ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-948 от 17.02.2012 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

                                                                                    Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-948/2012

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

17 февраля 2012 года г.Волгоград

Краснооктябрьский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Забровского Б.Д.

при секретаре судебного заседания Маслове А.А.

с участием помощника прокурора  Мельник Э.Г.,

представителей УФНС России по  ФИО1 и ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора  в интересах неопределенного круга лиц к УФНС России по  о признании незаконными пунктов Положения о Контакт-центре налоговых органов

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора  в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к УФНС России по  о признании действий незаконными, ссылаясь на то, что была проведена проверка соблюдения УФНС России по  требований законодательства при выполнении государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков по телефону о нормах налогового законодательства и деятельности налоговых органов региона, в ходе которой было установлено, что приказом руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ № @ утверждено Положение о Контакт-центре налоговых органов , в соответствии с которым Контакт-центр функционирует на базе МИ ФНС России № по  выполняет функции информирования по телефону налогоплательщиков  о нормах налогового законодательства и деятельности налоговых органов региона. При обработке обращений Контакт-центр взаимодействует с Управлением и инспекциями ФНС  с возможностью перевода поступающего в центр звонка в конкретную инспекцию или Управление. При этом пунктом 3.3 Положения предусмотрено ведение записи всех телефонных переговоров, срок хранения которых составляет 3 месяца с момента записи. Кроме того, согласно п.6.10 Положения, отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления проводит выборочное прослушивание записей телефонных переговоров операторов Контакт-центра в целях контроля за качеством их работы. Указанные пункты Положения противоречат базовым конституционным нормам и требованиям иного федерального законодательства. Просит суд признать незаконными п.п. 3.3 и 6.10 Положения о Контакт-центре налоговых органов , утвержденного Приказом УФНС России по  от ДД.ММ.ГГГГ № @, и обязать Управление ФНС России по  привести изданных приказ в соответствие с требованиями федерального законодательства путем исключения из текста Положения о Контакт-центре налоговых органов  3.3 и 6.10.

Помощник прокурора  Мельник Э.Г. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ФИО1, ФИО2, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, в обоснование своих возражений указали, что Контакт-центр налоговых органов  осуществляет свою деятельность на основании положения утвержденного Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № @. В своей деятельности он руководствуется нормами НК РФ, Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №н, о чем указано в п.1.2 положения. Обязанность налоговых органов по бесплатному информированию налогоплательщиков закреплена как в п.п.4 п.1 ст.32 НК РФ, так и в п.25-27 регламента ФНС России, согласно которому индивидуальное информирование налогоплательщика на основании обращений в устной форме осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит информирование налогоплательщиков в устной форме, лично или по телефону. Между тем, перед соединением с оператором, налогоплательщик в обязательном порядке предупреждается о ведении записи телефонного разговора, и продолжая разговор по сути выражается волеизъявление (согласие) на дальнейшее получение информации, на принятых условиях. Таким образом, записи телефонных разговоров осуществляются только с ведома и волеизъявления налогоплательщика (гражданина). Действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрета на осуществление записи разговора с ведома и согласия гражданина. Аналогичным образом построен принцип работы большинства органов государственной власти, правоохранительной системы, бизнес структу разговоры записываются и выборочно анализируются (прослушиваются) с целью контроля за квалифицированным, и корректным информационным обеспечением граждан, для иных целей полученная информация не используется. Соответствующие разговоры носят исключительно информативный характер, о задолженности интересующего налогоплательщика, способах и сроках оплаты налога, налоговых вычетах. В связи с чем, считают доводы прокуратуры  несостоятельными.

Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что приказом УФНС России по  от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Контакт-центре налоговых органов  (л.д.10). Согласно указанного положения пунктом 3.3 в Контакт-центре ведется запись всех телефонных разговоров, срок хранения которых 3 месяца с момента записи, а согласно п.6.10 отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления проводит выборочное прослушивание записей телефонных разговоров операторов Контакт-центра в целях контроля за качеством работы (л.д.11-17).

В соответствии со статьей 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 32 Федерального закона "О связи" гласит «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией Российской Федерации».

В настоящее время заместитель прокурора , полагая, что запись телефонных разговоров и их выборочное прослушивание, предусмотренные Положение о Контакт-центре налоговых органов , противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц.

Однако, суд не может согласиться с позицией прокурора о нарушении УФНС России по  Конституции РФ, ФЗ «О связи» и другого действующего законодательства в части запись телефонных разговоров и их выборочное прослушивание, предусмотренного Положением о Контакт-центре налоговых органов , так как все лица, участвующие в разговоре, предупреждаются оператором в обязательном порядке о ведении записи телефонного разговора, что признала в судебном заседании и представитель прокуратуры. Таким образом, лицо имеет право выбора продолжить телефонный разговор с сотрудником налогового органа либо прервать разговор, и соответственно, продолжив такой разговор, гражданин не возражает против записи его разговора.

Аналогичные записи телефонных разговоров граждан с их согласия фиксируют и другие государственные органы и их структуры - полиция, «Скорая медицинская помощь», а также справочная служба «09», при этом каких-либо требований и запретов к указанным службам не выставляется.

Федеральный закон от 09.02.2009 года №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственной органов и органов местного самоуправления» регулирует предоставление информации, осуществляемое в устной форме. Дополнительно к личному приему законодатель распространяет возможность устной передачи информации при предоставлении ее справочными службами государственных или муниципальных органов либо по телефонам уполномоченных должностных лиц, в чьи обязанности входит давать устные ответы на устно запрашиваемую информацию. Главное условие при использовании этой формы предоставления информации - это обеспечение ее доступности. В этих целях телефоны справочных служб должны быть известны как можно более широкому кругу лиц. Кроме того, справочные службы должны быть оборудованы многоканальными системами связи. Лица, обеспечивающие функционирование справочных служб, при общении с абонентами должны в обязательном порядке представляться, называя свою фамилию и занимаемую должность, а не свой порядковый номер. Во избежание конфликтных ситуаций нормативными актами, предусматривающими организацию работы справочных служб, может быть предусмотрена ее аудиозапись с определенным этим актом сроком хранения.

Поскольку работниками налоговой службы не производится негласный съем информации, все действия происходят открыто, при этом обращающийся гражданин добровольно и открыто передает и получает необходимую для него информацию, в которой, в первую очередь, заинтересован он сам, то действия налогового органа по записи телефонных разговоров не могут быть признаны незаконными.

Соответственно, при законно произведенной записи телефонных разговоров, государственные служащие налоговых органов вправе и их выборочно прослушивать с целью оптимизации работы как сотрудников, так и деятельности самой налоговой службы (аналогичная позиция связана с тайной переписки, когда добровольное открытое письменное обращение гражданина в налоговую службу препятствовало бы его оглашению среди работников службы с целью разрешения обращения и подготовки ответа со ссылкой на тайну переписки).

Доводы представителя прокуратуры о том, что запись телефонных разговоров и их выборочное прослушивание нарушает права и сотрудников налогового органа, также не может быть принято судом во внимание, поскольку работники обязаны выполнять свои функциональные обязанности, о чем все сотрудники налоговой службы были уведомлены в установленном порядке и запись таких телефонных разговоров и их выборочное прослушивание не является для них тайной, чтобы нарушало их права.

Таким образом, судом установлено, что целью принятого УФНС России по  Положения о Контакт-центре налоговых органов , в том числе положения пункта 3.3 и пункта 6.10 - записи и прослушивания телефонных переговоров явилось обеспечение контроля за служебной деятельностью сотрудников, контроля качества и компетентности, предоставляемых гражданам консультаций, все сотрудники знали о запуске указанной системы, в которой прослушивание телефонных переговоров велось гласно и не противоречит действующему законодательству.

При таких данных, суд считает необходимым в удовлетворении требований заместителя прокурора  в интересах неопределенного круга лиц к УФНС России по  о признании действий незаконными отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления заместителя прокурора  в интересах неопределенного круга лиц к УФНС России по  о признании незаконными п.п.3.3 и 6.10 Положения о Контакт-центре налоговых органов  и приведения Положения в соответствии с требованиями федерального законодательства путем исключения из текста Положения о Контакт-центре налоговых органов  пунктов 3.3 и 6.10 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Краснооктябрьский районный суд .

Судья: подпись

Справка: мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

Копия верна: судья Забровский Б.Д.