ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-946/2023 от 25.12.2023 Оленегорского городского суда (Мурманская область)

Дело № 2-946/2023

Решение в окончательной форме составлено 25.12.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2023 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Бахаревой И.В.,

при секретаре Дмитриенко Л.Н.,

с участием представителя истца помощника прокурора Беляевой О.В.,

представителя ответчика Дружининой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оленегорска в защиту интересов неопределенного круга лиц акционерном обществу «Олкон» о возложении обязанности по совершению действий,

установил:

Прокурор города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Олкон» с иском о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством Приказ генерального директора о создании комиссии по категорированию объектов (территорий) АО «Олкон».

В обоснование иска указано, что прокуратурой города Оленегорска проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов в деятельности акционерного общества «Оленегорский горно-обогатительный комбинат» (далее – АО «Олкон»).

В ходе проведения проверки установлено, что АО «Олкон» включен в перечень объектов (территорий) промышленности, подлежащих антитеррористической защите, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Приказом директора обособленного подразделения АО «Северсталь Менеджмент» в г. Оленегорске – генеральным директором АО «Олкон» № ОРД-П/ОК 23-000210 от 10.05.2022 создана комиссия по категорированию объектов (территорий) АО «Олкон».

Согласно данному распорядительному документу комиссия по обследованию и категорированию создана в количестве 12 человек, из которых 8 представителей АО «Олкон» и 4 представителя органов власти.

Вместе с тем, Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413, не установлена возможность включения в состав комиссии лиц, не относящихся к представителям уполномоченных органов, а также к категории специалистов, предусмотренных пунктом 7 Требований.

В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой города 31.05.2023 за № 226в-2023 Генеральному директору АО «Олкон» принесен протест на приказ о создании комиссии № ОРД-П/ОК 23-000210 от 10.05.2022, на который поступил ответ, что вышеуказанный приказ не противоречит требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности.

Просит обязать АО «Олкон» привести в соответствие с действующим законодательством Приказ директора обособленного подразделения АО «Северсталь Менеджмент» в г. Оленегорске – генерального директора АО «Олкон» № ОРД-П/ОК 23-000210 от 10.05.2022 о создании комиссия по категорированию объектов (территорий) АО «Олкон», исключив из состава членов комиссии работников предприятия по различным направлениям деятельности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора г.Оленегорска Беляева О.В. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

АО «Олкон» в письменных возражениях просит отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании представитель ответчика АО «Олкон» Дружинина О.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку оспариваемый приказ не противоречит Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Состав комиссии определяется руководителем объекта. Оспариваемым приказом руководителя объекта – директором ОП АО «Северсталь Менеджмент» в г. Оленегорске – Генеральным директором АО «Олкон», в состав комиссии включены руководители структурных подразделений АО «Олкон», в ведении которых находятся объекты повышенной ответственности, подлежащие антитеррористической защите, а также руководители АО «Северсталь Менеджемет», в компетенцию которых входит проведение организационной, технической и правовой работы, связанной с антитеррористической защитой АО «Олкон». Полагает, что причины для их исключения отсутствуют. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Управления по Северо-Западному федеральному округу Центра охраны объектов промышленности просит удовлетворить исковые требования.

В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о слушании дела извещался.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав представителе й сторон, исследовав представленные материалы, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно пунктам 1 и 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности (далее – Требования).

Настоящие Требования определяют порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и являющихся критически важными, стратегическими, режимными, опасными производственными объектами (территориями), за исключением объектов (территорий), которые относятся к военным объектам Вооруженных Сил Российской Федерации, объектам (территориям) ракетно-космической промышленности и объектам (территориям) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», с учетом важности и значимости этих объектов (территорий) для интересов страны.

Согласно п. 5, п. 7, п. 10 Требований для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов (территорий) с учетом степени их потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях) и возможных последствий их совершения проводится категорирование объектов (территорий) по степени их потенциальной опасности.

Для проведения категорирования объекта (территории) решением должностного лица, осуществляющего руководство деятельностью юридического лица, в ведении которого находится объект (территория), создается комиссия по обследованию объекта (территории). Работа комиссии осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня создания комиссии.

В состав комиссии включаются (по согласованию) представители территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), а также представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комиссию возглавляет руководитель объекта.

К работе комиссии по необходимости привлекаются в качестве экспертов представители организаций, специализирующихся в области проектирования, эксплуатации и безопасности технологических систем объектов промышленности; организаций, специализирующихся в области организации, развития и совершенствования инженерно-технических средств охраны, проектирования и монтажа комплексных систем безопасности, специалисты по основному технологическому оборудованию, по технологической и пожарной безопасности, специалисты по контролю и учету опасных веществ и материалов, представители режимно-секретного подразделения, службы безопасности и подразделения охраны объекта (территории) и другие необходимые специалисты.

Из положений п. 221 Требований следует, что акт обследования и категорирования объекта (территории) подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем объекта и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии.

По результатам работы комиссии составляется акт обследования и категорирования объекта (территории), в соответствии с которым разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени его потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования (п. 22 Требований).

Акт обследования и категорирования объекта (территории) является основанием для разработки паспорта безопасности объекта (территории). При этом, указанный паспорт представляет собой информационно-справочный документ, определяющий состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) и рекомендации по ее совершенствованию в целях осуществления мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов, направленных против работников объекта (территории) и непосредственно объекта (территории). Паспорт представляется на утверждение руководителю объекта не позднее 2-месячного срока со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта.

В судебном заседании установлено, что согласно приказам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.04.2021 № 1540, от 20.01.2022 №108 АО «Олкон» включен в перечень объектов (территорий) промышленности, подлежащих антитеррористической защите, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, под № 393 и № 542 соответственно.

Приказом директора обособленного подразделения АО «Северсталь Менеджмент» в г. Оленегорске – генеральным директором АО «Олкон» № ОРД-П/ОК 23-000210 от 10.05.2022 создана комиссия по категорированию объектов (территорий) АО «Олкон».

Согласно данному распорядительному документу комиссия по обследованию и категорированию создана в количестве 12 человек, из которых 8 представителей АО «Олкон» и 4 представителя органов власти.

Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413, не установлена возможность включения в состав комиссии лиц, не относящихся к представителям уполномоченных органов, а также к категории специалистов, предусмотренных пунктом 7 Требований.

11.05.2023 в соответствии с вышеуказанным приказом № ОРД-П/ОК 23-000210 от 10.05.2022 состоялось совещание по вопросу антитеррористической защищенности объектов АО «Олкон». На повестке дня были следующие вопросы: - определение перечня объектов АО «Олкон» подлежащих антитеррористической защищенности; - порядок действий АО «Олкон», связанных с категорированием объектов подлежащих антитеррористической защищенности и разработкой паспортов антитеррористической защищенности объектов.

Фактически при проведении вышеуказанного совещания принято участие лишь тремя представителями органов власти (МЧС, МВД, УВО ВНГ). Представителем соответствующего территориального органа безопасности ФИО1. протокол не подписан. Кроме того, в протоколе от 11.05.2023 уже вписаны 13 человек, из которых уже 9 представителей АО «Олкон».

Из представленных материалов следует, что членами комиссии в основном являются работники АО «Олкон», то есть заинтересованные лица. Кроме того, указанные лица находятся в подчинении у руководителя комиссии – генерального директора АО «Олкон».

Анализируя приведенные прокурором доводы, суд приходит к выводу, что состав комиссии по категорированию объектов АО «Олкон» не соответствует п. 7, п. 221 Требований.

Суд соглашается с доводами истца о том, что рассматриваемый правовой акт противоречит действующему законодательству и требует внесения соответствующих изменений.

В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой города 31.05.2023 за № 226в-2023 Генеральному директору АО «Олкон» принесен протест на приказ о создании комиссии № ОРД-П/ОК 23-000210 от 10.05.2022.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования 14.06.2023 в адрес прокуратуры города поступил ответ, в котором АО «Олкон» указывает, что вышеуказанный приказ не противоречит требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 18.12.2014 № 1413 ДСП «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности» (далее – Требования). В обоснование указывает, что согласно абзацу 2 п.7 Требований: Комиссии возглавляет руководитель объекта. Состав комиссии определяется руководителем объекта. Полагает что указанная норма достаточно очевидно и недвусмысленно определяет полномочия руководителя объекта в части формирования комиссии, и ее игнорирование приводит к искаженному толкованию всего п.7 Требований, и как следствие – к нарушению законных прав руководителя объекта, установленных федеральным нормативно-правовым актом.

В связи с тем, что протест не удовлетворен в добровольном порядке ответчиком, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413 ДСП «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности» определяют порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, с целью создания эффективной системы их антитеррористической защиты.

Пунктом 7 Требований с учетом редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2017 № 756 (предложение первое абзаца третьего пункта 7) определено, что в состав комиссии включаются (по согласованию) представители территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), а также представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Анализируя содержание пункта 7 Требований, суд приходит к выводу, что эксперты и специалисты могут быть привлечены к участию в комиссии, но не могут быть включены в состав в качестве членов комиссии. Эксперт, специалист, привлеченные к участию в комиссии, дают необходимые заключения, пояснения в специфической области знаний, однако не обладают правом голоса при решении вопроса о присвоении категории потенциальной опасности и не являются субъектами иных прав и обязанностей членов комиссии по обследованию и категорированию.

С учетом изложенного, суд считает, что привлеченные в качестве членов комиссии работники АО «Олкон» являются заинтересованными лицами и не могут обеспечить независимость при голосовании.

Согласно п. 221 Требований (в редакции Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 № 655) при наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования объекта (территории) решением принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии.

Таким образом, состав и количество членов комиссии имеют существенное значение при определении категории потенциальной опасности.

Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413, не предусматривают возможность включения в состав членов комиссии работников организации, объекты которой подлежат категорированию. Интересы организации при обследовании и категорировании представляет руководитель объекта, который обладает правом решающего голоса.

С учетом изложенного, работники предприятия по различным направлениям деятельности (финансовый директор, директор по персоналу, юристконсульт) могут быть привлечены только в качестве экспертов без права голоса.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Исходя из того, что, устанавливаемый срок должен отвечать принципу разумности и обеспечивать соблюдение баланса публичных интересов, соглашается с прокурором, что обоснованным и разумным будет установить к исполнению срок в течение одного месяца, со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.

В связи с изложенным, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора города Оленегорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Олкон» о возложении обязанности по совершению действий удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Олкон» (ИНН 5108300030) привести в соответствие с действующим законодательством Приказ директора обособленного подразделения АО «Северсталь Менеджмент» в г. Оленегорске – генерального директора АО «Олкон» № ОРД-П/ОК 23-000210 от 10.05.2022 о создании комиссии по категорированию объектов (территорий) АО «Олкон», исключив из состава членов комиссии работников предприятия по различным направлениям деятельности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с АО «Олкон» (ИНН 5108300030) государственную пошлину в сумме 300 рублей с перечислением в бюджет муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение месяца после его вынесения.

Председательствующий:

И.В. Бахарева