ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-946/2017 от 17.10.2017 Саракташского районного суда (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Асфандиярова М.Р. при секретаре Музафаровой К.С., с участием представителя истца администрации МО Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о снятии земельного участка с кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МО Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области обратились в суд с вышеназванным иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, указав, что МО Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области 25.05.2017 года было подано в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области заявление о кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок выделяется с целью образования земельного участка путем выдела невостребованных земельных долей. 31.05.2017 г. было получено Уведомление № 56/011/252/2017-1804 о приостановлении в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что вновь образуемый земельный участок образуется путем выдела в счет долей в праве общей собственности из участка единого землепользования , образованного в результате выдела из участка единого землепользования и в отношении которого не была произведена регистрация прав. Истцу принадлежат доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , <адрес> Границы земельного участка, на который было представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержаться в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. при нанесении координат границы земельного участка с кадастровым номером накладываются на обособленный земельный участок , входящий в состав единого землепользования Также было получено Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности от 31 августа 2017г. . Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений 56/001/010/2017-3434 и Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.06.2017г. правообладатели земельного участка с кадастровым номером отсутствуют. Истец является правообладателем земельного участка и намерен произвести выдел своих земельных долей из единого землепользования, однако наличие на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером , право собственности, на который не зарегистрировано, нарушает их права. Просят снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , площадью 24038007 кв.м., категория земель: <адрес>

Определением от 03 октября 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области на Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о снятии земельного участка с кадастрового учета и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области.

Представитель истца администрации МО Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области – ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв в котором не возражал против удовлетворения требования о снятии земельного участка с кадастрового учета. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Представитель третьего лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области в суд не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Филиала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст.2 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт;6) книг учета документов.

Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. Защита сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истцу принадлежат доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: <адрес>

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений 56/001/010/2017-3434 и Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.06.2017г. № 56/001/022/2017-2749 правообладатели земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствуют.

В соответствии с Уведомлением № 56/011/252/2017-1804 о приостановлении в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государтсвенной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в КГРН, что нарушает п.20 ч.1 ст.26 Закона, а имен: при нанесении координат из раздела ExistParcel границы земельного участка накладываются на обособленный земельный участок , входящий в состав единого землепользования

Согласно Уведомлению об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности от 31 августа 2017г. № 56/17- 61823 на основании ст.27 Закона о кадастре отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , на границы которого накладывается вновь образуемый земельный участок, образовался из земельного участка с кадастровым номером , сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 25.02.2006г.

До 01.01.2017г. государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществлялся на основании Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре).

Информация о земельных участках, сформированных и предоставленных гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008) вносилась в государственный кадастр недвижимости по результатам работ по инвентаризации и оценке земель на основании передаваемых Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области перечней ранее учтенных земельных участков и оценочных описей. Сведения о земельном участке включались в перечень на основании вторых экземпляров правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра.

Согласно ст.11.5 Земельного кодекса РФ «выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности».

Принимая во внимание, что в отношении земельного участка отсутствует информация о вещных правах участников долевой собственности, выдел из данного земельного участка на основании действующего законодательства не возможен.

Учитывая отсутствие государственной регистрации права на земельный участок дольщики, осуществившие выдел путем образования земельного участка не утратили право на свои доли в исходном земельном участке

Согласно п.20 ч.1 ст. 26 Закона 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приостанавливается, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Учитывая данную норму, осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, образованного в результате выдела доли из исходного земельного участка в границах участка также не представляется возможным ввиду пересечения границ.

Снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Законом № 218-ФЗ, которым предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости для следующих случаев:

- для объектов, которые содержались в ГКН со статусом «временные» (ч. 7 ст. 72 Закона № 218-ФЗ); в случае прекращения существования объекта недвижимости (ст. 14 Закона № 218-ФЗ); снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости (ч. 4 ст. 41 Закона № 218-ФЗ).

Земельный участок с кадастровым номером имеет статус сведений - «ранее учтенный». Действующим законодательством не предусмотрено снятие с кадастрового учета земельного участка с указанным статусом.

Поскольку ни истцы, ни ответчики фактически не имеют иных правовых способов для выдела и оформления земельных долей без исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений об указанном земельном участке с кадастровым номером суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации муниципального образования Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , площадью <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.Р. Асфандияров

Решение в окончательной форме изготовлено 22 октября 2017 года.

Судья М.Р. Асфандияров