ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-94/18 от 20.03.2018 Магдагачинского районного суда (Амурская область)

Гражданское дело №2-94/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Магдагачи 20 марта 2018 года

Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи О.Ю. Шаталовой,

при секретаре Ю.А. Губеевой,

с участием:

заместителя прокурора Магдагачинского района Афанасова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, заявленное в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования пгт.Магдагачи, прав неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

установил:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования пгт.Магдагачи, прав неопределенного круга лиц обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование искового заявления указано, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проверки установлено, что ООО «ВОДОКАНАЛ» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в частности осуществляет сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещение отходов производства и потребления, тем самым, нанося вред окружающей среде.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по Амурской области ООО «ВОДОКАНАЛ» по состоянию на 08 февраля 2018 года имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 394 753,61 рублей.

Невнесение ООО «ВОДОКАНАЛ» платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования пгт.Магдагачи, что повлекло недополучение бюджетами Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования пгт.Магдагачи денежных средств, и в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на природоохранные мероприятия.

Невыполнение ООО «ВОДОКАНАЛ» требований законодательства об охране окружающей среды также нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, поскольку ООО «ВОДОКАНАЛ», оказывая в силу своей деятельности негативное воздействие на окружающую среду, плату, денежные средства от которой направляются на природоохранные мероприятия, не вносит.

На основании изложенного Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 394 753 рубля 61 копейка.

В судебном заседании заместитель прокурора Магдагачинского района Афанасов В.С. заявленные исковые требования поддержал, просил суд взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 394 753 рубля 61 копейка в пользу Управления Росприроднадзора по Амурской области.

Представитель ответчика ООО «ВОДОКАНАЛ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены, заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений относительно исковых требований Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора не имеют.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора Амурской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие – не заявлено.

В соответствии с ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав заместителя прокурора Магдагачинского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Заявленными исковыми требованиями, рассматриваемыми в рамках настоящего гражданского дела, являются исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования пгт.Магдагачи, прав неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 394 753 рубля 61 копейка.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что ООО «ВОДОКАНАЛ» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является забор, очистка и распределение воды.

В результате проверки, проведенной Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что ООО «ВОДОКАНАЛ» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в частности, осуществляет сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещение отходов производства и потребления.

Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, представленной ООО «ВОДОКАНАЛ» в Управление Росприроднадзора по Амурской области, сумма платы, подлежащей внесению в бюджет, составляет 659 668 рублей 24 копейки.

Согласно ч.1, ч.13 ст. 16.3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям ст.16.4 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Согласно приложению 7 к Федеральному закону от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Согласно платежному поручению №623 от 19.12.2017 года ООО «ВОДОКАНАЛ» за негативное воздействие на окружающую среду оплачено 64 321 рубль 29 копеек, согласно платежному поручению №626 от 21.12.2017 года ООО «ВОДОКАНАЛ» за негативное воздействие на окружающую среду оплачено 100593 рубля 345 копейки, согласно платежному поручению №630 от 22.12.2017 года ООО «ВОДОКАНАЛ» за негативное воздействие на окружающую среду оплачено 100 000 рублей.

При этом, согласно выписке из лицевого счета за период с 01.01.2016 года по 08.02.2018 года ООО «ВОДОКАНАЛ» имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 394 753 рубля 61 копейка.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" указал, что анализируя правовую природу так называемых экологических платежей, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: конституционно-правовую основу этих платежей составляет прежде всего статья 58 Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи со статьей 57 Конституции Российской Федерации, поскольку их установление имеет целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и, следовательно, преследует не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько общий интерес в сохранении природы и обеспечении экологической безопасности; как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором; соответственно, Правительство Российской Федерации, как следует из статей 57, 71 (пункт "з"), 75 (часть 3) и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 114 и 115, вправе участвовать в регулировании таких обязательных публично-правовых платежей, если эти платежи допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления (Определение от 10 декабря 2002 года N 284-О, постановления от 28 февраля 2006 года N 2-П и от 14 мая 2009 года N 8-П).

В силу положений ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 5 %, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет – 55 % от суммы уплаты.

Согласно ч.1 ст.41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается исследованными материалами дела, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды ООО «ВОДОКАНАЛ» в результате своей деятельности оказывая негативное воздействие на окружающую среду, плату за негативное воздействие на окружающую среду не вносит. Невыполнение ООО «ВОДОКАНАЛ» требований указанного законодательства нарушает интересы Российской Федерации, Амурской области, пгт.Магдагачи, в части неполучения бюджетами денежных средств, а также права граждан на благоприятную среду.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования пгт.Магдагачи, прав неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 налогового кодекса РФ, прокурор освобождён от обязанности по уплате государственной пошлины. В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с ООО «ВОДОКАНАЛ» подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета Магдагачинского района в размере 7147 рублей 54 копейки.

Руководствуясь ст. ст. 167,194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, заявленное в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования пгт.Магдагачи, прав неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду - удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» в пользу Управления Росприроднадзора по Амурской области плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 394 753 (Триста девяносто четыре тысячи семьсот пятьдесят три) рубля 61 копейка.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ» в доход муниципального бюджета Магдагачинского района Амурской области государственную пошлину в размере 7147 (Семь тысяч сто сорок семь) рублей 54 копейки.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю. Шаталова