ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-946/2022 от 24.08.2022 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-946/2022

УИД 23RS0033-01-2022-001351-26

Решение

Именем Российской Федерации

п. Мостовской 24 августа 2022 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Таранова Р.А.,

при секретаре Черной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Мостовского района в интересах субъекта Российской Федерации – Краснодарского края к ФИО1 об устранении нарушений лесного законодательства,

установил:

и.о. прокурора Мостовского района Краснодарского края Лымарь В.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ФИО1, в котором просил:

- признать деятельность ФИО1 по использованию земель лесного фонда, а именно лесных участков площадью 0,25 га и 4,80 га, расположенных по адресу: и в отсутствии проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы – незаконной.

- обязать ФИО1 прекратить использование земель лесного фонда, а именно лесных участков площадью 0,25 га и 4,80 га, расположенных по адресу: и до разработки и утверждения проектов освоения лесов и получения положительного заключения государственной экспертизы данных проектов.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения лесного законодательства на территории Мостовского лесничества, которой установлено, что 29.08.2008 между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ФИО1 заключен договор аренды лесного участка № 08-03а-014, расположенного по адресу: площадью 0,25 га, сроком на 49 лет. 16.01.2015 между министерством природных ресурсов Краснодарского края и ФИО1 заключен договор аренды лесного участка №14-05а-013, расположенного по адресу: площадью 4,80 га, сроком на 49 лет.

Согласно п. 3.3.1 указанных договоров арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка, после предоставлению арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В соответствии с п.п. 3.4.3 договоров аренды лесных участков № 08-03а- 014 от 29.08.2008 и № 14-05а-013 от 16.01.2015 арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов.

Между тем, установлено, что у ФИО1 в настоящее время действующий проект освоения лесов по договорам аренды лесных участков № 08-03а-014 от 29.08.2008 и № 14-05а-013 от 16.01.2015, с положительным заключением государственной экспертизы, отсутствует, что подтверждается информацией министерства природных ресурсов Краснодарского края от 08.04.2022 № 202-06.2-06-8784/22.

Не принятие в установленном законом порядке проектов освоения лесов, свидетельствует о нарушении ответчиком существенных условий договоров аренды лесных участков согласно которым арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесов восстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов (п.3.4.7 договоров), осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов (п. 3.4.6.), в случае прекращения договора передать лесной участок арендодателю в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, характеристиками лесного участка, установленного проектом освоения лесов на момент завершения пользования (п.п. 3.4.12, 3.4.13).

Таким образом, использование лесных участков в отсутствие разработанных проектов освоения лесов, на которые не получено положительного заключения государственной экспертизы, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В судебное заседание представитель истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежаще извещен. В суд поступило заявление помощника прокурора Мостовского района Артамонова М.В., в котором он просит рассмотреть исковое заявление в его отсутствие, заявленные требования просит удовлетворить.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были надлежаще извещены. В отзыве на исковое заявление, указал, что в 2019 году истек срок действия проектов освоения лесов. В соответствии с лесным законодательством 25.09.2019 вх №202-39560/19,№202-39557/19 им были предоставлены на государственную экспертизу новые проекты освоения лесов на данные лесные участки. В 2021 году проекты освоения лесов были возвращены на доработку в связи с изменениями в лесном законодательстве РФ. 30.08.2021 проекты освоения лесов были приведены в соответствии с лесным законодательством и повторно предоставлены на Государственную экспертизу в Министерство природных ресурсов Краснодарского края. Несмотря на неоднократные обращения, с момента подачи и до сегодняшнего дня, экспертиза не проведена. Министерство природных ресурсов ссылалось и ссылается на большую загруженность, рекомендует ждать очереди.

С 2019 года и до настоящего времени при осуществлении своей деятельности на лесных участках они руководствовались проектами освоения лесов, действующими до 2019 года, что было рекомендовано Министерством природных ресурсов Краснодарского края. Таким образом, его деятельность не создавала опасность причинения вреда и не нарушала права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. В связи с тем, что им выполнены все условия договора аренды и требования лесного законодательства, считает, что ответственность за создавшуюся ситуацию лежит на арендодателе, уполномоченном органе по проведению государственной экспертизы, уполномоченном органе по контролю за исполнением лесного законодательства, в лице Министерства природных ресурсов Краснодарского края. Также просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении требований просил отказать.

Представитель третьего лица Мостовского лесничества филиала ГКУ Краснодарского края «Комитет по лесу» ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежаще извещен. В своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования и.о. прокурора Мостовского района Лымаря В.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанность по составлению проекта освоения лесов частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду.

Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.

В силу части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07,10.2020 № 1614, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно пункту 25 названных Правил виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.

В соответствии с пунктом 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047, проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, - лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Как следует из п. 3 раздела 2 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно пункту 30 вышеуказанного приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства на территории Мостовского лесничества, в ходе которой установлено, что 29.08.2008 между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ФИО1 заключен договор аренды лесного участка № 08-03а-014, расположенного по адресу: площадью 0,25 га, сроком на 49 лет. Также, 16.01.2015 между министерством природных ресурсов Краснодарского края и ФИО1 заключен договор аренды лесного участка №14-05а-013, расположенного по адресу: площадью 4,80 га, сроком на 49 лет.

Согласно п. 3.3.1 указанных договоров арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка, после предоставлению арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

В соответствии с п. и. 3.4.3 договоров аренды лесных участков № 08-03а- 014 от 29.08.2008 и № 14-05а-013 от 16.01.2015 арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов.

Согласно информации министерства природных ресурсов Краснодарского края от 20.07.2022, действующих проектов освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы на лесные участки, предоставленные ИП ФИО1 по договорам аренды от 29.08.2008 № 08-03а-014 и от 16.01.2015 № 14-05а-013, не имеются.

Приказом министерства от 09.03.2021 № 293 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 15.02.2021 № 42» утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы лесов на лесной участок, предоставленный ИП ФИО1 по договору аренды от 16.01.2015 № 14-05а-013.

Приказом министерства от 09.03.2021 № 292 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 15 февраля 2021 г. № 43» утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы лесов на лесной участок, предоставленный ИП ФИО1 по договору аренды от 29.08.2008 № 08-03а-014.

Заявление ИП ФИО1 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный по договору аренды от 16.01.2015 № 14-05а-013, с местонахождением: площадью 4,8 га, поступило в министерство 30.08.2021 вх. № 202-38533/21 (копия прилагается) и находится на рассмотрении.

Заявление ИП ФИО1 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный по договору аренды от 29.08.2008 № 08-03а-014, с местонахождением: , площадью 0,25 га, поступило в министерство 30.08.2021 вх. № 202-38532/21 (копия прилагается) и находится на рассмотрении.

Не принятие в установленном законом порядке проектов освоения лесов, свидетельствует о нарушении ответчиком существенных условий договоров аренды лесных участков согласно которым арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесо-восстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов (п.3.4.7 договоров), осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов (п. 3.4.6.), в случае прекращения договора передать лесной участок арендодателю в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, характеристиками лесного участка, установленного проектом освоения лесов на момент завершения пользования (п.п. 3.4.12, 3.4.13).

Таким образом, использование лесных участков в отсутствие разработанных проектов освоения лесов на которые не получено положительного заключения государственной экспертизы, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Таким образом, суд считает, что истцом предоставлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиком лесного законодательства.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования и.о. прокурора Мостовского района в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить и.о. прокурора Мостовского района в интересах субъекта Российской Федерации – Краснодарского края к ФИО1 об устранении нарушений лесного законодательства.

Признать деятельность ФИО1 по использованию земель лесного фонда, а именно лесных участков площадью 0,25 га и 4,80 га, расположенных по адресу: и в отсутствии проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы – незаконной.

Обязать ФИО1 прекратить использование земель лесного фонда, а именно лесных участков площадью 0,25 га и 4,80 га, расположенных по адресу: и до разработки и утверждения проектов освоения лесов и получения положительного заключения государственной экспертизы данных проектов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

судья Р.А. Таранов