Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Асфандиярова М.Р. при секретаре Музафаровой К.С., с участием представителя истца администрации МО Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о снятии земельного участка с кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области обратились в суд с вышеназванным иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, указав, что МО Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области 25.05.2017 года было подано в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области заявление о кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок выделяется с целью образования земельного участка путем выдела невостребованных земельных долей. 31.05.2017 г. было получено Уведомление № 56/011/252/2017-1804 о приостановлении в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что вновь образуемый земельный участок образуется путем выдела в счет долей в праве общей собственности из участка единого землепользования №, образованного в результате выдела из участка единого землепользования № и в отношении которого не была произведена регистрация прав. Истцу принадлежат доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, <адрес> Границы земельного участка, на который было представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержаться в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. при нанесении координат границы земельного участка с кадастровым номером № накладываются на обособленный земельный участок №, входящий в состав единого землепользования № Также было получено Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности от 31 августа 2017г. №. Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений 56/001/010/2017-3434 и Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.06.2017г. № правообладатели земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют. Истец является правообладателем земельного участка и намерен произвести выдел своих земельных долей из единого землепользования, однако наличие на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером №, право собственности, на который не зарегистрировано, нарушает их права. Просят снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью 24038007 кв.м., категория земель: <адрес>
Определением от 03 октября 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области на Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о снятии земельного участка с кадастрового учета и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области.
Представитель истца администрации МО Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области – ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв в котором не возражал против удовлетворения требования о снятии земельного участка с кадастрового учета. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Представитель третьего лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области в суд не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Филиала.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст.2 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт;6) книг учета документов.
Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. Защита сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истцу принадлежат доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: <адрес>
Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений 56/001/010/2017-3434 и Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.06.2017г. № 56/001/022/2017-2749 правообладатели земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствуют.
В соответствии с Уведомлением № 56/011/252/2017-1804 о приостановлении в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государтсвенной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в КГРН, что нарушает п.20 ч.1 ст.26 Закона, а имен: при нанесении координат из раздела ExistParcel границы земельного участка № накладываются на обособленный земельный участок №, входящий в состав единого землепользования №
Согласно Уведомлению об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности от 31 августа 2017г. № 56/17- 61823 на основании ст.27 Закона о кадастре отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, на границы которого накладывается вновь образуемый земельный участок, образовался из земельного участка с кадастровым номером №, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 25.02.2006г.
До 01.01.2017г. государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществлялся на основании Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре).
Информация о земельных участках, сформированных и предоставленных гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008) вносилась в государственный кадастр недвижимости по результатам работ по инвентаризации и оценке земель на основании передаваемых Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области перечней ранее учтенных земельных участков и оценочных описей. Сведения о земельном участке включались в перечень на основании вторых экземпляров правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра.
Согласно ст.11.5 Земельного кодекса РФ «выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности».
Принимая во внимание, что в отношении земельного участка № отсутствует информация о вещных правах участников долевой собственности, выдел из данного земельного участка на основании действующего законодательства не возможен.
Учитывая отсутствие государственной регистрации права на земельный участок № дольщики, осуществившие выдел путем образования земельного участка № не утратили право на свои доли в исходном земельном участке №
Согласно п.20 ч.1 ст. 26 Закона 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приостанавливается, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Учитывая данную норму, осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, образованного в результате выдела доли из исходного земельного участка № в границах участка № также не представляется возможным ввиду пересечения границ.
Снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Законом № 218-ФЗ, которым предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости для следующих случаев:
- для объектов, которые содержались в ГКН со статусом «временные» (ч. 7 ст. 72 Закона № 218-ФЗ); в случае прекращения существования объекта недвижимости (ст. 14 Закона № 218-ФЗ); снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости (ч. 4 ст. 41 Закона № 218-ФЗ).
Земельный участок с кадастровым номером № имеет статус сведений - «ранее учтенный». Действующим законодательством не предусмотрено снятие с кадастрового учета земельного участка с указанным статусом.
Поскольку ни истцы, ни ответчики фактически не имеют иных правовых способов для выдела и оформления земельных долей без исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений об указанном земельном участке с кадастровым номером № суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации муниципального образования Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.Р. Асфандияров
Решение в окончательной форме изготовлено 22 октября 2017 года.
Судья М.Р. Асфандияров