ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-947/2022 от 23.05.2022 Батайского городского суда (Ростовская область)

УИД 61RS0010-01-2022-000592-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2022 года г. Батайск

Батайский городской суд в составе

председательствующего судьи Каменской М.Г.,

при секретаре Третьяковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-947/2022 по исковым требованиям Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ , Управлению образования <адрес>, Администрации <адрес> об устранении нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ СОШ , Управлению образования <адрес>, Администрации <адрес> об устранении нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования.

В обоснование исковых требований указал, что во исполнение приказа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" проведена проверка исполнения образовательными учреждениями <адрес> требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных объектов и их территорий.

В ходе проверки было установлено, что в МБОУ СОШ Батайска нарушаются требования законодательства об антитеррористической защищенности объектов, так как физическая охрана учреждения осуществляется не профессиональными охранными организациями. Выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровья граждан, а также ущерб имуществу.

Прокурор просил суд обязать МБОУ СОШ устранить нарушения антитеррористического законодательства, выраженные в не обеспечении физической охраной объекта образования, расположенного по адресу: <адрес>, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Управление образования и Администрацию <адрес> обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений антитеррористического законодательства, выраженных в не обеспечении физической охраной объекта образования, расположенного по адресу: <адрес>.

Помощник прокурора <адрес>Дмитренко Ю.О., в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

Представители ответчика МБОУ СОШ , Управления образования г. Батайска и администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о воремени и месте судебного заседания извещены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела № 2-947/2022, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

В Концепции отмечается, что борьба с терроризмом должна осуществляться на основе мероприятий по предупреждению, пресечению преступлений террористического характера.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно ч. 6, 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в учреждениях образования муниципального образования <адрес>.

В ходе проверки установлено, что руководителями образовательных учреждений (должностными лицами, осуществляющими непосредственное руководство деятельностью работников на объекте) не приняты меры по проведению комплекса мероприятий, направленных на укрепление антитеррористической защищенности образовательных учреждений, а также не в полном объеме осуществлены материально-технические мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В частности, МБОУ СОШ <адрес> не обеспечена охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, либо иными подразделениями специализированной охраны.

Учредителем МБОУ СОШ <адрес> является Администрации <адрес>.

Прокуратурой <адрес> в адрес главы администрации города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона о противодействии терроризму.

В соответствии п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п. 1, 3, 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.

К вопросам местного значения Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит, в том числе, организацию предоставление общедоступного и бесплатного образования, обеспечение содержания зданий сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Указанные мероприятия в силу п. 2 ст. 18 данного закона исполняются за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только данных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В ходе рассмотрения дела стороной ответчика представлено Решение Батайской городской Думы от 30 марта 2022 года о выделении в бюджете города на плановый 2023 и 2024 годы денежных средств на финансирование деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности в школах города, договор от ДД.ММ.ГГГГ с ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о принятии под военизированную охрану здания школы, акт обследования здания школы, инструкция об организации пропускного и внутриобъектного режима на территории здания школы, инструкция стрелка по охране объекта школы.

Организация физической профессиональной охраны здания данного образовательного учреждения является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Доводы ответчика о том, что в бюджете города выделены денежные средства на проведение данных мероприятий, заключен договор на специализированную охрану, не влияют на обоснованность исковых требований, поскольку на момент проведения прокуратурой проверки исполнение ответчиками законодательства в сфере антитеррористической защищенности надлежащими доказательствами подтверждено не было.

Исполнение указанных требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения - МОБУ СОШ г. Батайска, но и органа местного самоуправления - Администрации <адрес>, и ее отраслевого органа Управления образования <адрес>, причем реализация данных требований не может быть поставлена в зависимость от устранений выявленных прокуратурой города нарушений законодательства.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ , Управлению образования <адрес>, Администрации <адрес> об устранении нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования - удовлетворить.

Обязать МБОУ СОШ устранить нарушения антитеррористического законодательства, выраженные в не обеспечении физической охраной объекта образования, расположенного по адресу: <адрес>, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление образования и Администрацию <адрес> обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений антитеррористического законодательства, выраженных в не обеспечении физической охраной объекта образования, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Каменская М.Г.