянии наружных источников противопожарного водоснабжения взятых на обслуживание; выполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных целевой программой «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории г.Перми».
Приложением № 1 к указанному сообщению являлся список неисправных пожарных гидрантов Дзержинского района г.Перми, а также список пожарных гидрантов собственник которых не определен. В обоих списках фигурируют пожарные гидранты по адресам Адрес. Таким образом, вышеперечисленные источники противопожарного водоснабжения являются неисправными и не имеют собственника.
В соответствии с п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 63 закона № 123 — ФЗ.
Данной статьей определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 68 закона № 123-Ф3 установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым, в том числе, относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.15.7 решения Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 207 «О территориальных органах администрации города Перми» на администрацию района возложена обязанность по организации первичных меры пожарной безопасности на территории района контроль в этой сфере, организация проведения работ (с выполнением соответствующих конкурсных процедур) по содержанию, текущему и капитальному ремонту бесхозяйных источников противопожарного водоснабжения (искусственных водоемов и пирсов) с момента принятия в порядке, установленном главой администрации города Перми, решения о возможности приемки бесхозяйных объектов (искусственных водоемов и пирсов) в муниципальную собственность и муниципальных противопожарных объектов, переданных в оперативное управление.
Обязанность администрации района по организации проведения работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту бесхозяйных источников противопожарного водоснабжения (искусственных водоемов и пирсов) с момента принятия в установленном порядке решения о приемке бесхозяйных объектов в муниципальную собственность возложена на руководителей территориальных органов администрации города Перми также пунктом 2.5 постановления администрации города Перми от 19.11.2007 № 480 «Об организации первичных мер пожарной безопасности на территории города Перми».
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Постановлением Администрации г.Перми от 22.02.2008 года № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г.Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г.Перми и подготовке документов по их приобретению в муниципальную собственность выявление бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами администрации города Перми на основании полномочий, предусмотренных Типовым положением о территориальных органах администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 г. N 207 "О территориальных органах администрации города Перми", путем непосредственного обнаружения указанного имущества или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество при условии документального подтверждения отсутствия (невыявления) собственника или его отказа от недвижимого имущества.
3.2.3. в течение 15 рабочих дней со дня выявления бесхозяйного объекта осуществляет сбор документов, подтверждающих, что бесхозяйный объект не имеет собственника или его собственник неизвестен:
документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что выявленный бесхозяйный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подтверждающие, что права на выявленный бесхозяйный объект не зарегистрированы;
документы, подтверждающие отсутствие правообладателей выявленных бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения;
документы, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подтверждающие, что права собственности на выявленный бесхозяйный объект не зарегистрированы;
3.2.4. после поступления документов, указанных в пункте 3.2.3 настоящего Регламента, с учетом целевого назначения выявленного бесхозяйного объекта по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий функциональный орган администрации города Перми (далее - функциональный орган) документы для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, а в отношении бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения - также для определения особых условий, параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (при необходимости) и специализированной организации, принимающей выявленный бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание (эксплуатацию), с представлением:
схемы линейного бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения в масштабе не менее 1:1000;
документации о правообладателях сетей, к которым бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения непосредственно присоединен (информация по каждой точке присоединения бесхозяйного объекта);
документации об организации, получившей и(или) выполнившей технические условия на строительство бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения;
актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между специализированными организациями и потребителями услуг инженерно-технического обеспечения.
В случае поступления документов о собственнике выявленного бесхозяйного объекта и его намерении по осуществлению полномочий собственника и надлежащему содержанию выявленного бесхозяйного объекта либо поступления мотивированного заключения функционального органа о нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми территориальный орган прекращает работу по сбору документов для постановки бесхозяйного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества и сообщает данную информацию функциональному органу, предусмотренному пунктом 3.3 настоящего Регламента, а также лицу, представившему первичную информацию о выявленном бесхозяйном объекте.
Из материалов дела следует, что Дата Администрацией Дзержинского района г.Перми в адрес руководителя УФНС по Пермскому краю было направлено письмо с просьбой предоставить информацию о лицах ответственных за содержание, техобслуживание пожарных гидрантов №№1,2 по Адрес ( л.д.25).
В ответ на указанное письмо Дата УФНС России по Пермскому краю был дан ответ о том, что пожарные гидранты не находятся на балансе управления ( л.д.26).
Кроме того, главе администрации Дзержинского района г.Перми Дата был дан ответ о том, что данные пожарные гидранты не находится на балансе ОАО ПТЗ «...» ( л.д.27-29).
Дата на имя Главы администрации Дзержинского района г.Перми из Департамента имущественных отношений Администрации г.Перми поступил ответ о том, что сети холодного водоснабжения к многоквартирным домам по Адрес поставлены на учет как бесхозяйное имущество в Дата.
Иных документов, свидетельствующих о том, что Администрацией района предпринимались меры к получению информацию о собственниках пожарных гидрантов по Адрес материалы дела не содержат.
В своем письменном отзыве ответчик Администрация Дзержинского района г.Перми также не указывает какие меры предпринимались для выявления собственников источников противопожарного водоснабжения по Адрес в муниципальную собственность.
Таким образом, нашло свое подтверждение то обстоятельство, что администрацией Дзержинского района г.Перми как органом местного самоуправления с момента получения сообщений от 10 Отряда Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю вплоть до обращения прокурора с иском в суд не предпринималось мер по выявления бесхозяйных объектов и по приему приема указанных источников противопожарного водоснабжения в муниципальную собственность.
В связи с вышеизложенным, исковые требования прокурора Дзержинского района г.Перми являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействие администрации Дзержинского района г.Перми по непринятию своевременных мер по выявлению бесхозяйных объектов водоснабжения, на которых расположены источники пожарного водоснабжения- пожарные гидранты, расположенные по Адрес и подготовке документов для принятия их в муниципальную собственность –является незаконным. При этом следует на ответчика возложить обязанность осуществить сбор документов предусмотренных Регламентом № 130 от 22.08.2008 года, подтверждающих, что пожарные гидранты пожарные гидранты, расположенные по Адрес не имеют собственника либо их собственник неизвестен, либо отказался от права собственности на объект в сроки, установленные Регламентом, по результатам рассмотрения которых, решить вопрос о направлении документов для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия бесхозяйных объектов в муниципальную собственность города Перми.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие администрации Дзержинского района г.Перми по непринятию своевременных мер по выявлению бесхозяйных объектов водоснабжения, на которых расположены источники пожарного водоснабжения- пожарные гидранты, расположенные по Адрес, и подготовке документов для принятия их в муниципальную собственность.
Обязать администрацию Дзержинского района г.Перми осуществить сбор документов предусмотренных Регламентом № 130 от 22.08.2008 года, подтверждающих, что пожарные гидранты пожарные гидранты, расположенные по Адрес не имеют собственника либо их собственник неизвестен, либо отказался от права собственности на объект в сроки, установленные Регламентом, по результатам рассмотрения которых, решить вопрос о направлении документов для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия бесхозяйных объектов в муниципальную собственность города Перми.
Решение в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья О.Е.Гуляева