ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-946/2014 от 27.05.2014 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

 Дело № 2-946/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ. г.Наро-Фоминск

 Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе судьи Малышева С.В., при секретаре судебного заседания Шейховой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО15 ФИО1 ФИО2 ФИО15 ФИО3, действующих также в интересах несовершеннолетнего ФИО19 ФИО4, ФИО15 ФИО5 ФИО16 ФИО6 действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО16 ФИО7 к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделению Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации, прекращении права собственности за Российской Федерацией и права оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,

 УСТАНОВИЛ:

 Истцы ФИО17, ФИО18, действующие также в интересах несовершеннолетнего ФИО19, ФИО20, ФИО21, действующая также в интересах несовершеннолетней ФИО22 обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделению Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании за ними в равных долях право собственности в порядке приватизации на жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>; прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на указанные квартиры; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать за ними право собственности на жилые помещения в равных долях.

 Уточнив ДД.ММ.ГГГГ исковые требования просят суд признать за ФИО17, ФИО18, ФИО19 право общей долевой собственности на квартиру <адрес> <адрес> по <данные изъяты> доле за каждым в порядке приватизации жилого помещения; признать за ФИО23, ФИО21, ФИО22 право общей долевой собственности на квартиру <адрес> <адрес> по <данные изъяты> доле за каждым в порядке приватизации жилого помещения; прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на указанные квартиры.

 В обоснование иска указали, что спорные квартиры предоставлены им на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенных с ФИО17 федеральным государственным казенным учреждением «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на семью из шести человек: он, жена ФИО18, сын ФИО23, дочь ФИО21, сын ФИО19, внучка ФИО22 При этом ОУФМС России по Московской области в Наро-Фоминском районе в квартире № № зарегистрированы ФИО17, ФИО18, ФИО19, а в квартире № № ФИО23, ФИО21, ФИО22

 По вопросу приватизации квартир ФИО17 обращался с заявлением в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны и ему дан ответ, что в настоящее время не урегулирован процедурный вопрос передачи квартир Министерством обороны в собственность граждан в порядке приватизации.

 Истцы считают, что ответчиками нарушено их право на приватизацию жилых помещений, поскольку он используют квартиры на условиях социального найма, ранее право на приватизацию жилых помещений не использовали.

 Истцы ФИО17, ФИО23, ФИО21 судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

 Истец ФИО18 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что исковые требования поддерживает.

 Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищных отношений, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Министерства обороны РФ. В представленном отзыве на иск возражает против исковых требований указав, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в п.2 указанного постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.

 Представитель ответчика ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Об уважительности причин неявки суду не сообщил. Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика в суд не поступало.

 Представитель ответчика территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Об уважительности причин неявки суду не сообщил. Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика в суд не поступало.

 Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Об уважительности причин не явки суду не сообщил.

 Дело рассмотрено судом на основании ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьего лица.

 Выслушав объяснения истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений.

 Согласно ст.11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

 Статьей 8 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

 Судом установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенных между ФИО17 и территориальным отделением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО17 и членам его семьи ФИО18 ( жена), ФИО23 ( сын), ФИО21 ( дочь), ФИО19 ( сын), ФИО22 ( внучка) предоставлены в пользование <данные изъяты> квартира № № в доме № № по <адрес> и <данные изъяты> квартира № № в доме № № по <адрес> ( л.д. №

 Факт проживания истца в спорных квартирах подтверждается выписками из финансового лицевого счета и домовой книги. Согласно указанных документов в квартире № № проживают и зарегистрированы ФИО17, ФИО18, ФИО19, а в квартире № № ФИО21, ФИО22, ФИО23 ( л.№

 Квартира в силу положений ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к жилым помещениям.

 Согласно технических паспортов Наро-Фоминского филиала ГУП МО «МОБТИ» от ДД.ММ.ГГГГ площадь спорной квартиры № № составляет <данные изъяты> кв.м, из нее жилая <данные изъяты> кв.м, подсобная <данные изъяты> кв.м, помещения вспомогательного использования <данные изъяты> кв.м, площадь спорной квартиры № <данные изъяты> составляет <данные изъяты> кв.м, из нее жилой <данные изъяты> кв.м, подсобной <данные изъяты> кв.м, помещений вспомогательного использования <данные изъяты> кв.м.

 В качестве доказательств не участия в приватизации жилых помещений истцами представлены уведомления из Управления Росреестра по Московской области об отсутствии у них прав на объекты недвижимого имущества, а также справки из филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю о не участии ФИО17, ФИО23, ФИО21 в приватизации, справка ФИО17 о сдаче квартир по месту службы в Алтайском крае и Калужской области ( л.д.№).

 Согласно имеющейся в деле выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, спорная квартира находится в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ( л.д.№

 По вопросу приватизации квартир ФИО17 обращался с заявлением в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны и ему ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, что в настоящее время не урегулирован процедурный вопрос передачи квартир Министерством обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации, не определен орган уполномоченный передавать жилые помещения в собственность. Дано разъяснение о возможности признания права собственности на квартиры в судебном порядке ( л.д. №).

 Вместе с тем, исходя из представленных суду доказательств, истцы имеет право получить спорные жилые помещения в собственность в порядке их приватизации.

 Доказательств, подтверждающих невозможность приватизации истцами спорных квартир, ответчиками не представлено.

 Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что Министерство обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность и поэтому в удовлетворении исковых требований к данному ответчику надлежит отказать.

 Право на приватизацию гражданами жилых помещений предоставлено законом. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

 Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 В соответствии со ст.11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом путем признания жилищного права.

 Согласно ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении.

 В силу приведенных выше правовых норм, суд не может согласиться с доводами представителя Министерства обороны Российской Федерации. Правообладателем спорного жилого помещения является Российская Федерация, спорное жилое помещение истцы занимают на основании договора социального найма с федеральным государственным казенным учреждением «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которое подведомственно Министерству обороны Российской Федерации.

 Таким образом, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования удовлетворить.

 Признать за ФИО15 ФИО8, ФИО15 ФИО9 ФИО15 ФИО10 право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру № № в доме № № по <адрес> г.<адрес> области по <данные изъяты> доле каждому.

 Признать за ФИО15 ФИО11 ФИО16 ФИО12 ФИО16 ФИО13 ФИО14 право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру № № в доме № № по <адрес> по <данные изъяты> доле каждому.

 Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру № № в доме № № по <адрес> <адрес> и квартиру № № в доме № № по <адрес> <адрес>

 Прекратить право оперативного управления федерального государственного казенного учреждения «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру № № в доме № № по ул.<адрес> и квартиру № № в доме № № по ул.<адрес>

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

 Судья: С.В.Малышев