№ 2-948/18
32RS0021-01-2018-001346-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2018 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Гейко С.Н.,
при секретаре судебного заседания Кожевниковой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зенченко А.О. к администрации города Новозыбкова Брянской области, ООО «Жилье» о признании незаконным решения об отказе в переустройстве жилого помещения, признании права на переустройство жилого помещения для перевода на индивидуальное отопление, возложении обязанности согласовать проект переустройства жилого помещения для перевода на индивидуальное отопление
УСТАНОВИЛ
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным решения об отказе в переустройстве жилого помещения, признании права на переустройство жилого помещения для перевода на индивидуальное отопление, возложении обязанности согласовать проект переустройства жилого помещения для перевода на индивидуальное отопление
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию города Новозыбкова Брянской области, с заявлением о разрешении переустройства жилого помещения в связи с установкой индивидуального отопления, приложив соответствующие документы, однако получил отказ со ссылкой на п. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Считает, что данный отказ является незаконным и просит признать за ним право на переустройство жилого помещения для перевода на индивидуальное отоплениеи обязать ответчиков согласовать проект переустройства жилого помещения для перевода на индивидуальное отопление.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Новозыбкова Брянской области, по доверенности Кабова И.П. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что при отказе истцу в устройстве индивидуального отопления в принадлежащей им на праве общей долевой собственности квартире, администрация города руководствовалась п.15 ст.14 ФЗ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».Кроме тогона перевод квартир на индивидуальное отопление требуется согласие всех собственников многоквартирного дома, которое истцом не получено.
Представитель ответчика ООО «Жилье» по доверенности Холупова А.Н. возражала против удовлетворения иска по основаниям изложенным в возражениях.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>.
Квартира расположена в многоквартирном доме, имеющем централизованную систему отопления, что сторонами не оспаривается.
30.05.2018 г. ООО СУ «Прогресс» разработан рабочий проект на устройство системы индивидуального отопления в квартире.
27.07.2018 г. истец обратился в администрацию города Новозыбкова Брянской области, с заявлением о разрешении переустройства жилого помещения в связи с установкой индивидуального отопления, приложив соответствующие документы, однако получил отказ со ссылкой на п. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Считая отказ незаконным истец обратился в суд с указанным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Статьей 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии со статьей 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Часть 4 статьи 17 ЖК РФ предусматривает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Письма Минстроя России от 15 октября 2014 года N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах" возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.
Согласно статье 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внутридомовая система отопления, внутридомовая система газоснабжения включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а реконструкция системы отопления и газоснабжения возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Переход на отопление принадлежащей истцу квартиры в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии является переустройством жилого помещения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, предусмотренных ст. 26 Жилищного кодекса РФ, в том числе подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства жилого помещения.
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения в установленном порядке разрешения на переустройство жилого помещения.
При этом демонтаж приборов отопления (радиаторов) в квартире при сохранении стояков внутридомовой системы отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потребляется, соответственно, не свидетельствует о переходе на индивидуальное отопление.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
Перевод квартиры на индивидуальное газовое отопление возможен лишь при переводе всего многоквартирного дома с отключением дома от системы центрального отопления при наличии согласия всех собственников помещений в жилом доме.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Доказательства принятия решения об изменении схемы теплоснабжения всего многоквартирного жилого дома в материалах дела отсутствуют, как и доказательства согласия собственников помещений в многоквартирном доме на изменение общедомовой системы отопления и доказательства того, что такие изменения не приведут к нарушению прав и законных интересов других жильцов дома, истцом не представлены.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ принято решение разрешить истцу произвести перевод квартиры № с централизованного отопления на индивидуальное.
Представленный истцом протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома о разрешении перевода квартиры истца на индивидуальное отопление не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, поскольку данный протокол составлен с нарушением действующего законодательства.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок принятия решения общим собранием определены в ст. ст. 45 - 48 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов; при отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3); собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения; в указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч. 4); в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться (ч. 5).
Согласно требований ЖК присутствие собственников помещений на таком собрании и наличие кворума подтверждается листом регистрации участников общего собрания с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, реквизитов свидетельства о собственности на помещение в данном многоквартирном доме, доли в праве общей собственности на общее имущество в данном многоквартирном доме, подписью собственника или представителя собственника с приложением доверенности, если в общем собрании принимает участие представитель собственника.
Между тем такого листа регистрации участников общего собрания в материалы дела не представлено.
Такие нарушения порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются существенными, так как не позволяют определить правомочность (кворум) общего собрания.
Из объяснений истца следует, что 17.05.2018 г. отдельного собрания собственников квартир дома не проводилось, поэтому он путем обхода квартир собирал подписи собственников помещений, список которых был приложен к протоколу собрания от 17.05.2018 г.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не проводилось не в форме очного голосования, не в форме очно-заочного голосования, так как собственники голосование осуществляли вне рамок общего собрания, совместно вопросы повестки дня не обсуждали, волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме № по улице <адрес> в городе Новозыбкове на принятие решений, отраженных в протоколе от 17.05.2018 года, надлежащим образом выявлено и оформлено не было, что не позволяет признать указанное решение собрания правомерными.
Таким образом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленные протоколом от 17.05.2018 года, приняты с существенным нарушением норм жилищного законодательства РФ, что влечет признание их недействительными.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение установленной Жилищным кодексом РФ процедуры проведения собрания, а также доказательств того, что произведенным переустройством не нарушены права и законные интересы граждан.
Также истцом не представлены надлежащие и допустимые доказательства того, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение его квартиры в многоквартирном доме не произойдет снижение температуры в примыкающих помещениях, не нарушится гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания. Ходатайство о проведении экспертизы истец не заявлял.
Довод истца о том, что в других квартирах жилого дома установлено индивидуальное отопление, судом отклоняется, так как не имеет для настоящего дела преюдициального значения,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Зенченко А.О. к администрации города Новозыбкова Брянской области, ООО «Жилье» о признании незаконным решения об отказе в переустройстве жилого помещения, признании права на переустройство жилого помещения для перевода на индивидуальное отопление, возложении обязанности согласовать проект переустройства жилого помещения для перевода на индивидуальное отопление, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца.
Судья Гейко С.Н.
Мотивированное решение
составлено 12.10.2018 г.