Дело № 2-948/2017.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Арсеньев. | 22 ноября 2017 года. |
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе: председательствующего Пилипенко Б.Л.,
при секретаре Сурневой Е.С.,
с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2,
представителя ответчика – войсковой части 42718 – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к войсковой части 42718 и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в лице филиала №1 о взыскании невыплаченной компенсационной выплаты к заработной плате за охрану вооружения и боеприпасов и возобновлении компенсационной выплаты за охрану вооружения и боеприпасов,
установил:
ФИО1 обратился с указанным иском, в обоснование которого указал, что с 14.07.2009 года работает в войсковой части 42718 в должности стрелка военизированной охраны, а с 06.06.2009 года начальником группы команды военизированной охраны. На период несения службы, он как начальник ВОХР, заступает на смену с боевым стрелковым оружием начальником внутреннего караула №1 по охране вверенных военных объектов 1295 Центральной базы резерва танков Восточного военного округа ( войсковая часть 42718). Под охраной караула находятся военные объекты войсковой части с вооружением и боеприпасами: склад ракетно-артиллерийского вооружения, парк боевых машин. В соответствии с условиями заключенного с ним трудового договора от 01.08.2012 года и на основании п. 17 Приложения № 2 приказа Министра Обороны Российской Федерации от 23.04.2014 г. № 255 « О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583», ему установлена компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50% за прием, хранение, выдачу и охрану боеприпасов. Указанная компенсационная выплата производилась ему до 01.07.2017 года, а с 01 июля 2017 года выплата необоснованно прекращена. Истец просит взыскать с ответчика – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в лице филиала № 1 в свою пользу компенсационную выплату в размере 50% должностного оклада за прием, хранение, выдачу и охрану боеприпасов за период с июля по сентябрь 2017 года в сумме 17 746,77 рублей и обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в лице филиала №1 возобновить ему выплату компенсационной выплаты в размере 50% от должностного оклада (тарифной ставки) за охрану оружия и боеприпасов.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – войсковой части 42718 – ФИО3 поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в лице филиала № 1, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку компенсационная выплата в размере 50% должностного оклада, предусмотренная пунктом 17 Приложения 2 приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 года № 255, производится только тому гражданскому персоналу, который непосредственно занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, а должность, которую занимает истец – начальник группы отряда ВОХР, такие работы не предусматривает. Факт указания в трудовом договоре истца на данную компенсационную выплату, не является основанием для её выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, а устанавливает право на её получение при соблюдении условий, установленных указанной правовой нормой.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему
Судом установлено, что истец работает в войсковой части 42718 с 14.07.2009 года в должности стрелка военизированной охраны, а с 06.06.2012 года по настоящее время начальником группы команды военизированной охраны. 01.08.2012 года с ним заключен трудовой договор, в соответствии с которым ему установлен должностной оклад в размере 5 332 рублей, ежемесячная премия в соответствии с Приложением № 4 к коллективному договору «О премировании работников», единовременное денежное вознаграждение по итогам года в размере до двух должностных окладов, районный коэффициент к заработной плате в размере 30% в месяц, процентные надбавки: за выслугу лет в ВС РФ, за работу в отдаленной местности – согласно протоколу по установлению стажа работы; доплата в размере 15% за несение боевого дежурства в составе команды военизированной охраны; компенсационная выплата по хранению вооружения и боеприпасов непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50% тарифной ставки, предусмотренная пунктом 17 Приложения 2 приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 года № 255, которая выплачивалась истцу до 01 июля 2017 года, а затем филиалом №1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», на финансовом обслуживании которого находится войсковая часть 42718, была прекращена на основании разъяснений Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 10.04.2017 года. За период с июля по сентябрь 2017 года с учетом районного коэффициента и северной надбавки сумма невыплаченной компенсационной выплаты составила 17 746,80 рублей.
Выводы суда об указанных обстоятельствах основаны на следующих доказательствах.
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что 14.07.2009 года он принят на работу в команду военизированной охраны войсковой части 42718 на должность стрелка. 06.06.2017 года переведен на должность начальника группы.
Согласно п. 8 Трудового договора от 01.08.2017 года истцу установлена компенсационная выплата по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50% тарифной ставки.
Согласно справке в\ч 42718 от 23.10.2017 года, ФИО1 работает в войсковой части 42718 на должности начальника группы команды военизированной охраны с 06.06.2012 года про настоящее время.
Из справки в\ч 42718 от 23.10.2017 года следует, что в соответствии со штатом № 16/025, утвержденным 14.12.2013 года заместителем начальника Генерального штаба ВС РФ, действительное наименование войсковой части 42718 - 1295 центральная база резерва танков Восточного военного округа.
Согласно справке в\ч 42 718 от 20.11.2017 года в перечень объектов, порученных для охраны и защиты караулу команды военизированной охраны войсковой части 42718 (1295 центральной базы резерва танков) входят в том числе:
- склад РАВ (ракетно-артиллерийского вооружения). В соответствии с пунктом 181 приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 214 сентября 2016 года №27 «Об утверждении Руководства по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации», склад РАВ воинской части - территория, оборудованная для хранения ракетно - артиллерийского вооружения и (или) боеприпасов;
- вооружение, техника и другие материальные средства 1 ОХ (отдела хранения) и 2 ОХ (отдела хранения). В соответствии с пунктом 12 подраздела 1 раздела 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 25 ноября 2014 года № *74 «Об утверждении Руководства по организации деятельности центральных баз резерва танков, центральных баз резерва автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации», отдел хранения является основным подразделением центральной базы резерва танков по организации хранения вооружения, техники и других материальных средств.
С 01 января 2017 г. и по настоящее время перечисленные выше материальные средства из объектов, порученных для охраны и защиты караулу команды военизированной охраны войсковой части 42718 не исключались.
Из п. 2.1. Должностной инструкции начальника группы (караула) команды военизированной охраны войсковой части 42718 следует, что начальник группы (караула) отвечает за охрану и защиту порученных караулу объектов, боевую готовность работников ведомственной охраны из состава караула, выполнение ими должностных обязанностей, сохранность и исправность технических средств охраны, ограждения, средств связи и пожаротушения на постах и в караульном помещении, транспортных средств, а также находящееся в караульном помещении оружие, боеприпасы и другое имущество согласно описи. Согласно п. 2.2.начальник группы (караула) обязан принять под охрану порученные караулу объекты, согласно постовой ведомости, в том числе склад РАВ (ракетно-артиллерийского вооружения).
Согласно постовой ведомости внутреннего караула № 1 отряда ВОХР войсковой части 42718 на 22-23 августа 2017 года начальник караула ФИО1, заступая на смену, принимает от начальника прежнего караула охраняемые объекты. В период несения службы, в течение суток, не менее четырех раз осуществляет проверку постов, в том числе постов 1,2,3,4 по охране складов с вооружением и боеприпасами.
Из письма заместителя директора департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50%, предусмотренная п.17 приложения №2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 г №255 устанавливается гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, привлекаемому к охране объектов хранения вооружения и боеприпасов.
Согласно письму начальника филиала №1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», с 01 июля 2017 года прекращена выплата компенсационной выплаты в размере 50% должностного оклада( тарифной ставки) гражданскому персоналу занятому организацией и обеспечением деятельности подразделений ВОХР (начальникам отрядов и их заместителям, начальникам команд и из заместителям, начальникам ( групп) и отделений, начальникам смен, старшинам, командирам отделений вожатых караульных собак, командирам отделений охранной сигнализации, проводникам (вожатым) служебных собак, водителям, контролерам КПП).
Из расчетных листков за июль, август и сентябрь 2017 года следует, что ФИО1 компенсационная выплата в размере 50% от должностного оклада не начислялась и не выплачивалась.
Согласно п. 2 Приложения №7 к Коллективному договору на 2014-2016 годы, принятому на общем собрании гражданского персонала войсковой части 42718 МО РФ от 16.12.2013 года, срок действия которого продлен до 01 января 2020 года, на основании Дополнительного соглашения №1 от 12.12.2016 года, начальник группы ВОХР имеет право на компенсационную выплату к должностному окладу в размере 50% (в соответствие с п.52 Приказа МО РФ № 555 от 10 ноября 2008 года) за хранение вооружения и боеприпасов непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
В соответствии с Типовым договором на обслуживание №091 от 31 января 2011 года ФБУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 42718, которое в том числе включает в себя начисление заработной платы и других установленных выплат личному составу войсковой части 42718.
Из расчета, представленного филиалом №1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» следует, что возможная сумма компенсационной выплаты истцу за учет хранение, выдачу и охрану вооружений и боеприпасов в размере 50% от должностного оклада, за период с июля по сентябрь 2017 года составляет 17 746,80 руб.
Из расчета представленного истцом следует, что сумма компенсационной выплаты за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов за июль, август, сентябрь 2017 года составляет 17 746, 77 руб.
Приведённые доказательства суд оценивает как относимые, допустимые, достоверные, а в своей совокупности достаточные для разрешения данного гражданского дела и на них основывает свои выводы.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд руководствовался следующим.
В силу ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст.ст.21-22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ и трудовым договором.
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.12 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 года N 61-ФЗ личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
В соответствии со ст.349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583» утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации" (Приложение N 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Согласно пункту 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу по должностям: гражданский персонал военизированной охраны, заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик.
В примечании к этому пункту определен перечень организаций и воинских частей, должностным лицам которых положена оспариваемая выплата.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Предусмотренная данным пунктом компенсационная выплата назначается по должности (профессии) гражданского персонала военизированной охраны в размере 50% к должностному окладу (тарифной ставке).
Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» утверждена Инструкция по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации (далее – Инструкция), согласно которой подразделения военизированной охраны ведомственной охраны (далее именуются военизированные подразделения) создаются для охраны и защиты особо важных и режимных военных объектов: арсеналов, баз, складов со стрелковым оружием и боеприпасами центрального, окружного, армейского, корпусного подчинения, ракетно-артиллерийского, минно-торпедного вооружения, авиационного, бронетанкового вооружения и техники, специальной техники связи, ядовитых сильнодействующих веществ, вызывающих поражение людей, взрывчатых веществ, ракетного топлива, горючего и смазочных материалов, ремонтных предприятий, научно-исследовательских и испытательных организаций (п.3 Инструкции).
Условия оплаты труда работникам ведомственной охраны определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими условия оплаты труда для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (п.9 Инструкции).
Работники военизированных подразделений в зависимости от занимаемых должностей подразделяются на старший начальствующий состав военизированной охраны, средний начальствующий состав военизированной охраны, младший начальствующий состав военизированной охраны и рядовой состав военизированной охраны. Командир отделения относится к младшему начальствующему составу военизированной охраны (п.15 Инструкции).
Охрана и защита объекта - есть комплекс организационных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств, ограждения их от противоправных посягательств и враждебных действий. Для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны.
Караулом ведомственной охраны называется вооруженное подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима.
Постом (сторожевым постом) называется объект или участок объекта, порученный для охраны и защиты работнику ведомственной охраны, а также место или участок местности, на котором он выполняет свои должностные обязанности. Караульным называется работник ведомственной охраны, находящийся в составе караула для выполнения задач по охране и защите объектов.
В состав караула назначаются: начальник караула, помощник начальника караула, помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны или смена операторов (два-три работника, один из которых может быть назначен помощником начальника караула по техническим средствам охраны), помощник начальника караула по применению караульных собак, караульные, водители транспортных средств (п.п.18-23 Инструкции).
Согласно п.99 Инструкции начальник караула отвечает за охрану и защиту порученных караулу объектов, боевую готовность работников ведомственной охраны из состава караула, выполнение ими должностных обязанностей, сохранность и исправность технических средств охраны, ограждения, средств связи и пожаротушения на постах и в караульном помещении, транспортных средств, а также за находящиеся в караульном помещении оружие, боеприпасы и другое имущество согласно описи.
В п.100 Инструкции перечислены обязанности начальника караула, из которых следует, что начальник караула непосредственно осуществляет охрану вверенных ему объектов.
Таким образом, из положений Инструкции следует, что как начальник караула, так и караульный, стоящий непосредственно с оружием на посту, осуществляют охрану особо важных и режимных объектов, их защиту от противоправных действий, при этом именно начальник караула, в силу своих должностных обязанностей, отвечает за охрану и защиту порученных караулу объектов, в данном случае складов с вооружением и боеприпасами, в связи с чем довод представителя ответчика в части неисполнения истцом функций по непосредственной охране складов с вооружением и боеприпасами суд признает несостоятельными, противоречащими положениям приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001 № 541.
Судом установлено, что в спорный период с июля 2017 года по сентябрь 2017 года, истец, находясь в должности начальника группы команды военизированной охраны войсковой части 42718, являясь начальником караула № 1 военизированной охраны, был непосредственно занят охраной складов с вооружением и боеприпасами, в связи с чем за указанный период ему полагалась компенсационная выплата в размере 50% должностного оклада за прием, хранение, выдачу и охрану боеприпасов, установленная п.17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255), в выплате которой ему неправомерно было отказано.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что между работниками войсковой части 42718 и работодателем, в лице командира войсковой части 42718 ФИО4 на 2014 – 2016 г. заключен коллективный договор в соответствии с которым начальник группы ВОХР имеет право на компенсационную выплату к должностному окладу в размере 50% за хранение вооружения и боеприпасов непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Коллективный договор на 2014-2016 годы принят на общем собрании гражданского персонала войсковой части 42718 МО РФ, согласован сторонами и продлен Дополнительным соглашением №1 до 01 января 2020 года.
В соответствии со ст.5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст.40 ТК РФ, коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В соответствии со ст.43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст.44 ТК РФ).
Таким образом, истец ФИО1 имеет право на спорную компенсационную выплату как за отработанный период с июля по сентябрь 2017 года, так и впоследствии, при осуществлении трудовой функции, связанной с охраной складов с боеприпасами и вооружением.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в лице филиала №1 освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
решил:
Исковые требования ФИО1 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в лице филиала №1 о взыскании невыплаченной компенсационной выплаты к заработной плате за охрану вооружения и боеприпасов и возобновлении компенсационной выплаты за охрану вооружения и боеприпасов, удовлетворить полностью.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в лице филиала №1 в пользу ФИО1 компенсационную выплату к должностному окладу в размере 50% за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, предусмотренную приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 года № 255, за июль, август и сентябрь 2017 года в размере 17 746 (семнадцать тысяч семьсот сорок шесть) рублей 77 копеек.
Обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в лице филиала №1 возобновить ФИО1 компенсационную выплату к должностному окладу ( тарифной ставки) в размере 50% за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, предусмотренную приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 года № 255.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 27 ноября 2017 года.
Судья: Б.Л. Пилипенко