ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-946/17 от 03.05.2017 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

2-946/17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 мая 2017 года г. Рязань

Железнодорожный районный суд г.Рязани в составе судьи Масловой О.В.,

при секретаре <данные изъяты>

с участием представителя заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело №2-946/17 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области обратилось в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации запрещенной к распространению. Заявленные требования мотивированы тем, что должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Рязанской области проводится мониторинг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью установления фактов размещения информации о продаже алкогольной продукции через Интернет-сайты на территории г.Рязани. Результат мониторинга показал, что на странице в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в РФ запрещено, информация, размещенная на странице <данные изъяты> содержит информацию о продаже алкогольной продукции (пиво), способах покупки дистанционным способом. В соответствии с законодательством РФ продавец не вправе осуществлять продажу алкогольной продукции дистанционным способом. Кроме того, заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, тем самым не позволяет соблюдать закон в части запрета употребления (распития) несовершеннолетними алкогольной продукции.

Поскольку распространение вышеуказанной информации осуществляется в нарушение действующего законодательства РФ, Управление просит суд признать информацию, распространяемую на Интернет – странице <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области заявленные требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в отзыве на заявление, поступившем в адрес суда, указали, что полагают возможным признание информации на сайте в сети «Интернет» <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории России, просили провести судебное заседание в отсутствие представителя заинтересованного лица. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ч.1 ст.262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Перечень фактов, имеющих юридическое значение, указан в ч.2 ст.264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.10 ч.2 ст.264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает другие имеющие юридическое значение факты.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее Закон об информации), ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В силу п.1 ст.10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст.10 приведенного Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч.1 ст.15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет".

Согласно ч.2 ст.15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2124-I «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия, и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.

Исходя из смысла Закона, злоупотребление свободой массовой информации – использование предоставленных средствами массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.

В соответствии с ч.1 ст.26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1 договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Для реализации механизма дистанционного способа продажи товара Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. № 612 утверждены Правил продажи товаров дистанционным способом (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 2 указанных Правил под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Пункт 5 Правил содержит запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям п.1 ст.1 Федерального закона 22.11.995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии с п.13.1 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво является разновидностью алкогольной продукции.

При этом п.3 ч.1 ст.4 Закона Рязанской области от 14.11.2011г. №98-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Рязанской области» содержит запрет на розничную продажу алкогольной продукции на всей территории Рязанской области с 22 часов до 8 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Пунктом 1 ст.3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990г. N1559-1, регламентировано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

На основании п.2 ст.3 Конвенции о правах ребенка государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимания права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Согласно п.2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Частью 1 ст.14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от... рекламы алкогольной продукции и табачных изделий...

В соответствии с п. 1 ст. 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", - в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации... в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

Согласно п.3 ст.14.1 названного Федерального закона, - законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться: меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Статьей 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Статьей 6.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статьей 151.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области в ходе мониторинга выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на web-странице с URL-адресом <данные изъяты> информации о продаже алкогольной продукции (пиво), способах покупки дистанционным способом.

В частности, на соответствующей странице указано о продаже пива «Клинское светлое» в жестяной таре емкостью 0,5 л. по цене 83 руб. за штуку, пива «Сибирская корона Классическое» емкостью 0,3 л. по цене 80 руб. за штуку, а также других наименований, с фотоснимками продукции, а также о возможности заказа и доставки указанных товаров покупателю с 09 часов 30 минут до 22 часов 00 минут.

Вход на вышеуказанную web-страницу сайта свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют. Более того, указанный на сайте способ продажи алкогольной продукции исключает возможность установления возраста покупателя, а сама информация, размещенная на странице, способна вызвать желание употребить алкогольную продукцию, в том числе и несовершеннолетними.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениям представителя заявителя, принт-скрином страниц указанного сайта, Единого реестра доменных имен, сообщением Управления Роскомнадзора по Рязанской области исх. от ДД.ММ.ГГГГ.2017г.

По мнению суда, признание тех или иных информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в ночное время суток, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством (ч. 2, ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"), и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

По убеждению суда, в данном случае целью обращения Управления в суд с вышеуказанным заявлением в порядке особого производства является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст.15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа иных лиц к указанной информации как незаконной, что в полной мере соответствует требованиям ст.ст.262, 264 ГПК РФ.

Поскольку сведения, размещённые на указанном выше интернет-сайте, побуждают неопределённый круг лиц, в том числе несовершеннолетних, к покупке алкогольной спиртосодержащей продукции дистанционным способом, действия продавца фактически содержат признаки противоправных деяний, запрещенных вышеуказанными нормами КоАП РФ и УК РФ под угрозой наказания, суд полагает, что данную информацию следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В этой связи суд считает, что требования Управления Роспотребнадзора по Рязанской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению- удовлетворить.

Установить факт того, что информация, размещенная на интернет-странице с URL-адресом <данные изъяты>, является информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Рязани в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>