ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-946/2016 от 20.09.2016 Сретенского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2–946/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2016 года г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Чепцова Ю.Ф.,

при секретаре Судаковой С.А.,

с участием истцов Федорова Е.В., Шевцовой З.П., Корякиной Т.Б., Ходяковой В.Н., Лоншаковой С.К.,

процессуального истца – прокурора Шмаковой С.В.,

представителя ответчика – АО «Читаэнергосбыт» - Кадор С.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сретенского района в интересах Федорова Е.В., Шевцовой З.П. Корякиной Т.Б., Ходяковой В.Н., Лоншаковой С.К. к акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сретенского района обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что в ходе проверки по обращениям граждан был установлен факт начисления Федорову Е.В., Шевцовой З.П., Корякиной Т.Б., Ходяковой В.Н., Лоншаковой С.К. задолженности за электроэнергию в связи с неисполнением Федерального закона «Об энергосбережении», между указанными гражданами и АО «Читаэнергосбыт» заключены договоры энергоснабжения. Уведомления о замене старых приборов учета им не выдавались, после составления актов о непригодности приборов учета они были сразу заменены. В актах не указано, когда проводилась поверка приборов учета, счетчики не направлялись на поверку после обнаружения несоответствия их классам точности, не установлено, соответствуют ли они требованиям ГОСТ и являются ли годными к применению. В связи с этим сведения о непригодности приборов учета являются необоснованными, а начисление платы за электроэнергию по нормативу – неправомерным. Также указал, что журналы проверки приборов учета по данному многоквартирному дому отсутствуют, госповерка указанных приборов учета класса точности 2,5 не проводилась, акты о безучетном потреблении электроэнергии не составлялись. Данные граждане регулярно оплачивали услуги по электроснабжению. Срок истечения межповерочного интервала представителями АО «Читаэнергосбыт» не установлен. Проверки индивидуального прибора учета энергоснабжающей организацией не проводились. Дома, в которых проживают граждане, оснащены общедомовыми приборами учета, по ним ежемесячно начислялась плата за общедомовые нужды, то есть расчет произведен за всю электроэнергию, поступающую в дома, в связи с чем требование повторной оплаты электроэнергии будет являться неосновательным обогащением. Договоры на отпуск и потребление электроэнергии для бытовых нужд с указанными гражданами заключены до 2013 года, в связи с чем энергоснабжающей компании до 2013 года было известно, что граждане пользуются старыми приборами учета. Информация, связанная с обслуживанием установленных электросчетчиков и необходимости их замены, АО «Читаэнергосбыт» до граждан не доводилась, при этом ранее плата взималась исходя из показаний старых приборов учета. Кроме того, АО «Читаэнергосбыт» пропущен трехлетний срок давности при производстве перерасчета размера платы.

Просил признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению задолженности по оплате за электроэнергию Саватеевой Г.Ф. за период с 01 июля 2013 года по 31 июля 2016 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., Сафонову А.А. за период с 01 июля 2013 года по 16 июня 2016 года в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп.

Прокурор Шмакова С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

В судебном заседании истцы Федоров Е.В., Шевцова З.П., Корякина Т.Б., Ходякова В.Н., Лоншакова С.К. требования прокурора поддержали, суду пояснили, что не согласны с начислением им задолженности, поскольку ответчик не уведомлял их о необходимости замены приборов учета. До этого они регулярно платили по показаниям старых приборов учета, после замены сумма не изменилась. Не согласны с тем, что срок эксплуатации установленных у них счетчиков истек, так как они были исправны. Проверки состояния прибора учета представителями АО «Читаэнергосбыт» у них не проводились.

Представитель ответчика – АО «Читаэнергосбыт» - Кадор С.В. представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения. У истцов был установлен индивидуальный прибор учета класса точности 2,5, срок эксплуатации которых ограничен первым межповерочным интервалом, проверка после ремонта запрещена с 01.10.2000 как несоответствующая современному уровню, выпуск таких счетчиков запрещен с 01.07.1997. Согласно ГОСТ 31819.11-2012 аппаратура для измерения электрической энергии переменного тока, электромеханические счетчики активной энергии должны соответствовать классам точности 0,5, 1,0 и 2,0. Пунктом 142 Основных положений установлено, что используемые на дату вступления настоящего документа в силу приборы учета класса точности ниже 2,0 могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, после чего они подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в п. 138-139, 141 Основных положений. Поскольку абонентом обязательство по замене не соответствующего ГОСТ прибора учета электрической энергии не было исполнено в срок, ОАО «Читаэнергосбыт» производит начисления платы за электроэнергию по нормативу потребления на основании ст. 157 ЖК РФ, приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию по Забайкальскому краю от 17.04.2012 № 207, а также согласно п. 42 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 с учетом срока исковой давности, который составляет 3 года. Обязанность ОАО «Читаэнергосбыт» как гарантирующего поставщика уведомления о замене непригодного прибора учета законодательством не предусмотрена. Ответчик не согласен с позицией прокурора о том, что энергоснабжающей организацией должен был быть составлен акт безучетного потребления, поскольку к отношениям по поставке электрической энергии для целей удовлетворения бытовых потребностей граждан применяется жилищное законодательство, которое не содержит понятия безучетного потребления, а также требований по составлению таких актов. Неисполнение потребителями обязательства по надлежащему содержанию расчетного прибора учета произошло не в 2016 году, а гораздо ранее – по истечении межповерочного интервала прибора учета электрической энергии. Просила в исковых требованиях отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Кадор С.В. просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, приведенным в отзыве, пояснила, что жилищным законодательством не предусмотрена возможность составления в отношении граждан – потребителей электроэнергии актов безучетного потребления электроэнергии, в связи с чем таким потребителям осуществляется перерасчет платы за электроэнергию по нормативу. Полагала, что срок эксплуатации счетчиков, установленных у истцов, истек, так как выпуск счетчиков класса точности 2,5 запрещен с 1997 года, их поверка запрещена с 2000 года, акты поверки абонентами не представлены. Проверки состояния приборов учета представителями ОАО «Читаэнергосбыт» не проводились, только снятие показаний приборов учета.

Третье лицо – публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»» - о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, его представитель в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Судом в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 201 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ).

Частью 1 ст. 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п. 1 ст. 543 ГК РФ).

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 543 ГК РФ).

Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 названного Федерального закона).

Частью 5 ст. 13 названного Федерального закона установлено, что до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 7 этой же статьи предусмотрено, что собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

В соответствии с ч. 9 указанной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных ч. 5 – 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Частью 10 указанной статьи регламентировано, что до 1 июля 2010 года организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении объектов, указанных в ч. 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 12 указанной статьи до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 – 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5 – 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В абзаце 14 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), дано определение безучетного потребления, под которым понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Потребители коммунальной услуги по электроснабжению – собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (п. 69 Основных положений).

Согласно п. 42 Основных положений договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) должен содержать порядок учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, соответствующие требованиям раздела Х настоящего документа и включающие в том числе, порядок допуска установленного прибора учета в эксплуатацию, порядок проверки прибора учета перед его демонтажем; порядок определения прибора учета (приборов учета), показания которого (которых) в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, за которые осуществляются расчеты по договору; требования, предъявляемые к эксплуатации прибора учета, в том числе по обеспечению поверки прибора учета по истечении установленного для него межповерочного интервала, а также порядок определения лица, ответственного за эксплуатацию прибора учета; порядок сообщения о выходе прибора учета из строя, его утрате; обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа к приборам учета представителей организаций, уполномоченных в соответствии с разделом Х настоящего документа для их проверки и снятия показаний.

В случае если точки поставки на день заключения договора оборудованы приборами учета, то в договоре должны быть также указаны имеющиеся приборы учета, места их расположения, их заводские номера, дата государственной поверки приборов учета и показания на дату и время начала исполнения договора.

В силу п. 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в разделе Х Основных положений приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях – путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением № 3.

Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета) (п. 137 Основных положений).

Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше (абз. 1 п. 138 Основных положений).

Используемые на дату вступления в силу настоящего документа приборы учета класса точности ниже, чем указано в п. 138 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, после чего такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в указанном пункте.

Приборы учета класса точности ниже, чем указано в п. 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации, после чего такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в п. 138 настоящего документа (п. 142 Основных положений).

Обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств (абз. 1 п. 145 Основных положений).Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета (абз. 3 п. 145 Основных положений).

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки (абз. 4 п. 145 Основных положений).

Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное (абз. 6 п. 146 Основных положений).

Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Пунктом 150 Основных положений предусмотрено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками помещений в многоквартирных домах, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам. В этом случае собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей.

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств, не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация).

В соответствии с п. 155 Основных положений собственник прибора учета, если иное не установлено в п. 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета.

Периодическая поверка прибора учета должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В целях информирования собственника прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета сетевая организация при проведении проверки прибора учета уведомляет собственника такого прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета путем соответствующего указания в акте проверки прибора учета. Такое уведомление должно быть сделано, если до проведения очередной поверки прибора учета осталось менее 1 календарного года, и проведение проверки прибора учета до наступления срока проведения очередной поверки не планируется.

Пунктом 167 Основных положений предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно п. 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в п. 173 настоящего документа, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для их проведения сетевой организацией.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) участвует в проведении проверок приборов учета в соответствии с п. 173-177 настоящего документа.

Проверки расчетных приборов учета, используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, осуществляются в порядке и сроки, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов для проверки состояния приборов учета исполнителем коммунальных услуг, кроме случаев, когда в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в отношении такого многоквартирного дома, определено, что сетевая организация проводит проверки приборов учета в присутствии исполнителя коммунальных услуг.

В соответствии с п. 176 Основных положений результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В акте проверки приборов учета должны быть указаны, помимо прочего, характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета, показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета; результат проверки.

Пунктом 179 Основных положений предусмотрено, что в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном п. 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (п. 184 Основных положений).

Согласно подп. «е» (1), «ж» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 (далее – Правила), исполнитель обязан, в том числе, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета); принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.

В соответствии с подп. «г» п. 32 Правил исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.

В силу подп. «г» п. 33 Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно подп. «б», «г», «д», «ж» п. 34 Правил потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем; в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в п. 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Пунктом 80 Правил предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Положениями п. 81 Правил закреплено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Согласно подп. «д» п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности) (п. 81.13 Правил).

В соответствии с подп. «а» п. 82-83 Правил исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Порядок проведения такой проверки регламентирован п. 85 Правил.

Судом установлено, что Федоров Е.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, Шевцова З.П. – по адресу: <адрес>, Корякина Т.Б. – по адресу: <адрес>, Ходякова В.Н. – по адресу: <адрес>, Лоншакова С.К. – по адресу: <адрес>.

ОАО «Читаэнерго» 17.11.2005 с Корякиной Т.Б. и Лоншаковой С.К., 29.11.2005 с Ходяковой В.Н., 04.12.2005 с Шевцовой З.П. заключены договоры на отпуск и потребление электрической энергии для бытовых нужд, в соответствии с п. 1.2.1 которых предусмотрено, что энергоснабжающая организация имеет право осуществлять контроль за потреблением электрической энергии путем проведения осмотров состояния приборов учета абонента. Согласно п. 2.2.3 договоров абонент обязуется обеспечить допуск представителей энергоснабжающей организации для осмотра приборов учета абонента с 07 до 22 часов (л.д. 48-49).

28.03.2016 представителем ОАО «Читаэнергосбыт» составлен акт технической проверки прибора учета электрической энергии, принадлежащего Шевцовой З.П., в котором указано, что в квартире установлен прибор учета марки СО-И446, 1969 года выпуска, класс точности 2,5. Дата поверки и межповерочный интервал в акте не указаны (л.д. 39).

01.04.2016 представителем ОАО «Читаэнергосбыт» составлен акт технической проверки прибора учета электрической энергии, принадлежащего Федорову Е.В., в котором указано, что в подъезде установлен прибор учета марки СО-2, 1974 года выпуска, класс точности 2,5. Дата поверки и межповерочный интервал в акте не указаны (л.д. 32).

06.04.2016 представителем ОАО «Читаэнергосбыт» составлен акт технической проверки прибора учета электрической энергии, принадлежащего Ходяковой В.Н., в котором указано, что в подъезде установлен прибор учета марки СО-2М2, класс точности 2,5. Дата поверки и межповерочный интервал в акте не указаны (л.д. 14).

12.04.2016 представителем ОАО «Читаэнергосбыт» составлены акты технической проверки приборов учета электрической энергии, принадлежащих Лоншаковой С.К., Корякиной Т.Б., в которых указано, что в квартире установлен прибор учета марки СО-И446. Класс точности, дата поверки и межповерочный интервал в актах не указаны (л.д. 18, 24).

Указанные приборы истцами заменены – Федоровым Е.В. 02.04.2016, Лоншаковой С.К. 17.05.2016, Шевцовой З.П. 25.05.2016, Ходяковой В.Н. 11.06.2016, Корякиной Т.Б. 28.06.2016,

АО «Читаэнергосбыт» начислена задолженность Федорову Е.В. за период с 01 июля 2013 года по 02 апреля 2016 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., Шевцовой З.П. за период с 01 ноября 2010 года по 31 декабря 2015 года в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп., Корякиной Т.Б. за период с 01 июля 2013 года по 28 июня 2016 года в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> коп., Ходяковой В.Н. за период с 01 июля 2013 года по 11 июня 2016 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., Лоншаковой С.К. за период с 31 июля 2013 года по 17 мая 2016 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.

Из ответов, данных ОАО «Читаэнергосбыт» на запрос прокурора, следует, что у Ходяковой В.Н. был установлен прибор учета СО-2М2, у Лоншаковой С.К. и Корякиной Т.Б. – СО-И446, у Федорова Е.В. – СО-2, класса точности 2,5, у которых истек срок эксплуатации, в связи с чем им произведено начисление платы за электроэнергию с применением повышающего коэффициента (л.д. 11-12, 15-16, 20-23, 29-30).

Из вышеприведенных норм закона следует, что до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета электрической энергии и ввод приборов учета в эксплуатацию.

Вместе с тем, на энергоснабжающие организации была возложена обязанность до 01.07.2010 предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении помещений приборами учета, и до 01.07.2013 совершить действия по оснащению приборами учета объектов, которые не были оснащены ими в установленный срок, в том числе установить приборы учета лицами, не исполнившим этой обязанности в установленный срок с возмещением расходов на установку. После указанной даты такие действия должны приниматься энергоснабжающей организацией в течение 2 месяцев с момента выявления нарушения.

Поскольку вышеприведенными нормами Основных положений предусмотрено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше, при этом используемые гражданами на дату вступления в силу Основных положений (12.06.2012) приборы учета могут быть использованы вплоть до истечения межповерочного интервала и срока эксплуатации, суд приходит к убеждению, что энергоснабжающей организацией должны были быть приняты соответствующие меры к установлению приборов учета, срок эксплуатации которых истек, и к оснащению таких помещений приборами учета, соответствующими требованиям законодательства.

Как вышеуказанными Основными положениями, так и Правилами предусмотрено, что оснащение жилого помещения приборами учета, их ввод в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.

Вместе с тем, при невыполнении обязанности по оснащению приборами учета собственником помещения в многоквартирном доме, действия по его оснащению прибором учета обязана осуществить сетевая организация с возмещением расходов собственником энергопринимающих устройств.

Как сетевая организация, так и гарантирующий поставщик, исполнитель коммунальной услуги, исходя из вышеуказанных норм закона, обязаны не реже 1 раза в год проводить проверки соответствия приборов учета потребителей требованиям Основных положений.

По настоящему делу установлено, что данное требование закона не исполнялось.

Утверждение представителя ответчика о том, что ответчик был обязан проверять только показания приборов учета, но не состояние самих приборов, суд признает не основанным на законе.

При таком положении суд приходит к убеждению, что ответчик, в течение длительного периода времени в нарушение требований закона не проводя проверки состояния приборов учета, установленных у истцов, и впоследствии начислив им задолженность по оплате электроэнергии, действовал недобросовестно и злоупотребил правом.

Кроме того, составленные акты проверки приборов учета не соответствует требованиям законодательства, поскольку в них не указана дата истечения межповерочного интервала прибора учета, тогда как именно с этого момента прибор учета считается вышедшим из строя.

Довод прокурора о том, что должен был быть составлен акт безучетного потребления электроэнергии, суд не принимает, поскольку для признания потребления электрической энергии безучетным необходимо установление факта вмешательства потребителем в работу прибора учета, выразившегося в нарушении пломб, несоблюдении установленных законом сроков извещения об утрате прибора учета, совершении иных действий, повлекших искажение данных об объеме потребления электроэнергии. Таких обстоятельств по данному делу не установлено.

В судебном заседании представителем ответчика также не представлено доказательств того, что межповерочный интервал приборов учета, принадлежащих истцам, истек, следовательно, суд приходит к убеждению, что данные приборы могли использоваться до истечения срока эксплуатации в соответствии с вышеприведенными нормами закона.

Доводы представителя ответчика о том, что данные приборы учета не выпускаются с 1997 года и срок их эксплуатации истек, суд не принимает, поскольку межповерочный интервал начинает исчисляться с момента установки прибора учета, а не с момента его выпуска, а такие сведения у ответчика отсутствуют.

Также суд не принимает утверждение представителя ответчика о том, что ОАО «Читаэнергосбыт» не было обязано информировать каждого потребителя о требованиях к приборам учета, данная информация была размещена на официальном сайте организации, поскольку Приказом Минэнерго России от 16.04.2010 № 178 утверждена примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, которой предусмотрено, что такое предложение направляется конкретному потребителю.

При таких обстоятельствах, с учетом установления факта злоупотребления ответчиком правом и отсутствия доказательств истечения срока эксплуатации приборов учета, принадлежащих истцам, суд приходит к выводу, что задолженность по оплате за электроэнергию была начислена истцам неправомерно, в связи с чем исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 333.19 НК РФ, ст. 98 ГПК РФ с АО «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сретенского района в интересах Федорова Е.В., Шевцовой З.П., Корякиной Т.Б., Ходяковой В.Н., Лоншаковой С.К. к акционерному обществу «Читаэнергосбыт» удовлетворить.

Признать незаконными действия акционерного общества «Читаэнергосбыт» по начислению задолженности за электроэнергию Федорову Е.В. за период с 01 июля 2013 года по 02 апреля 2016 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., Шевцовой З.П. за период с 01 ноября 2010 года по 31 декабря 2015 года в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп., Корякиной Т.Б. за период с 01 июля 2013 года по 28 июня 2016 года в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> коп., Ходяковой В.Н. за период с 01 июля 2013 года по 11 июня 2016 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., Лоншаковой В.Н. за период с 31 июля 2013 года по 17 мая 2016 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия.

Взыскать с акционерного общества «Читаэнергосбыт» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Ф. Чепцов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.