Дело № 2-949/2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области «10» августа 2010 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кадырова Ю.Х.,
при секретаре Ирлица В.В.,
с участием истицы ФИО1, представителей ответчика – ФИО2, Легкой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению – Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Дата обезличена истица обратилась к ответчику – ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району с заявлением о возможности участия в долгосрочной целевой программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010-2012 годы» с приложением необходимых документов. По результатам их рассмотрения ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району выдало ей уведомление о возможности предоставления социальной выплаты от Дата обезличенаНомер обезличен.
После чего, истица заключила предварительный договор купли-продажи квартиры, заплатила продавцу квартиры первоначальный взнос и сдала необходимый комплект документов в банк для заключения кредитного договора.
Дата обезличена истица обратилась в ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району с заявлением на предоставление за счет средств областного бюджета социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретения жилья, предоставляемого банком в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека.
Дата обезличена ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району вынесено решение Номер обезличен от Дата обезличена об отказе в предоставлении социальной выплаты, в качестве основания к отказу в предоставлении социальной выплаты указано то, что ФИО1 состоит на муниципальной службе в органе местного самоуправления – администрации Зейского района, тогда как нормы постановления от Дата обезличенаНомер обезличен не распространяет свое действие на государственных и муниципальных служащих.
Не согласившись с вышеуказанным решением ответчика Дата обезличена истица обратилась в суд с иском, в котором просит устранить нарушение её права на получение социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита – признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении социальной выплаты от Дата обезличенаНомер обезличен. Также просит суд взыскать с ответчика уплаченную ей государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Дата обезличена от истицы поступило заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым, истица просит устранить нарушение её права на получение социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита – признать незаконным и отменить решение ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району об отказе в предоставлении социальной выплаты от Дата обезличенаНомер обезличен. Взыскать с ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району в её пользу 400000 рублей. Также просит суд взыскать с ответчика уплаченную ей государственную пошлину в сумме 200 рублей.
В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований настаивала, при этом суду пояснила, что в соответствии с Порядком предоставления работникам бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2010 году, Дата обезличена она обратилась в ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району с заявлением о возможности участия в долгосрочной целевой программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010-2012 годы» с приложением всех необходимых для этого документов. По результатам их рассмотрения ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району выдало ей уведомление о возможности предоставления социальной выплаты от Дата обезличенаНомер обезличен. После этого она подыскала квартиру, заключила предварительный договор купли-продажи квартиры, заплатила продавцу квартиры первоначальный взнос и сдала необходимый комплект документов в банк для заключения кредитного договора. Проверяя предоставленные ей документы, кредитный инспектор банка Дата обезличена позвонил начальнику отдела ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району ДЕА, которая ему сообщила, что ей (ФИО1) данная выплата произведена не будет, о чем ей и сообщил кредитный инспектор. Дата обезличена она обратилась в ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району с просьбой дать пояснения по указанному факту. На что ей сообщили, что из Министерства социальной защиты населения Амурской области поступило письмо без даты, без номера на запрос ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району. В данное письме Министерство ссылается на недействующую норму статьи 161 БК РФ, дающую определение бюджетного учреждения, а также указано, что она (Лисица) является муниципальным служащим, поэтому не имеет права на получение социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Дата обезличена она написала заявление на предоставление выплаты с указанием счета для перечисления денежных средств и приложением копии кредитного договора. Дата обезличена ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району ей выдано решение Номер обезличен об отказе в предоставлении социальной выплаты. Основанием для отказа указано следующее: подпункт 1 пункта 6, пункт 10 Порядка предоставления работникам бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2010 году, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 18 мая 20010 № 243, а именно несоответствие требованием, установленным пунктом 2. Кроме того, указано, что согласно предоставленной справки ФИО1 является муниципальным служащим, так как работает в органе местного самоуправления - администрации Зейского района. Нормы постановления от 18 мая 2010 № 243 не распространяют свое действие на государственных и муниципальных служащих области, так как социальные гарантии для данных категорий граждан, в том числе обеспечение жильем, возмещение расходов по найму жилого помещения, получение единовременной субсидии для приобретения жилого помещения и иные гарантии предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами области актами органов местного самоуправления. Однако по мнению истицы Порядок предоставления работникам бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2010 году, утвержденный Постановлением Правительства Амурской области от 18 мая 2010 № 243, не содержит норм, ограничивающих права и возможности муниципальных служащих получить социальную выплату на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Считает, что ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району произвольно без законных оснований ограничивает круг лиц, имеющих право на предоставление социальной выплаты. Считает, что администрация Зейского района Амурской области является муниципальным бюджетным учреждением, так как финансирование деятельности администрации осуществляется за счет средств местного бюджета. Она замещает должность муниципальной службы в администрации Зейского района, соответственно, является работником бюджетного учреждения – администрации Зейского района Амурской области. Муниципальные программы в Зейском районе, предусматривающие возмещение затрат муниципальных служащих района при приобретении жилья не принимались и их разработка не планируется. На основании вышеизложенного, просит суд устранить нарушение её права на получение социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита - признать незаконным и отменить решение ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району об отказе в предоставлении социальной выплаты от Дата обезличенаНомер обезличен. Взыскать в её пользу с ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району социальную выплату на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в размере 400000 рублей. Взыскать с ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району в её пользу сумму уплаченной госпошлины в размере 200 руб.
Представитель ответчика – ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району ФИО2, исковые требования не признал, при этом суду пояснил, что на основании Порядка предоставления работникам бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2010 году, оплата первоначального взноса при получении ипотечного кредита может быть произведена только лишь работникам бюджетных учреждений, муниципальные служащие к работникам бюджетных учреждений не относятся. Именно на этом основании истцу было отказано в оплате первоначального взноса. ГК РФ в качестве субъектов гражданских отношений выделяет юридические лица, к которым в частности относятся некоммерческие организации – бюджетные учреждения и Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования. В соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с уставами могут наделяться правами юридического лица и действовать как муниципальные учреждения. Таким образом, из изложенного следует, что органы местного самоуправления могут лишь обладать правами юридического лица, в связи с чем проходят государственную регистрацию как юридические лица и ведут бухгалтерский учёт и отчётность как бюджетные учреждения, не являясь таковыми в силу выше приведённых норм права. Если проанализировать свод законодательства РФ, то станет очевидным, что везде органы местного самоуправления, государственные органы, бюджетные учреждения подразумеваются как разные участники правоотношений (гражданских, бюджетных, налоговых, административных). И совсем по-разному в законодательстве регламентируется правовое положение работников бюджетных учреждений и муниципальных служащих. Порядок принят с целью улучшения материального положения более незащищенного слоя населения – работников бюджетной сферы. Нормы Порядка не распространяют своё действие на государственных и муниципальных служащих области, так как социальные гарантии для данных категорий граждан, в том числе обеспечение жильём, возмещение расходов по найму жилого помещения, получение единовременной субсидии для приобретения жилого помещения и иные гарантии, предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами области и актами органов местного самоуправления. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований истицы отказать.
Изучив и оценив представленные доказательства, заслушав мнение сторон, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с Порядком предоставления работникам бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2010 году (утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 18 мая 2010 года № 243),
Право на получение социальной выплаты на оплату первоначальноговзноса при получении ипотечного кредита (далее - социальная выплата)имеют работники учреждений, финансируемых за счет средств областного иместных бюджетов (далее - областных и муниципальных бюджетныхучреждений):
проработавшие в данном учреждении не менее одного года;
зарегистрированные по месту жительства на территории Амурской области;
признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления в установленном порядке;
заключившие с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа), в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека (далее - кредитный договор (договор займа).
Социальная выплата предоставляется гражданину однократно. Размер социальной выплаты составляет 20 процентов от стоимости приобретаемого жилья, но не более 400 тысяч рублей (2).
Гражданин, претендующий на получение социальной выплаты до заключения кредитного договора (договора займа), обращается в государственное бюджетное учреждение - управление социальной защиты населения по месту жительства (далее - ГБУ УСЗН) с заявлением о возможности участия в долгосрочной целевой программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 27 января 2010 № 19, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
К заявлению прилагаются следующие документы:
справка с места работы о стаже в областном или муниципальном бюджетном учреждении;
справка органа местного самоуправления, подтверждающая, что гражданин является нуждающимся в улучшении жилищных условий;
справка органа местного самоуправления подтверждающая, что гражданин не являлся получателем социальных выплат, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (4).
ГБУ УСЗН в течение трех рабочих дней рассматривает заявление ивыдает гражданину уведомление о возможности (невозможности) предоставления социальной выплаты в случае заключения им кредитного договора (договора займа) с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством на приобретение или строительство жилья (далее - Уведомление) по форме согласно приложению № 2, № 3 к настоящему Порядку (5).
Основаниями для подготовки уведомления о невозможности предоставления социальной выплаты являются:
несоответствие требованиям, установленным пунктами 2 и 3 настоящего Порядка;
представление неполного пакета документов, указанных в пункте 4настоящего Порядка, необходимых для получения социальной выплаты, либоналичие недостоверных данных в документах;
недостаточность объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджетной росписи на текущий год министерству социальной защиты населения области (6).
Гражданин предоставляет уведомление о возможности предоставления ему социальной выплаты в банк или иную кредитную организацию, ипотечное агентство для заключения кредитного договора (договора займа) на строительство или приобретение жилья (7).
После заключения кредитного договора (договора займа) с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством гражданин, претендующий на получение социальной выплаты подает заявление в ГБУ УСЗН на предоставление социальной выплаты по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку (8).
Решение о предоставлении (либо отказе) в предоставлении социальной выплаты принимает руководитель ГБУ УСЗН по форме согласно приложению № 5, № 6 к настоящему Порядку (9).
Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении социальной выплаты являются основания, указанные в пункте 6 настоящего Порядка. Решение об отказе в предоставлении социальной выплаты направляется гражданину в течение пяти дней со дня его принятия (10).
Предоставление социальной выплаты осуществляет ГБУ УСЗН (11).
ГБУ УСЗН осуществляет выплату путем перечисления денежных средств на банковский счет получателя социальной выплаты, открытый в банке или иной кредитной организации, для зачисления социальной выплаты. Указанный счет используется только для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (договора займа) (12).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Дата обезличенаФИО1 обратилась в ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зее и Зейскому району с заявлением, согласно которому ФИО1 просит выдать ей за счет средств областного бюджета социальную выплату на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретения жилья, предоставляемого банком (Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ) в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека по договору Номер обезличен от Дата обезличена.
В свою очередь решением об отказе в предоставлении социальной выплаты от Дата обезличена за Номер обезличен, ФИО1 отказано в предоставлении социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита. В качестве основания отказа указан п.п. 1 п. 6, п. 10 Порядка предоставления работникам бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2010 году, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от Дата обезличенаНомер обезличен, а именно несоответствие требованием, установленным пунктом 2.
При этом в качестве основания отказа указано, что согласно предоставленной справки ФИО1 является муниципальным служащим, так как работает в органе местного самоуправления - администрации Зейского района.
Нормы постановления от Дата обезличенаНомер обезличен не распространяют свое действие на государственных и муниципальных служащих области, так как социальные гарантии для данных категорий граждан, в том числе обеспечение жильем, возмещение расходов по найму жилого помещения, получение единовременной субсидии для приобретения жилого помещения и иные гарантии предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами области актами органов местного самоуправления.
Из имеющейся в материалах дела справки, выданной администрацией Зейского района от Дата обезличена за Номер обезличен, следует, что ФИО1 является начальником отдела по труду и правовым вопросам – юристом администрации Зейского района (л.д. 49).
Данное обстоятельство не оспаривается и самой истицей, которая при рассмотрении дела пояснила, что она действительно является муниципальным служащим в администрации Зейского района.
Таким образом, для установления права истицы на получение социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита необходимо установить является ли истица работником бюджетного учреждения.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ,
1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ,
Бюджетным учреждением - является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В силу ч. 6 ст. 161 БК РФ,
6. Положения, установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 124 ГК РФ,
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
При этом, в силу ч. 1 ст. 1 Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ,
Муниципальным образованием является городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
Органами местного самоуправления является выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
В соответствии с ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона,
к органам местного самоуправления относятся:
выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Исходя из ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона,
В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 15 и 16 настоящего Федерального закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
Согласно ст. 28 вышеуказанного Федерального закона,
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Анализ изложенных выше норм права в их системной совокупности позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления и бюджетные учреждения, не являются тождественными понятиями, более того являются различными по отношению друг к другу участниками как гражданских, так и бюджетных правоотношений. При этом, органы местного самоуправления могут лишь обладать правами юридического лица, в связи с чем проходят государственную регистрацию как юридические лица (муниципальные учреждения) и ведут бухгалтерский учёт и отчётность как бюджетные учреждения, не являясь таковыми.
В соответствии со ст. 33 Устава Зейского района, принятого решением от 4 июля 2005 года № 20-РР (с изменениями и дополнениями),
1. Администрация Зейского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области.
5. В составе администрации района в соответствии со структурой района на основании постановлений администрации Зейского района создаются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения, непосредственно подчиненные главе района.
Таким образом, администрация Зейского района, где работает истица, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района, а соответственно не может быть признана бюджетным учреждением.
В соответствии со ст. 2 Положения о муниципальной службе в Зейском районе (утвержденной решением Зейского района от 2 ноября 2007 года № 24-РР),
Должности муниципальной службы – это должности в администрации Зейского района, Совете народных депутатов Зейского района, образованные в соответствии с Уставом Зейского района с установленным кругом обязанностей по обеспечению полномочий администрации Зейского района, Совета народных депутатов и главы Зейского района, председателя районного Совета народных депутатов (2);
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
При этом в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Положения,
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном должностной инструкцией в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Таким образом, истица по делу – ФИО1 замещая должность начальника отдела по труду и правовым вопросам – юриста администрации Зейского района является муниципальным служащим администрации Зейского района, а соответственно не является работником бюджетного учреждения.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что поскольку нормы Порядка предоставления работникам бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита в 2010 году, распространяют свое действие только лишь на работников бюджетных учреждений, а ФИО1 таковым не является, поскольку замещает должность муниципальной службы в органе местного самоуправления, решение ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району об отказе в предоставлении социальной выплаты от Дата обезличена за Номер обезличен, является законным и обоснованным, а требования истицы как не основанные на законе подлежащими отказу в удовлетворении.
В связи с тем, что истицей по делу были предъявлены требования имущественного характера, при этом определением суда уплата государственной пошлины была отсрочена до вынесения судом решения по делу, государственная пошлина в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, в размере 7200 рублей, в связи с отказом в удовлетворении заявленных исковых требований подлежит взысканию с истицы.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГБУ – Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социально выплаты и взыскании с ГБУ – Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району 400 000 рублей, отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в сумме 7200 рублей (семь тысяч двести рублей).
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено «11» августа 2010 года.
Судья Кадыров Ю.Х.