ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-947/20 от 07.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2 - 947/2020

Решение

Именем Российской Федерации

07 августа 2020 года г. Махачкала.

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магомедрасулова Б.М.,

при секретаре Сотеевой Б.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к нотариальной палате РД об оспаривании результатов конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Махачкалинского нотариального округа РД / письменного экзамена от 14.11.2019/,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к нотариальной палате РД о признании недействительными результаты конкурсной комиссии НП РД о признании победившей в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса по Махачкалинскому нотариальному округу ФИО2, в т.ч. первый этап конкурса – результаты письменного экзамена.

В обоснование иска указала, что 14.11.2019 в здании Нотариальной палаты Республики Дагестан, расположенного по адресу: <...> - Султана, д. 46 состоялся первый этап конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Махачкалинском нотариальном округе.

Всего к конкурсу было допущено 8 конкурсантов, из которых на конкурс явились 5чел.

По итогам письменного экзамена (1 этапа конкурса), согласно протокола заседания конкурсной комиссии НП РД, я набрала 19 баллов, к следующему этапу я не допущена.

По результатам проведенного конкурса, победившим в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой по Махачкалинскому нотариальному округу признана ФИО2 ФИО15.

В выданной по моему заявлению, мне на руки выписке протокола заседания конкурсной комиссии нотариальной палаты РД указаны количество общих баллов письменного экзамена, и в выписке из протокола результатов письменного экзамена, также, указано только общее количество баллов письменного экзамена.

Из общего количества баллов в выписках невозможно определить какое количество баллов получены за практические&apos; задачи, а какие за проект нотариального документа, также невозможно определить правильность проставления баллов, оценок.

С результатами конкурса я не согласна в связи со следующим:

В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен.

Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Поскольку, согласно гл. V Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утв. Приказом Министерства юстиции 30.03.2018г. № 63 (далее Порядок) конкурс состоит из трех этапов:

-1 этап-письменный экзамен;-2 этап- рассмотрение рекомендации;-3 этап-индивидуальное собеседование.

1 этап - письменный экзамен состоит из тестового задания, состоящих из 20 практических задач и задания по составлению проекта нотариального документа. Письменный экзамен считается сданным если конкурсант набрал 20 баллов.

Согласно абз.1 п.47 Порядка Проверка правильности выбранных конкурсантом варйантов ответов на практические задачи осуществляется автоматизированной информационной системой (п.31 Федеральной нотариальной палаты, обеспечивающий анонимную проверку результатов письменного экзамена в части практических задач в форме тестового задания).

Проект нотариального документа (вторая часть письменного экзамена) оценивается членами конкурсной комиссии с проставлением баллов от 1 го до 10 каждым членом комиссии.

После оценки членами комиссии проекта документа, автоматизированная информационная система федеральной нотариальной палаты РФ определяет средний балл за проект документа.

При обращении в конкурсную комиссию ей в выдаче результатов (баллов-оценок) за проект нотариального документа и за практические задачи было отказано, со ссылкой что согласно Порядку проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 30.03.2018г. № 63 (далее Порядок) комиссия вправе выдавать только вышеназванные выписки, в котором указаны только общие оценки-баллы.

Считает, что при проведении конкурса допущены нарушения порядка проведения конкурса.

В соответствии с п. 40 Порядка -письменный экзамен должен проводится одновременно всеми конкурсантами, в данном случае 14.11.2019г. на письменный экзамен запускались не все конкурсанты одновременно.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 6-П от 24.03.2009 года, указывает, что оценка профессиональных качеств кандидата не может быть немотивированной, предполагает изложение причин, послуживших основанием для выставления кандидату соответствующих баллов. В этом же постановлении указывается, что несмотря на их неподотчетность по принимаемым ими решениям они не должны быть произвольными, а должны быть обоснованными.

Судом к участию в деле привлечены в качестве: ответчика - Управление Министерства юстиции РФ по Республике Дагестан и заинтересованных лиц - победители первого этапа конкурса ФИО2 и ФИО8 и дело рассмотрено в порядке ГПК РФ.

В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования, просила удовлетворить по основаниям указанным в заявлении и ее письменных пояснений. Также заявила письменное ходатайство об исключении из числа ответчиков Нотариальную палату Республики Дагестан и привлечь ответчиками членов конкурсной комиссии.

Федеральная Нотариальная палата РФ в судебное заседание представителя не направила, обратилась с ходатайством рассмотреть иск в их отсутствие, с учетом позиции изложенной в пояснениях. В пояснениях ФНП РФ указала, что согласно статье 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен.

Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.03.2018 № 04/18 и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2018 № 63 (далее - Порядок), для проведения конкурса создается конкурсная комиссия из представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации в составе пяти членов.

Состав конкурсной комиссии утверждается один раз в год до 1 марта соответствующего года распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации по представлению территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации из числа пятнадцати кандидатур, представленных нотариальной палатой. ФНП исходя из своих полномочий, установленных ст.30 Основ и Уставом, не участвует в процедуре проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, в том числе в определении победителя. Федеральная нотариальная палата не является лицом, к которому предъявляется требование по спору. не является ответчиком. По указанным в пояснениях основаниям просит в иске отказать.

Представитель нотариальной палаты РД на основании доверенности ФИО9 иск не признал просил отказать в удовлетворении по основаниям его возражений, что конкурс проведён в соответствии с Порядком проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса», утверждённого приказа Минюста России от 30.03.2018 №63 (с изменениями и дополнениями), далее - приказ Минюста России №63.

В соответствии с п.40 допуск конкурсантов к письменному экзамену проводился одновременно, как указала в своем административном иске истец ФИО1, что с нею вместе на конкурс зашли ещё два конкурсанта.

Данный факт также подтверждается истребованным от Управления Минюста России по Республике Дагестан видеоматериалом проведения конкурса.

Всего из 8 конкурсантов, допущенных на конкурс, участие в конкурсе приняло 5 человек. Конкурсной комиссией всем участникам конкурса были обеспечены равные условия в соответствии с пунктами 41 и 42 приказа Минюста России №63.

Из представленных ФНП с письмом от 18.03.2020 № 1454/01-02-2 результатов первого этапа конкурса, где конкурсантов оценивали за письменный экзамен, в том числе за тестовое задание (отдельно за каждое из 20-ти практических задач с вопросами) и за выполнение задания по составлению проекта нотариального документа следует, что набранные ею 19 баллов по итогам первого этапа также соответствуют действительности.

В соответствии с п.47 приказа Минюста России №63 письменный экзамен считается сданным, если участник конкурса набрал 20 баллов за выполнение заданий.

Конкурсант ФИО1 не была допущена к следующим этапам конкурса на основании п.50 приказа Минюста России №63.

Таким образом, решение Конкурсной комиссии от 14.11.2019 полностью основано на требовании закона и не подлежит отмене. Кроме того в соответствии с КАС РФ ответчиком может быть государственный орган НПРД является общественной организацией, а также конкурс на замещение должности нотариуса проводиться конкурсной комиссией созданной при Минюсте РД.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Республике Дагестан ФИО10 иск не признал, просил отказать в удовлетворении по основаниям его письменных возражений, а также пояснений в суде.

Заинтересованные лица ФИО2 и ФИО8 в судебное заседание не явились, обратились с заявлениями, в которых просят отказать ФИО1 в иске, дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Нотариальная деятельность представляет особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе, лицами, труд которых регулируется специальным законодательством, в том числе – Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. На нотариальную деятельность распространяются положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие равные условия доступа к этой деятельности.

Статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2018 № 63 утвержден Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (далее – Порядок), согласно п. 1 которого целью конкурса является отбор на должности нотариусов лиц, имеющих профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В силу п. 12 Порядка, конкурс объявляется распоряжением территориального органа не позднее чем через один месяц со дня открытия вакантной должности нотариуса (даты сложения, прекращения полномочий нотариуса, указанной в приказе территориального органа, либо даты приказа территориального органа об учреждении должности нотариуса).

В соответствии с пп. 2-3 Порядка, для проведения конкурса создается конкурсная комиссия из представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата) в составе пяти членов.

Состав конкурсной комиссии утверждается один раз в год до 1 марта соответствующего года распоряжением Минюста России по представлению территориального органа Минюста России (далее - территориальный орган) из числа пятнадцати кандидатур, представленных нотариальной палатой.

Полномочия конкурсной комиссии действительны в течение одного года.

Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, который подписывают все ее члены и секретарь.

В соответствии с пп. 28-32 Порядка, конкурс состоит из трех этапов: письменного экзамена, рассмотрения рекомендации и индивидуального собеседования.

Председатель конкурсной комиссии:

открывает заседание конкурсной комиссии;

знакомит членов конкурсной комиссии с распоряжением территориального органа об объявлении конкурса;

объявляет состав конкурсной комиссии и присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии;

разъясняет предусмотренные Основами и Порядком процедуру и условия проведения конкурса.

В ходе проведения конкурса осуществляются видео- и аудиозапись. Проведение видео- и аудиозаписи обеспечивается нотариальной палатой. Полученные в ходе видеозаписи материалы являются неотъемлемой частью материалов конкурса и хранятся в территориальном органе.

Письменный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы Федеральной нотариальной палаты, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов письменного экзамена в части практических задач в форме тестового задания (далее - автоматизированная информационная система).

Письменный экзамен проводится путем выполнения включаемых в экзаменационный лист тестового задания, состоящего из двадцати практических задач, и задания по составлению проекта нотариального документа (далее - задания письменного экзамена).

Согласно пп. 39-43 Порядка, перед началом письменного экзамена конкурсант предъявляет секретарю конкурсной комиссии документ, удостоверяющий личность.

Для сдачи письменного экзамена секретарь конкурсной комиссии выдает конкурсанту логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему. Логин и пароль состоят из буквенно-цифрового обозначения и формируются автоматизированной информационной системой после проверки секретарем конкурсной комиссии документа, удостоверяющего личность конкурсанта.

До начала письменного экзамена секретарь конкурсной комиссии информирует конкурсантов:

о ведении видео- и аудиозаписи при проведении письменного экзамена;

о порядке сдачи письменного экзамена;

об общей продолжительности письменного экзамена;

о сроке и способах ознакомления с результатами письменного экзамена;

о сроке и способах обжалования результатов письменного экзамена.

Председатель конкурсной комиссии сообщает членам конкурсной комиссии о численности конкурсантов, включенных в группу для одновременной сдачи письменного экзамена, после чего председатель конкурсной комиссии объявляет начало письменного экзамена.

На выполнение заданий письменного экзамена конкурсантам предоставляется три часа (сто восемьдесят минут) и одна попытка.

Письменный экзамен проводится в помещениях, оборудованных компьютерной техникой, позволяющей формировать и доводить до каждого конкурсанта тестовое задание в режиме реального времени путем произвольной выборки.

Каждый конкурсант обеспечивается отдельным автоматизированным рабочим местом, исключающим возможность общения конкурсантов.

Конкурсант получает доступ к автоматизированной информационной системе после ввода в автоматизированной информационной системе логина и пароля, выданных ему секретарем конкурсной комиссии до начала письменного экзамена. Доступ к заданиям письменного экзамена и отсчет времени доступа конкурсанта к заданиям письменного экзамена начинается с момента подтверждения конкурсантом в автоматизированной информационной системе готовности к началу сдачи письменного экзамена.

Доступ конкурсанта к заданиям письменного экзамена прекращается по истечении трех часов (ста восьмидесяти минут) с момента его доступа к заданиям письменного экзамена. Конкурсант может завершить выполнение заданий письменного экзамена досрочно.

В соответствии с п.п. 45-48 Порядка, конкурсант выполняет задания письменного экзамена путем выбора варианта (вариантов) ответа на предложенные автоматизированной информационной системой практические задачи, а также составления проекта нотариального документа.

После завершения конкурсантом выполнения заданий письменного экзамена или по истечении времени, отведенного на их выполнение, автоматизированной информационной системой формируется индивидуальный лист выполнения заданий письменного экзамена, содержащий логин конкурсанта на каждом листе с выбранными конкурсантом ответами на практические задачи и с составленным проектом нотариального документа.

Распечатанный секретарем конкурсной комиссии индивидуальный лист выполнения заданий письменного экзамена подписывается конкурсантом на каждой странице и приобщается к его личному делу.

Проверка правильности выбранных конкурсантом вариантов ответов на практические задачи осуществляется автоматизированной информационной системой.

За каждый правильно выбранный ответ на практическую задачу конкурсант получает один балл.

Секретарь конкурсной комиссии создает автоматизированные рабочие места в автоматизированной информационной системе для каждого члена конкурсной комиссии, присутствующего на заседании конкурсной комиссии, и выдает членам конкурсной комиссии логин и пароль для входа в автоматизированную информационную систему.

Проект нотариального документа посредством автоматизированной информационной системы поступает на автоматизированные рабочие места членов конкурсной комиссии для рассмотрения членами конкурсной комиссии.

Каждый член конкурсной комиссии самостоятельно оценивает проект нотариального документа и проставляет за него от одного до десяти баллов в автоматизированной информационной системе.

После того, как все члены конкурсной комиссии оценят проект нотариального документа, автоматизированная информационная система определяет средний балл, полученный конкурсантом за указанный проект нотариального документа, по формуле:

а = (а1 + а2 +... + аn) / n, где:

а - средний балл, полученный конкурсантом за проект нотариального документа;

а1, а2,..., аn - количество баллов, выставленное каждым членом конкурсной комиссии за проект нотариального документа;

n - численность членов конкурсной комиссии, присутствовавших на заседании конкурсной комиссии.

Средний балл, полученный конкурсантом за проект нотариального документа, суммируется с баллами, полученными конкурсантом за выполнение практических задач.

Письменный экзамен считается сданным, если конкурсант набрал двадцать баллов за выполнение заданий.

Протокол результатов письменного экзамена, за исключением реквизитов документа, удостоверяющего личность, формируется автоматизированной информационной системой непосредственно после проведения письменного экзамена. Реквизиты документа, удостоверяющего личность, вносятся в протокол результатов письменного экзамена секретарем конкурсной комиссии.

Протокол результатов письменного экзамена распечатывается секретарем конкурсной комиссии и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, а также всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании конкурсной комиссии.

Лица, сдавшие письменный экзамен, допускаются к следующему этапу конкурса - рассмотрению рекомендации (п. 50 Порядка), после которого проводится индивидуальное собеседование по вопросам осуществления нотариальной деятельности, а также этических стандартов нотариальной деятельности и личного поведения (п. 54 Порядка) по результатам которых члены конкурсной комиссии также выставляют конкурсантам оценки.

Итоговая оценка определяется конкурсной комиссией как суммарное арифметическое количество оценок по итогам письменного экзамена, рассмотрения рекомендации и индивидуального собеседования (п. 55 Порядка).

Согласно п. 57 Порядка, после оценки всех участников конкурса и подсчета конкурсной комиссией набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет победителя конкурса. Победившим в конкурсе считается конкурсант, получивший наибольшее итоговое количество баллов.

Судом установлено, что 18 сентября 2019 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан объявлен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса в Махачкалинского нотариального округа Республики Дагестан.

Согласно распоряжению Министерства юстиции Российской Федерации №-220р от 28 февраля 2020г., состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Республики Дагестан утвержден в следующем составе: ФИО3 – председатель комиссии, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 –членов комиссии.

Распоряжением Управления Минюста РФ по РД от 18.09.2019 №630-р объявлен конкурс на замещение одной вакантной должности нотариуса Махачкалинского нотариального округа.

Распоряжением №721-р от 06.11.2019 Управления Минюста России при РД к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса Махачкалинского нотариального округа допущены 8 человек, среди которых истица, ФИО2 и ФИО8

Конкурс 14.11.2019 проведен в составе комиссии: ФИО3- председателя; ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 – членов, при секретаре ФИО13

К участию в конкурсе допущены 8 кандидатов, из которых приняли участие 5 человек, в том числе и истица - ФИО1 Конкурс проведен с учетом условий, разделив участвующих на две группы, предоставлением каждому логин и пароля для входа в автоматизированную информационную систему.

Согласно выписке из протокола результатов первого этапа конкурса - письменного экзамена, ФИО1 получила 19 баллов; ФИО2 29 баллов и ФИО8 - 22 балла.

Для участия во втором этапе конкурса допущены ФИО2 и ФИО8, а ФИО1, как набравшая 19 баллов, вместо необходимых в соответствии п.п. 7 п. 47 Порядка 20 баллов для участия в последующих этапах, не была допущена.

Как следует из выписок протоколов письменного экзамена, прошедшего 14.11.2019, с индивидуальными листами результатов выполнения заданий конкурса, каждый из конкурсантов в ходе письменного экзамена решал тесты путем выбора варианта (вариантов) ответа на предложенные автоматизированной информационной системой практические задачи, а также составлял проект нотариального документа.

Оценку тестового задания каждого конкурсанта производила автоматизированная система, оценку практической задачи производили члены конкурсной комиссии в автоматизированной информационной системе, которая определила средний балл каждого конкурсанта. Им же путем суммирования баллов за тестовое задание и проект документа, определен общий балл каждого конкурсанта по первому этапу конкурса.

Из результатов письменного экзамена следует, что ФИО2 получила 29 баллов, в том числе 20 баллов из 20 за тестовое задание, и 9 баллов из 10 за составление проекта нотариального документа.

ФИО8 получила 22 балла, в том числе 16 баллов из 20 за тестовое задание, и 6 баллов из 10 за составление проекта нотариального документа, при том, что истицей получено 19 баллов, в том числе 17 баллов из 20 за тестовое задание, и 2 балла из 10 за составление проекта нотариального документа.

Результаты письменного экзамена подписаны председателем и секретарем конкурсной комиссии.

После письменного экзамена конкурсанты, набравшие более 20 баллов, были допущены к прохождению следующих этапов конкурса - рассмотрению рекомендации и индивидуальное собеседование, по результатам которых победителем конкурса стала ФИО2, которая впоследствии приказом начальника Управления министерства юстиции по Республике Дагестан № 209 от 01.07.2019 была назначена на должность нотариуса, занимающегося частной практикой с 10.07.2019.

Истица ФИО1 оспаривает результаты первого этапа конкурса – письменного экзамена от 14.11.2019, ссылаясь на то, что в представленной ей выписке из протокола результатов письменного экзамена указано только общее количество баллов, из которых невозможно установить отдельно баллы за практические задачи и проект нотариального документа. Считает, что при проведении конкурса допущены нарушения порядка проведения конкурса. В соответствии с п. 40 Порядка – письменный экзамен должен проводится одновременно всеми конкурсантами, тогда как 14.11.2019 к экзамену запускались не все вместе /две группы/. Конституционный суд в Постановлении №6 от 24.03.2009 говорить, что оценка профессиональных качеств кандидата не может быть немотивированной, предполагает изложение причин, послуживших основанием для выставления кандидату соответствующих баллов. Там же указывается, что, несмотря на их не подотчётность по принимаемым ими решениям они не должны быть произвольными, а должны быть обоснованными. Также полагает, что автоматизированной информационной системой ее ответы по письменному экзамену могут быт неправильно оценены, не может получит ответ где, в каком вопросе ответ неверный и в чем ее ошибка. Она полагает, что на все вопросы она дала правильные ответы, пускай докажут, что не так, укажут в каком ответе на вопрос ответ неверный. Кроме того при проведении конкурса члены конкурсной комиссии общались друг с другом, обсуждали ее проект документа, часто отлучались из помещения, где проходил экзамен. К признанной победителем конкурса ФИО2 подходила член конкурсной комиссии и переговаривалась.

Сведений о том, какая оценка была выставлена каждым из членов конкурсной комиссии за выполненные ФИО1, ФИО2 и ФИО8 письменные задания по составлению проекта нотариального документа, материалы дела не содержат, поскольку члены конкурсной комиссии самостоятельно выставляли оценки в автоматизированной системе, которая производила подсчет среднего балла.

В соответствии с Порядком проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса право отбора кандидатов, оценки кандидатов на должность нотариуса принадлежит исключительно членам конкурсной комиссии. Основания градации оценок не конкретизируются ни в Порядке проведения конкурса, ни в Основах законодательства, поэтому члены комиссии оценивают конкурсантов, руководствуясь своим внутренним убеждением, основываясь на своем профессионально навыке, опыте и квалификации.

В полномочия суда не входит определение уровня знаний кандидата на должность нотариуса и проверка их соответствия оценке, полученной этим кандидатом при сдаче экзамена.

Оснований полагать, что оценки, выставленные членами конкурсной комиссии истице и другим претендентам за практическую задачу, не объективны, не имеется. Доказательств тому стороной истца не представлено. Подсчет общего числа баллов произведен без нарушений.

Оценивание конкурсантов производилось конкурсной комиссией назначенной Министром Юстиции РФ из числа действующих нотариусов, имеющих значительный стаж и опыт работы, оснований сомневаться в их компетенции при оценке знаний конкурсантов при проведении письменного экзамена, либо какой-то заинтересованности при оценивании письменного задания ФИО2, ФИО8 и ФИО1, у суда не имеется. При проверке работы и выставлении баллов члены конкурсной комиссии не обладают сведениями о принадлежности работы кому-либо из конкурсантов.

Доказательств того, что результатами письменного экзамена ФИО2 и ФИО8 нарушено какое-либо право ФИО1, не набравшей предусмотренных Порядком на первом этапе конкурса 20 баллов, суду не представлено.

Кроме того, суд считает, что предоставленное Порядком право конкурсанта на оспаривание результатов письменного экзамена с учетом установленного порядка и предоставленного законом права на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, не предполагает оспаривание результатов письменного экзамена другого конкурсанта.

Судом для проверки доводов истицы о нарушении порядка проведения письменного экзамена, что члены конкурсной комиссии на определённое время отлучались из помещения, где проводился конкурс, сообща обсуждали ее проект документа, советовались друг с другом при выставлении баллов, а также, что член конкурсной комиссии подходила при сдаче письменного экзамена к ФИО2, что является нарушением порядка проведения конкурса, является основанием признания конкурса недействительной, был исследован видеоматериал с места сдачи письменного экзамена. Из видеозаписи видно, что действительно члены конкурсной комиссии, в том числе и председатель на определённое время отлучались из помещения, где проводился конкурс, общались друг другом. Член конкурсной комиссии действительности подходил к одному из конкурсантов во время экзамена. Данные обстоятельства, по мнению суда не могут служить основанием для признания результатов письменного экзамена конкурса недействительными, поскольку из Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного Приказом Минюста РФ №63 от 30.03.2018, не следует, что члены конкурсной комиссии, не имеют право до завершения экзамена выходить из помещения, общаться друг с другом. То обстоятельство, что член комиссии подошла к конкурсантке, не свидетельствует о том, что это повлияло на результаты оценки ее ответов. Из видеоматериала не следует, что она переговаривается с конкурсанткой, пытается повлиять на выполнение ею заданий. Просмотр видеоматериала не подтвердил доводы истицы в суде, что члены конкурсной комиссии обсуждали ее проект нотариального документа до его индивидуальной оценки каждым в отдельности, о предвзятом их к ней отношении.

Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса был соблюден, действия конкурсной комиссии соответствуют приведенным выше нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для признания незаконным (отмене) решения конкурсной комиссии по результатам проведенного конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и возложении обязанности принять новое решение не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО1 к Федеральной нотариальной палате, нотариальной палате Республики Дагестан и Управлению Министерства Юстиции РФ по Республике Дагестан, о признании недействительными результаты конкурсной комиссии, по первому этапу конкурса письменный экзамен, по которому победившим на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой по Махачкалинскому нотариальному округу признана ФИО2 оставить без удовлетворения.

Резолютивная часть решения суда вынесена и оглашена 07.08 2020.

Мотивированное решение составлено 12.08.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде.

Председательствующий Магомедрасулов Б.М.