Дело № РЕШЕНИЕ ИФИО1 в составе председательствующего судьи - Вильхового И.Н., при секретаре - ФИО2 с участием истца- заместителя прокурора <адрес> – ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Унитарному Предприятию Республики Крым «Вода Крыма», третье лицо: Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, о понуждении выполнить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора <адрес>ФИО3 в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному Унитарному Предприятию Республики Крым «Вода Крыма», третье лицо: Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, об обязании выполнить определенные действия. Заявление обосновывает тем, что прокуратурой <адрес> в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Проведенной проверкой установлено, что приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП РК «Вода Крыма» на 2016 год. В соответствии с указанными выше производственными программами Евпаторийским филиалом ГУП в 2016 году в сфере водоснабжения должно было выполнить мероприятия по текущему ремонту и обслуживанию водопроводных сетей в сфере водоснабжения на общую сумму 12493 тыс. рублей, в сфере водоотведения – 8444 тыс. рублей. Вместе с тем, согласно отчетам об исполнении данных производственных программ затраты предприятия на проведение соответствующих мероприятий в 2016 году в сфере водоснабжения составили 2091 тыс. рублей, в сфере водоотведения – 1193 тыс. рублей. Таким образом, проведенной проверкой установлено, что Евпаторийским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» не понесены расходы, связанные с выполнением в 2016 году производственных программ, в размере 10402 тыс. рублей (водоснабжение) и 7251 тыс. рублей (водоотведение), учтенные при утверждении предприятию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2016 год. Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП Республики Крым «Вода Крыма» на 2017 год. В соответствии с указанными выше производственными программами Евпаторийским филиалом ГУП в 2017 году в сфере водоснабжения должно было выполнить мероприятия по текущему ремонту и обслуживанию водопроводных сетей в сфере водоснабжения на общую сумму 2283.44 тыс. рублей, в сфере водоотведения – 5257.98 тыс. рублей. Вместе с тем, согласно отчетам об исполнении данных производственных программ затраты предприятия на проведение соответствующих мероприятий в 2017 году в сфере водоснабжения составили 1793.07 тыс. рублей, в сфере водоотведения – 1531.17 тыс. рублей. Таким образом, проведенной проверкой установлено, что Евпаторийским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» не понесены расходы, связанные с выполнением в 2017 году производственных программ, в размере 490.37 тыс. рублей (водоснабжение) и 3726,81 тыс. рублей (водоотведение), учтенные при утверждении предприятию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2017 год. Не понесенные, но учтенные при формировании необходимой валовой выручки предприятии на 2016-2017 года по регулируемым видам деятельности затраты, связанные с выполнением мероприятий производственных программ, являются экономически необоснованными доходами, поскольку не выполнены мероприятия предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности в 2016 году в сфере водоснабжения текущий ремонт дворовых сетей канализации Д-150 <адрес>; ремонт сборного коллектора 1 микрорайона; сборного коллектора 2 микрорайона <адрес>; напорного коллектора <адрес> КНС до КОС <адрес>; напорного коллектора <адрес> от КНС до КОС <адрес>; текущий ремонт дворовых сетей канализации Д-150п. Мирный; самотечного коллектора <адрес>; напорного коллектора <адрес> до КНС <адрес> до КОС <адрес>; ремонт оборудования КНС <адрес>; текущий ремонт оборудования КНС <адрес> и не выполнены мероприятия в сфере водоотведения:замена участка трубопровода Ф100мм-400мм <адрес>; ремонт задвижек Д до 300мм на сетях <адрес>; ремонт водопроводных сетейартскважины участка <адрес>, Мирный;ремонт водопроводных сетей гидроузла №; ремонт водопроводных сетей гидроузла №, так же не выполнены мероприятия предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности в 2017 году в сфере водоснабжения: ремонт ПНС 6 микрорайона; ПНС <адрес>; ПНС «Колхозная»; ПНС пр-кт Ленина 52; ПНС 9 Мая 3а; ПНС <адрес>; насосной станции 3 подъема; насосной станции 2 подъема; водопроводных внутриквартирный сетей от <адрес> до <адрес>, водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>(от Казаса-Победы); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от ФИО5); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от Фрунзе-Гоголя); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от Белогубца-Толстого); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>-60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>-60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>-60 лет Октября); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес> (от ул. 60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (9Мая-<адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> – <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (на восток от 2 Поперечной); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> – <адрес>; артезианской скважины 10,10а; не выполнены мероприятия в сфере водоотведения: ремонт КНС 1 Микрорайона; Мойнакской ГКНС; КНС «15 школа»; КНС «Днепр»; КНС «Золотой Берег»; КНС «Школа Интернат»; КНС «Мясокомбинат»; КНС «Орленок»; КНС «Прометей»; КНС «Солнечный»; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; Напорного канализационного коллектора; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес> от КНС «Прометей»; канализационных сетей <адрес> от КНС «Мясокомбинат»; канализационных сетей <адрес>; самотечного канализационного коллектора по <адрес>; камеры переключения напорного коллектора <адрес>; камеры переключения напорного коллектора по <адрес> напротив автостанции; самотечного лактового коллектора «Мойнакский»; самотечного канализационного коллектора по <адрес>; канализационных трубопроводов <адрес>. Тарифы ГУП РК «Вода Крыма» с учетом невыполнения производственной программы на 2016 и 2017 годы не пересматривались. Нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы является основанием для досрочного пересмотра органом регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса. Меры по пересмотру тарифов, утвержденных для ГУП не принимались, в связи с чем, в силу требований законодательства на предприятии лежит обязанность по выполнению производственных программ в полном объеме. Просит обязать Государственное Унитарное Предприятие Республики Крым «Вода Крыма» выполнить мероприятия предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности в 2016 году в сфере водоснабжения: текущий ремонт дворовых сетей канализации Д-150 <адрес>; ремонт сборного коллектора 1 микрорайона; сборного коллектора 2 микрорайона <адрес>; напорного коллектора <адрес> КНС до КОС <адрес>; напорного коллектора <адрес> от КНС до КОС <адрес>; текущий ремонт дворовых сетей канализации Д-150п. Мирный; самотечного коллектора <адрес>; напорного коллектора <адрес> до КНС <адрес> до КОС <адрес>; ремонт оборудования КНС <адрес>; текущий ремонт оборудования КНС <адрес> и не выполнены мероприятия в сфере водоотведения: замена участка трубопровода Ф100мм-400мм <адрес>; ремонт задвижек Д до 300мм на сетях <адрес>; ремонт водопроводных сетей артскважины участка <адрес>, Мирный;ремонт водопроводных сетей гидроузла №; ремонт водопроводных сетей гидроузла №, так же мероприятия предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности в 2017 году в сфере водоснабжения: ремонт ПНС 6 микрорайона; ПНС <адрес>; ПНС «Колхозная»; ПНС пр-кт Ленина 52; ПНС 9 Мая 3а; ПНС <адрес>; насосной станции 3 подъема; насосной станции 2 подъема; водопроводных внутриквартирный сетей от <адрес> до <адрес>, водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>(от Казаса-Победы); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от ФИО5); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от Фрунзе-Гоголя); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от Белогубца-Толстого); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>-60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>-60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>-60 лет Октября); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес> (от ул. 60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (9Мая-<адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> – <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (на восток от 2 Поперечной); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> – <адрес>; артезианской скважины 10,10а; выполнить мероприятия в сфере водоотведения: ремонт КНС 1 Микрорайона; Мойнакской ГКНС; КНС «15 школа»; КНС «Днепр»; КНС «Золотой Берег»; КНС «Школа Интернат»; КНС «Мясокомбинат»; КНС «Орленок»; КНС «Прометей»; КНС «Солнечный»; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; Напорного канализационного коллектора; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес> от КНС «Прометей»; канализационных сетей <адрес> от КНС «Мясокомбинат»; канализационных сетей <адрес>; самотечного канализационного коллектора по <адрес>; камеры переключения напорного коллектора <адрес>; камеры переключения напорного коллектора по <адрес> напротив автостанции; самотечного лактового коллектора «Мойнакский»; самотечного канализационного коллектора по <адрес>; канализационных трубопроводов <адрес>. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Республики Крым ФИО3 требования искового заявления поддержал, просил удовлетворить, дал пояснения аналогично изложенным в исковом заявлении. Представители ответчика – ГУП РК «Вода Крыма» в судебное заседание не явились. О дне, времени слушания дела извещены надлежащим образом. От ответчика поступило ходатайство об отложении рассмотрении дела в связи с их занятостью. Согласно письменных возражений, просит в удовлетворении иска отказать. Указывает, что производственная программа ГУП РК «Вода Крыма» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016 год, была утверждена Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам РК от ДД.ММ.ГГГГ№. То есть, до момента утверждения, в установленном законом порядке производственной программы по водоснабжению и водоотведению у Предприятия отсутствовали законные основания для проведения мероприятий по закупке материалов, необходимых для выполнения запланированных работ на объектах водоснабжения и водоотведения. В связи с этим в первой половине 2016 года, до утверждения Государственным комитетом по ценам и тарифам РК вышеуказанной производственной программы производились, непосредственно, только аварийно-восстановительные работы по ремонту сетей водоснабжения и водоотведения. При утвержденных Государственным комитетом по ценам и тарифам РК, мероприятиях Евпаторийскому филиалу ГУП РК «Вода Крыма» по водоснабжению на сумму 12 493,5 тыс. руб., было освоено 6 219,08 тыс. руб., по водоотведению при запланированных 8 444,48 тыс. руб. было освоено 1 425,4 тыс. руб. При этом не понесенные, в 2016 году затраты, но учтенные при формировании необходимой валовой выручки предприятия, по регулируемым видам затраты, связанные с невыполнением мероприятий производственной программы, исключены при формировании тарифа 2018 года. Производственная программа ГУП РК «Вода Крыма» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2017 год, была утверждена Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам РК от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом мероприятия по текущему ремонту и обслуживанию сетей водоснабжения составили - 2 283,44 тыс. руб., в сфере водоотведения - 5 257,98 тыс. руб., освоение мероприятий составило 1 793,07 тыс. руб. и 1 531,17 тыс. руб. соответственно. Основными причинами неисполнения производственной программы в 2017 года явилось выполнение работ по технологическому присоединению сетей водоснабжения и водоотведения не предусмотренные производственной программой. В течении года бригадами по аварийно-восстановительным работам выполнено 285 технологических присоединений. Одновременно обращают внимание, что мероприятия, включенные в производственную программу, были выполнены частично. Так же были выполнены работы по текущему ремонту на объектах, первоначально не включенных в производственную программу. Указывают, что ГУП РК «Вода Крыма» неоднократно обращалось в орган регулирования по вопросу корректировки производственных программ в связи с производственной необходимостью в тех случаях, когда во избежание срывов водоснабжения и водоотведения в рамках бюджета по текущему ремонту работ производственной программы 2016-2017 годов предприятие вынуждено было в срочном порядке производить перераспределение финансовых и материальных средств и проводить ремонтные работы, не предусмотренные производственной программой. В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ№.2-05 Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым разъяснил, что в соответствии с п. 15 Постановления № «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», в случае если регулируемая организация в течении истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы) учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. При этом не понесенные, в 2017 году затраты, но учтенные при формировании необходимой валовой выручки предприятия, по регулируемым видам затраты, связанные с невыполнением мероприятий производственной программы, исключены при формировании тарифа 2019 года. По вопросу включения затрат в выполнения производственной программы ГУП РК «Вода Крыма» обратилось с письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ к Первому заместителю Председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики ФИО4 Новосаду. Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ№.2-05 разъяснил, что только после проведения экспертизы об установлении тарифов ГУП РК «Вода Крыма» на 2019 год будет принято решение учитывать данные затраты или исключить из необходимой валовой выручки предприятия. Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с Федеральным законом от 07.122011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Считает, что должностными лицами предприятия были осуществлены все возможные мероприятия для исполнения производственных программ на 2016 и 2017 года. Кроме того, указывают, что согласно Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и/или водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации, в связи с чем о производственная программа не может исполняться за сроками действия тарифа и требования прокуратуры, по их мнению, в данном случае будут незаконными. Представитель третьего лица: Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, в судебное заседание не явился. О дне, времени слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. Суду предоставлены письменные возражения, из которых следует, что согласно Положению о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 166, Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования Цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым. В соответствии с пунктом 2 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов (далее - уполномоченный орган). Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП РК «Вода Крыма» на 2016 год, согласно которым предусмотрен перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных системы водоснабжения и водоотведения с объемом финансирования в размере финансовых потребностей на реализацию мероприятий для Евпаторийского филиала в сфере водоснабжения 12493,49 тыс. руб., в сфере водоотведения - 8444,48 тыс. руб. Приказом Государственного комитета по ценам тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП РК «Вода Крыма» на 2017 год, согласно которым предусмотрен перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных системы водоснабжения и водоотведения с объемом финансирования в размере финансовых потребностей на реализацию мероприятий для Евпаторийского филиала в сфере водоснабжения 2283,44 тыс. руб., в сфере водоотведения - 5257,977 тыс. руб. Указывают, что утверждение истца о том, что нарушение организацией коммунального комплекса производственной программы является основанием для досрочного пересмотра регулировании тарифов на услуги организаций коммунального комплекса не соответствует действительности. Согласно пункту 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», тарифы вводятся в действие с начал очередного года на срок не менее одного года, при этом приведен исчерпывающий перечень оснований для установления тарифов сроком менее чем один год. Таким образом, у Комитета отсутствует обязанность по досрочному пересмотру тарифа по причине не выполнения регулируемой организацией производственной программы. В соответствии с пунктом 32 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», регулируемые организации ежегодно, до 1 апреля, представляют в уполномоченный орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год. Таким образом, организация, оказывающая услуги водоснабжения и водоотведения обязана предоставить в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым отчет об исполнении производственной программы, утвержденной на 2017 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вопрос об исключении из необходимой валовой выручки экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования, в том числе, образовавшихся по причине невыполнения производственной программы, может быть рассмотрен Комитетом только при установлении тарифов на 2019 год. В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю. Учитывая императивность установленной нормы, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым обязан исключить из необходимой валовой выручки кономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования, в том числе доходы, образовавшиеся по причине невыполнения либо неполного выполнения производственных программ. Так же указывают, что что экономически необоснованный доход, образовавшийся по причине не выполнения производственной программы, утвержденной комитетом на 2016 год был исключен из необходимой валовой выручки ГУП РК «Вода Крыма» при формировании тарифов для указанной организации на 2018 год, что отражено в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ 79/В-2018. Учитывая мнение истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица. Выслушав истца, изучив материалы дела, суд считает исковые требования признать обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Установлено, что в соответствии с положениями ст. 16 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закона № 416-ФЗ) определено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: 1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; 2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; 3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; 4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Частью 2 указанной статьи регламентировано, что общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: 1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; 6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; 8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения. В пункте 1,2 ст. 23 Закона № 416-ФЗ регламентировано, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. В соответствии со статьей 41 Закона № 416-ФЗ производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При разработке производственной программы учитываются: 1) результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Производственная программа должна содержать: 1) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке; 2) планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод); 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; 4) график реализации мероприятий производственной программы; 5) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 6) иные сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу производственных программ, которые утверждены Правительством Российской Федерации. Производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности производственной программы организации. При этом производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее Правила №) утверждены, в том числе правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Кроме того, указанными Правилами № определены требования к содержанию производственных программ, к их разработке, утверждению и корректировке, порядок рассмотрение разногласий при утверждении производственных программ, а также порядок осуществления контроля за выполнением производственных программ. Так в соответствии с пунктом 30 Правил № контроль за выполнением производственных программ осуществляется уполномоченным органом, который в свою очередь включает в себя ряд мероприятий, а именно: контроль сроков исполнения графиков реализации мероприятий производственных программ; контроль плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; контроль финансирования мероприятий, предусмотренных производственными программами по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке; проведение проверок хода реализации производственных программ, в том числе мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке, предусмотренных пунктом 31 Правил №. При этом пунктом 32 Правил № установлено, что регулируемые организации ежегодно, до 1 апреля, представляют в уполномоченный орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год. В соответствии со статьей 39 Закона № 416-ФЗ показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения применяются соответственно для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств арендатора по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по реализации инвестиционной программы, производственной программы, а также в целях регулирования тарифов. Степень исполнения обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по реализации инвестиционной программы, производственной программы определяется с использованием плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также судом установлено, что прокуратурой <адрес> в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Проведенной проверкой установлено, что приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП РК «Вода Крыма» на 2016 год. В соответствии с указанными выше производственными программами Евпаторийским филиалом ГУП в 2016 году в сфере водоснабжения должно было выполнить мероприятия по текущему ремонту и обслуживанию водопроводных сетей в сфере водоснабжения на общую сумму 12493 тыс. рублей, в сфере водоотведения – 8444 тыс. рублей. Вместе с тем, согласно отчетам об исполнении данных производственных программ затраты предприятия на проведение соответствующих мероприятий в 2016 году в сфере водоснабжения составили 2091 тыс. рублей, в сфере водоотведения – 1193 тыс. рублей. Таким образом, установлено, что Евпаторийским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» не понесены расходы, связанные с выполнением в 2016 году производственных программ, в размере 10402 тыс. рублей (водоснабжение) и 7251 тыс. рублей (водоотведение), учтенные при утверждении предприятию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2016 год. Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП Республики Крым «Вода Крыма» на 2017 год. В соответствии с указанными выше производственными программами Евпаторийским филиалом ГУП в 2017 году в сфере водоснабжения должно было выполнить мероприятия по текущему ремонту и обслуживанию водопроводных сетей в сфере водоснабжения на общую сумму 2283.44 тыс. рублей, в сфере водоотведения – 5257.98 тыс. рублей. Вместе с тем, согласно отчетам об исполнении данных производственных программ затраты предприятия на проведение соответствующих мероприятий в 2017 году в сфере водоснабжения составили 1793.07 тыс. рублей, в сфере водоотведения – 1531.17 тыс. рублей. Таким образом, установлено, что Евпаторийским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» не понесены расходы, связанные с выполнением в 2017 году производственных программ, в размере 490.37 тыс. рублей (водоснабжение) и 3726,81 тыс. рублей (водоотведение), учтенные при утверждении предприятию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2017 год. Не понесенные, но учтенные при формировании необходимой валовой выручки предприятии на 2016-2017 года по регулируемым видам деятельности затраты, связанные с выполнением мероприятий производственных программ, являются экономически необоснованными доходами, поскольку не выполнены мероприятия предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности в 2016 году в сфере водоснабжения текущий ремонт дворовых сетей канализации Д-150 <адрес>; ремонт сборного коллектора 1 микрорайона; сборного коллектора 2 микрорайона <адрес>; напорного коллектора <адрес> КНС до КОС <адрес>; напорного коллектора <адрес> от КНС до КОС <адрес>; текущий ремонт дворовых сетей канализации Д-150п. Мирный; самотечного коллектора <адрес>; напорного коллектора <адрес> до КНС <адрес> до КОС <адрес>; ремонт оборудования КНС <адрес>; текущий ремонт оборудования КНС <адрес> и не выполнены мероприятия в сфере водоотведения:замена участка трубопровода Ф100мм-400мм <адрес>; ремонт задвижек Д до 300мм на сетях <адрес>; ремонт водопроводных сетейартскважины участка <адрес>, Мирный;ремонт водопроводных сетей гидроузла №; ремонт водопроводных сетей гидроузла №, так же не выполнены мероприятия предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности в 2017 году в сфере водоснабжения: ремонт ПНС 6 микрорайона; ПНС <адрес>; ПНС «Колхозная»; ПНС пр-кт Ленина 52; ПНС 9 Мая 3а; ПНС <адрес>; насосной станции 3 подъема; насосной станции 2 подъема; водопроводных внутриквартирный сетей от <адрес> до <адрес>, водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>(от Казаса-Победы); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от ФИО5); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от Фрунзе-Гоголя); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от Белогубца-Толстого); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>-60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>-60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>-60 лет Октября); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес> (от ул. 60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (9Мая-<адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> – <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (на восток от 2 Поперечной); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> – <адрес>; артезианской скважины 10,10а; не выполнены мероприятия в сфере водоотведения: ремонт КНС 1 Микрорайона; Мойнакской ГКНС; КНС «15 школа»; КНС «Днепр»; КНС «Золотой Берег»; КНС «Школа Интернат»; КНС «Мясокомбинат»; КНС «Орленок»; КНС «Прометей»; КНС «Солнечный»; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; Напорного канализационного коллектора; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес> от КНС «Прометей»; канализационных сетей <адрес> от КНС «Мясокомбинат»; канализационных сетей <адрес>; самотечного канализационного коллектора по <адрес>; камеры переключения напорного коллектора <адрес>; камеры переключения напорного коллектора по <адрес> напротив автостанции; самотечного лактового коллектора «Мойнакский»; самотечного канализационного коллектора по <адрес>; канализационных трубопроводов <адрес>. Тарифы ГУП РК «Вода Крыма» с учетом невыполнения производственной программы на 2016 и 2017 годы не пересматривались. Нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы является основанием для досрочного пересмотра органом регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса. Меры по пересмотру тарифов, утвержденных для ГУП не принимались, в связи с чем, в силу требований законодательства на предприятии лежит обязанность по выполнению производственных программ в полном объеме. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки прокуратуры <адрес>. Положения ч. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентируют обязательное правило расчета тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом расходов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), необходимых для реализации инвестиционной и производственной программ, а также целевых показателей деятельности таких организаций. Производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке – п. 1 ч. 3 ст. 41 указанного Федерального закона. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ) финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации. Производственная программа включает: 1) обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества оказываемых организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса; 2) план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией; 3) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов. Из п.2 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ) следует, что нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы является основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса. Таким образом, нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы является основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса. Меры по пересмотру тарифа на водоотведение, утвержденного для ГУП РК «Вода Крыма» в 2017 г.г. не принимались, в связи с чем в силу требований законодательства на предприятии лежит обязанность по выполнению производственной программы в полном объеме. Не исполнение производственной программы приведет к ущемлению прав потребителей на получение коммунальных услуг в полном объеме, своевременно и надлежащего качества, поскольку не проведение предусмотренных программой ремонтных работ может привести к возникновению аварийной ситуации на объектах водоснабжения. При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Крым ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Унитарному Предприятию Республики Крым «Вода Крыма», третье лицо: Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, о возложении обязанности выполнить мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности по водоснабжению и водоотведению в 2017 году от ДД.ММ.ГГГГ№, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Что касается требований заместителя прокурора <адрес> Республики Крым ФИО3 к Государственному Унитарному Предприятию Республики Крым «Вода Крыма» обязать Государственное Унитарное Предприятие Республики Крым «Вода Крыма» выполнить мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности по водоснабжению и водоотведению в 2016 году, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку в судебном заседании было установлено, что экономически необоснованный доход, образовавшийся по причине не выполнения производственной программы, утвержденной комитетом на 2016 год, был исключен из необходимой валовой выручки ГУП РК «Вода Крыма» при формировании тарифов для указанной организации на 2018 год, что отражено в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ 79/В-2018. При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ответчика выполнить мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности в 2017 году в сфере водоснабжения и водоотведения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Крым ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Унитарному Предприятию Республики Крым «Вода Крыма», третье лицо: Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, об обязании выполнить определенные действия– удовлетворить частично. Обязать Государственное Унитарное Предприятие Республики Крым «Вода Крыма» выполнить мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по повышению эффективности деятельности в 2017 году в сфере водоснабжения: ремонт ПНС 6 микрорайона; ПНС <адрес>; ПНС «Колхозная»; ПНС пр-кт Ленина 52; ПНС 9 Мая 3а; ПНС <адрес>; насосной станции 3 подъема; насосной станции 2 подъема; водопроводных внутриквартирный сетей от <адрес> до <адрес>, водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>(от Казаса-Победы); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от ФИО5); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от Фрунзе-Гоголя); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от Белогубца-Толстого); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>-60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>-60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес>-60 лет Октября); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей <адрес> (от ул. 60 лет ВЛКСМ); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (9Мая-<адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> – <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (на восток от 2 Поперечной); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> (от <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес>); водопроводных внутриквартальных сетей по <адрес> – <адрес>; артезианской скважины 10,10а; а также мероприятия в сфере водоотведения: ремонт КНС 1 Микрорайона; Мойнакской ГКНС; КНС «15 школа»; КНС «Днепр»; КНС «Золотой Берег»; КНС «Школа Интернат»; КНС «Мясокомбинат»; КНС «Орленок»; КНС «Прометей»; КНС «Солнечный»; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; Напорного канализационного коллектора; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес>; канализационных сетей <адрес> от КНС «Прометей»; канализационных сетей <адрес> от КНС «Мясокомбинат»; канализационных сетей <адрес>; самотечного канализационного коллектора по <адрес>; камеры переключения напорного коллектора <адрес>; камеры переключения напорного коллектора по <адрес> напротив автостанции; самотечного лактового коллектора «Мойнакский»; самотечного канализационного коллектора по <адрес>; канализационных трубопроводов <адрес>. В удовлетворении остальной части исковых требований заместителя прокурора <адрес> Республики Крым ФИО3, отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Евпаторийский городской суд Республики Крым. Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья И.Н. Вильховый |