ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-946/18 от 28.11.2018 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

<данные изъяты>

Дело № 2-946/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 28 ноября 2018 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Макуровой Ю.С.,

с участием помощника прокурора Плесецкого района Архангельской области Коротковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>», Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления. Требования мотивирует тем, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой выявлены нарушения природоохранного, лесного законодательства в части размещения несанкционированной свалки на территории лесного фонда Пермиловского участкового лесничества Обозерского лесничества и МО «Самодедское» <адрес>. Наличие несанкционированной свалки создает угрозу жизни и здоровья граждан, в пожароопасный период создается угроза возгорания промышленных отходов.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Короткова О.С. исковые требования поддерживает по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков администрации МО «<адрес>» и Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, письменных возражений относительно заявленных требований не предоставили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 2, 9, 18, 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, вопросы лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации.

В силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Статьей 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичное полномочие органов местного самоуправления муниципального района закреплено и в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Судом установлено, следует из материалов дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства оботходах производства и потребления на территории муниципального образования«Самодедское» <адрес>, в ходе, которой выявлены нарушенияприродоохранного, лесного законодательства в части размещениянесанкционированных свалок на территории лесного фонда в <адрес>.

Проверкой установлено, что в районе 54,5 км автодороги Брин-Наволок – Плесецкпротяженностью 1,5 км расположена свалка твердых коммунальных отходовп. <адрес> на земельном участке с кадастровым , на территории лесного фонда по адресу: <адрес>

Навалы мусора находятся на землях лесного фонда в выделах 19, 36, 22, 23,25 квартала 127 Пермиловского участкового лесничества Обозерскоголесничества, вдоль грунтовой дороги, ведущей от поселка <адрес> к свалке, находящейся в исключенном из государственного лесного фонда выделе 38 квартал 127 Пермиловского участкового лесничества Обозерского лесничества, площадь захламления составляет 0,7 гектаров.

Также проверкой установлено, что на территории свалки размещен бытовой мусор, а также отработанные покрышки, металлические емкости от нефтепродуктов, опилок и стружка, древесные отходы. К свалке имеется свободный доступ, дорога, ведущая к свалке, расчищена и имеет свежие следы протекторов шин. Отходы не уплотнены и не изолированы.

Согласно данным из Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров данный объект не внесен в государственный реестр размещения отходов.

Установить лиц, допустивших размещение указанных отходов, не представилось возможным.

В силу ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности: земли населенных пунктов; земли лесного фонда.

В силу ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Статьей 1 Лесного кодекса РФ предусмотрено сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов.

В силу п. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 3 ст. 60.12 ЛК РФ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.2, ст. 60.3 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах. Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установлен запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В силу подп. 6 п. 8 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп (далее – Положение), министерство уполномочено на осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках, находящихся в собственности <адрес>, в пределах полномочий, отнесенных к полномочиям органов государственной власти <адрес>.

Согласно подп. 99.6 п. 8 Положения, Министерство осуществляет в сфере своего ведения полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П в системе правового регулирования - нормы федерального законодательства не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.

Исходя из норм действующего законодательства, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации исполнительным органом государственной власти субъекта – Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса.

Согласно п. 4 Положения Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные государственные учреждения <адрес>, в том числе через территориальный орган – Управление лесничествами Обозерское лесничество.

Функции по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ).

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, на территории <адрес> утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп.

Региональная программа в области обращения с отходами утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп.

Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес>ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> с ООО «ЭкоЦентр».

На основании вышеизложенного, обязанность по ликвидации, выявленной проверкой несанкционированной свалки, должна быть исполнена уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, которым является Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> и органом местного самоуправления <адрес>.

С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельства, в пожароопасный период с учетом сложившейся ситуации и имеющихся нарушений возникает угроза возгорания отходов, что может повлечь за собой негативные последствия природного характера, а также причинение вреда жизни и здоровью граждан и их имуществу.

Поэтому суд находит исковое заявление прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор в исковом заявлении просит установить срок для исполнения требований о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом характера рассматриваемого спора, фактических обстоятельств дела, обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с иском, суд приходит к выводу о том, что установление такого срока является разумным.

Ответчики, при наличии уважительных причин, делающих невозможным исполнение решения суда в установленный в нем срок, вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>», Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> – удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от загрязнения твердыми коммунальными отходами в границах земельного участка с кадастровым , расположенного в выделах 19, 36, 22, 23, 25 квартала 127 Пермиловского участкового лесничества Обозерского лесничества.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, путем ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в границах сельского поселения муниципального образования «Самодедское», в районе 54,5 км автодороги Брин-Наволок- Плесецк протяженностью 1,5 км, в исключенном из государственного лесного фонда выделе 38 квартал 127 Пермиловского участкового лесничества Обозерского лесничества.

Возложить на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории <адрес> муниципального образования «Самодедское» <адрес> деятельность по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Возложить на администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить участие в организации на территории <адрес> муниципального образования «Самодедское» <адрес> деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын

<данные изъяты>