Дело № 2-94/2020
74RS0029-01-2020-006027-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2021 года г. Магнитогорск
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи: Булавинцева С.И.
при секретаре: Колеватовой А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ г. Магнитогорска Челябинской области (межрайонное) о признании права на досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ г. Магнитогорска Челябинской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ г. Магнитогорска) о признании незаконным решения от 25 февраля 2019 года № 696236/19 об отказе в установлении пенсии, о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости с 15 августа 2019 года по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включив в специальный стаж периоды работы с 07 апреля 1993 года по 01 января 1994 года, с 06 января 1994 года по 22 августа 2001 года.
В обоснование исковых требований истец указала, что спорные периоды необоснованно не включены в ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, имеется необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В возражениях на иск представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что период с 07 апреля 1993 года по 01 января 1994 года не подлежит включению в специальный стаж, поскольку не подтвержден документально, кроме того должность «инструктор-методист» не предусмотрена Списком, период с 06 января 1994 года по 22 августа 2001 года – не подтвержден документально и не подтверждено пенсионное обеспечение в соответствии с правоприменительной практикой Республики Узбекистан (л.д. 30-32).
Истец ФИО1 в судебном заседании на требованиях настаивала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – УПФР в г. Магнитогорске ФИО2 в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы возражения.
Суд, заслушав участников процесса и исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу положений ч.2 ст.2 Закона №400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 16.07.2018 года – дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
При этом п. 19 ч. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (п. 1.1 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Приложением 7 к ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на получение досрочной пенсии по п. 19-21 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» возникает не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (части 3 статьи 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).
В соответствии с частью 2 названной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона №400-ФЗ, согласно ч.3 ст.30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления от 16 июля 2014 года №665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются в том числе:
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрены должности: преподаватель, старший воспитатель (воспитатель - методист) тренер – преподаватель, наименование учреждений - Школы и школы – интернаты всех типов и наименований.
Согласно Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», предусмотрены должности: учитель, наименование учреждений - Общеобразовательные учреждения.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р (в ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, 15 августа 2019 года обратилась в УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости. Решением, № 696236/19 от 25 февраля 2020 года УПФР в г. Магнитогорске отказало ФИО1 в удовлетворении названного заявления (л.д. 9-17).
Размер специального стажа по пункту 19 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» определен в размере 17 лет 10 месяцев 10 дней, в специальный стаж, в том числе не засчитан период с 07 апреля 1993 года по 01 января 1994 года в РДЮСШ по водным видам спорта в должности инструктора-методиста, так как работа не подтверждена документально, не подтверждено пенсионное обеспечение по данному учреждению и в данной должности в соответствии с правоприменительной практикой Республики Узбекистан, с 06 января 1994 года по 22 августа 2001 года в должности учителя в школе № № на территории Республики Узбекистан – не подтвержден документально и не подтверждено пенсионное обеспечение в соответствии с правоприменительной практикой Республики Узбекистан, не подтвержден статус образовательного учреждения, не подтверждены условия работы.
Из трудовой книжки следует, что истец работала в период с 07 апреля 1993 года по 01 января 1994 года в РДЮСШ по водным видам спорта в должности инструктора-методиста, при этом 20 марта 2009 года присвоена первая квалификационная категория по должности учитель, с 06 января 1994 года по 22 августа 2001 года в должности учителя в школе № № на территории Республики Узбекистан (л.д. 19-21).
В архивных справок от 02 декабря 2015 года и от 25 сентября 2020 года следует, что ФИО1 действительно работала в РДЮСШ по водным видам спорта в должности инструктора-методиста (л.д. 23, 54-55).
Из пояснений истца следует, что в период работы ею осуществлялась именно тренерская деятельность с детьми-учениками РДЮСШ по водным видам спорта.
Из справки от 26 июля 2006 года следует, что ФИО1 работала с 06 января 1994 года по 22 августа 2001 года в должности учителя в школе № № (л.д. 24).
В настоящее время получить дополнительные документы подтверждающие характер работы не представляется возможным.
В соответствии с п.п. 1-5 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее общеобразовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Принимая во внимание, что с Республикой Узбекистан имеется Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, невозможность получения документов, подтверждающих характер работы истца, то, наличие трудовой книжки и справок подтверждающих трудовую деятельность истца, что наименование должности истца и учреждений в которых она работала соответствуют Спискам, суд приходит к выводу о возможности включения спорных периодов работы в специальный стаж истца.
Иное толкование приведет к нарушению гарантированных гражданину прав.
Принимая во внимание, что специальный стаж истца на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии превышал 25 лет 6 месяцев, то суд полагает возможным назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с 15 августа 2019 года.
Руководствуясь положениями ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске (межрайонное) № 696236/19 от 15 августа 2019 года в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 07 апреля 1993 года по 01 января 1994 года, с 06 января 1994 года по 22 августа 2001 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 07 апреля 1993 года по 01 января 1994 года, с 06 января 1994 года по 22 августа 2001 года и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с 15 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2021 года.
Председательствующий: