РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2017 года г.Когалым
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе: председательствующего судьи Костюкевич Т.И.,
С участием истца ФИО1
Представителя истцов ФИО2
Представителя ответчика ФИО4
при секретаре Ромбандеевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-948/2017 по иску ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к администрации г.Когалыма о признании права проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма, понуждении заключить договор социального найма, признании жилого помещения включенным в список по переселению граждан и признании права на предоставление другого жилого помещения по мере строительства жилья в г. Когалыме по государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах",
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к администрации г.Когалыма, в котором просили (увеличив и уточнив исковые требования): признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, входящее в состав <адрес> в <адрес>, включенным в список по переселению граждан по программам: Государственная программа ХМАО-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением правительства ХМАО-Югры 09.10.2013 №408-п подпрограммы III «Содействие развитию жилищного строительства»; признать право за истцами на предоставление другого жилого помещения по мере строительства жилья в городе Когалыме по программам: Государственная программа ХМАО-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением правительства ХМАО-Югры 09.10.2013 №408-п подпрограммы III «Содействие развитию жилищного строительства»; признать право проживания в жилом помещении, состоящем из двух комнат общей площадью 52,70 кв.м., жилой площадью 39,48 кв.м. по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, обязать ответчика заключить с ними договор социального найма на данное жилое помещение.
В обоснование иска указано следующее: ФИО5 проживает в <адрес> с 1998 года. Истцу было предоставлено койко-место для проживания по адресу: <адрес>. Жилой дом по ул. ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р был передан на праве хозяйственного ведения ПМ «УЖКХ» и стоял на его балансе. В соответствии со списком на заселение от ДД.ММ.ГГГГ супруге истца ФИО1 с места работы <данные изъяты>» было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. В связи с чем истец и перерегистрировался с ул.<адрес> на <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ В жилом помещении по адресу: <адрес> также проживают дети истца: ФИО7, ФИО8 С 2006 года по 2010 годы между ООО <данные изъяты> и истцами были заключены договоры коммерческого найма на данное жилое помещение. Спорное жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ находится на балансе администрации г. Когалыма. В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ дому 31, который ранее относился к поселку строителей-ДСУ-12, был присвоен почтовый адрес и был отнесен к ведомственному жилищному фонду. Также жилое помещение по <адрес> соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ признан непригодным, аварийным и подлежащим сносу. Истец с семьей имеет право на получение другого жилья взамен аварийного. Жилое помещение по адресу: <адрес> после передачи в муниципальную собственность не включался в специализированный жилищный фонд, к фонду коммерческого найма также не отнесен, в связи, с чем считают, что договор коммерческого найма является ничтожным с момента его заключения. Факт ничтожности договоров коммерческого найма подтверждается безвозмездным характером, а также платой за пользование жилым помещением (плата за наём), указанной в выписке из финансово-лицевого счёта, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в г.Когалыме, установленной постановлением администрации города Когалыма № от ДД.ММ.ГГГГ, из пункта 3 которого следует, что ставка платы для населения за 1 кв.м общей площади жилья в месяц в многоквартирном доме деревянного или смешанного исполнения в ветхом или аварийном фонде составляет 0 рублей. Законность вселения истцов никто не оспаривал, поэтому считают, что факт регистрации и список на заселение истцов, открытие лицевого счёта обосновывает их законное проживание. Учитывая, что спорное жилое помещение было отнесено к ведомственному жилищному фонду, считают, что право истцов на приватизацию указанного жилого помещения нарушено, так как в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Незаконно отказывая истцам в оформлении жилищных правоотношений в жилом помещении, считают, что ответчик нарушил конституционную обязанность по созданию условий осуществления права граждан, (в данном случае истцам) на жилище, в которое сам же разрешил им зарегистрироваться, и, соответственно, проживать.
В судебное заседание истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Истец ФИО1 исковые требования поддержала. Суду пояснила, что ее супруг ранее занимал койкоместо в <адрес> по ул. ФИО3. Когда муж забрал семью они снимали квартиру по <адрес> с ее работы им предоставили жилье по <адрес>, где они и проживают.
Представитель истцов ФИО6, ФИО1 – ФИО2 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что договор коммерческого найма является ничтожным, так как истцам предоставили непригодное для проживания жилое помещение. Истцы вселены работодателем, жилое помещение передано администрации в порядке приватизации. Так как в постановлении администрации от 18.07.2017 указано в причинении, что дом подлежит расселению по программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", истцы имеет право на предоставление им другого жилого помещения в рамках указанной программы.
Представитель ответчика администрации г.Когалыма ФИО4 иск не признал. Пояснил, что жилое помещение, где проживают истцы, состоит на балансе администрации г. Когалыма, которая распорядилась своим имуществом и предоставила спорную квартиру ООО «Хлебопродукт». Между истцом и ООО «Хлебопродукт» был заключен договор коммерческого найма на указанное жилое помещение. Договор был заключен на определенный срок. Жилое помещение признанно непригодным, аварийным не признано, срок расселения граждан не определен. Договор коммерческого найма истцом подписала добровольно. Программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", не содержит перечня домов и списка людей, которые должны быть переселены по программе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Из материалов дела судом установлено, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная квартира была предоставлена истцу ФИО1 ООО «<данные изъяты>» на основании договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ№ для использования в целях проживания нанимателя ФИО1 и членов ее семьи на период трудовых отношений ФИО1 с предприятием (л.д.18-19).
ФИО1 и члены ее семьи: муж – ФИО6, сын ФИО7, дочь – ФИО8 вселились в спорную квартиру на основании списка на вселение, подписанного директором ООО «<данные изъяты>» и утвержденного начальником управления по жилищной политике администрации <адрес>, и зарегистрировались в нем ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 11,25,26).
Впоследствии договоры коммерческого найма на спорную квартиру перезаключались с ФИО1 Последний договор коммерческого найма с ФИО1 заключен ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-17).
Из копии трудовой книжки ФИО1 следует, что на момент предоставления ей спорного жилого помещения она состояла в трудовых отношениях с ООО <данные изъяты>», где она работает по настоящее время (л.д.30-35).
Согласно выписке из финансово-лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет по оплате жилищно-коммунальных услуг по спорной квартире открыт на имя ФИО1 на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) следует, что жилой <адрес> в <адрес> включен в список жилых домов <адрес>, признанных непригодным, аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> уведомила ФИО1 о том, что в связи с окончанием срока действия договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования в г.Когалыме, у нее отсутствуют правовые основания для проживания в данной квартир, и ей необходимо обратиться в управление по жилищной политике администрации г.Когалыма для заключения соответствующего договора, или освободить занимаемое жилое помещение (л.д.28,29).
Истец ФИО1 обратилась в администрацию г.Когалыма с просьбой о заключении договора социального найма, в чем ей отказано по мотиву отсутствия оснований.
При указанных обстоятельствах истцы обратились в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, обязанность доказать наличие оснований для применения к правоотношениям сторон норм о договоре социального найма лежит на истцах.
Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище.
Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья определен федеральным законодательством, в том числе положениями ч. ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договорам социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Часть 3 указанной статьи устанавливает возможность предоставления по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и /или/ федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного Кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоявшему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 67 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3,4 ст. 49 ЖК РФ).
В материалах дела отсутствует решение о предоставлении жилого помещения истцам по договору социального найма, принятое органом местного самоуправления (решение собственника), сведения о нуждаемости, состоянии на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом, либо предоставления спорной квартиры в порядке очередности на условиях социального найма. Из материалов дела усматривается, что ФИО9, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в едином списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда <адрес> не состоит.
Таким образом, суд к выводу, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу ФИО1 ООО <данные изъяты>» во временное пользование на основании договора коммерческого найма, после вступления в силу Жилищного кодекса РФ. При этом, права пользования квартирой истца по нему ограничены сроком работы в ООО «<данные изъяты>». Характер таких правоотношений не свидетельствует о возникновении правоотношений по договору социального найма. Решение о предоставлении истцам жилого помещения на основании договора социального найма администрацией г.Когалыма не принималось. Оснований полагать, что указанная квартира была предоставлена на иных основаниях, не связанных с трудовыми отношениями ФИО1, не установлено.
Таким образом, оснований для признания за истцами права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и обязании муниципальное образование г.Когалым в лице администрации г.Когалыма заключить с ними договор социального найма на данное жилое помещение не имеется. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ к возникшим правоотношениям по пользованию жилым помещением не могут быть применены нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Для изменения имеющихся договорных правоотношений сторон необходимы не только их волеизъявление, но и наличие условий, позволяющих по смыслу правил Жилищного кодекса РФ заключить договор социального найма.
Оснований для понуждения ответчика изменить характер возникших с истцами правоотношений на социальный найм не имеется.
Оснований для признания ничтожными заключенных договоров коммерческого найма не имеется.
В исковом заявлении истцы указали, что до вселения в указанную квартиру истец ФИО6 проживал по адресу: <адрес>, откуда перерегистрировался в спорное жилое помещение.
Суд считает, что обстоятельства проживания истца ФИО6 в комнате <адрес> не относятся к предмету настоящего спора.
Как усматривается из дела, истец ФИО5 ранее, до вселения в спорную квартиру, проживал в комнате <адрес><адрес>. Данное жилое помещение было выделено ему для проживания. Решением Арбитражного суда ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>» признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Решением Арбитражного суда ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию МО <адрес> произвести приемку объектов социально-бытового назначения, находящиеся согласно плану приватизации на балансе <данные изъяты>» и не подлежащие приватизации, расположенные в <адрес>, в том числе и кирпичный <адрес>. Распоряжением мэра г. Когалыма №-р от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> передан на праве хозяйственного ведения МП «Управление жилищно-коммунального хозяйства».
В материалах дела имеется копия постановления президиума суда <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение Когалымского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску МП «УЖКХ» к ФИО17, ФИО5 о расторжении договора найма по комнате <адрес> и снятии с регистрационного учета отменено и дело направлено на новое рассмотрение. Копия определения Когалымского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по гражданскому делу по иску МП «УЖКХ» к ФИО17, ФИО5 о расторжении договора найма по комнате <адрес> и снятии с регистрационного учета прекращено в связи с отказом от иска.
Сведений о том, что спорное жилое помещение предоставлено взамен ранее занимаемого жилого помещения, в материалах дела не содержится.
Обстоятельство, что дом, в котором находится спорное жилое помещение, признан непригодным, не является основанием для обеспечения истцов другим жилым помещением, поскольку правила установленные ст.ст. 86-88, 89 ЖК РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещением на условиях договора социального найма и признанным в установленном порядке непригодным для проживания и которые ремонту и реконструкции не подлежат (п.п. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Оплата жилого помещения по факту пользования им сама по себе право пользования жилым помещением на условиях социального найма не порождает. Характер правоотношений вытекает из условий договора, который свидетельствует о наличии конкретных договорных правоотношений по пользованию квартирой. При этом, характер пользования определен собственником, что относится к его компетенции в соответствии с правилами ст.209 ГК РФ.
Требования о признании жилого помещения включенным в список по переселению граждан и признании за истца права на предоставление другого жилого помещения по программе по государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", не подлежат удовлетворению по следующим основаниям
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 N 408-п (ред. от 20.10.2017) утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах"
В соответствии с указанной программой ответственным исполнителем данной программы, определен Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требования к которому не предъявлялись.
Основными мероприятия Подпрограммы III "Содействие развитию жилищного строительства" государственной программы (связь мероприятий с показателями государственной программы) является предоставление инвестору субсидии на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территорий в целях жилищного строительства. Предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований для реализации полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений
Данная программа устанавливает порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа, федерального бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование программных мероприятий, и не предусматривает возможности включения в нее в судебном порядке конкретных жилых помещений и граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
ФИО10 Умараджиевны, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к администрации г.Когалыма о признании права проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма, понуждении заключить договор социального найма, признании жилого помещения включенным в список по переселению граждан и признании права на предоставление другого жилого помещения по мере строительства жилья в г. Когалыме по государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Когалымский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме.
Мотивированное решение составлено 15.12.1017
Судья Т.И. Костюкевич