Дело 2-94/2014г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Красный Чикой 17 апреля 2014 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края
в составе председательствующего судьи Аношкиной Н.С.,
с участием помощника прокурора Рыжкова К.В.,
при секретаре Ивановой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин Лабаз» о понуждении направить в Управление Росприроднадзора РФ по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2, 3 и 4 кварталы 2012 года, 1,2 и 4 кварталы 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин Лабаз» о понуждении направить в Управление Росприроднадзора РФ по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 и 4 кварталы 2012 года, 1,2 и 4 кварталы 2013 года, ссылаясь на следующее.
В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин Лабаз» нарушаются требования данного законодательства.
Общество с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин Лабаз» в 2012- 2013 годах использовало 46,5куб м. дров для отопления помещений офиса магазина.
Исходя из сведений, представленных Управлением Росприроднадзора РФ по <адрес> общество с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин Лабаз» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 и 4 кварталы 2012 года и 1,2 и 4 кварталы 2013 года не направляло, плату за негативное воздействие не вносило.
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 вышеуказанного закона устанавливается, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы негативное воздействие па окружающую среду устанавливается законодательством РФ. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п.1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору №204 от 05.04.2007г., расчет за негативное воздействие на окружающую среду (далее расчет) представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Таким образом, исходя из анализа положений Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и подзаконных правовых актов, изданных в его развитие, общество с ограниченной ответственностью «Строймонтаж» обязано представить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 и 4 кварталы 2012 и 2013 годов.
Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ № 7, законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением № 400 от 30.07.2004г., Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.
Таким образом, для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщику необходимо направить соответствующие сведения в Управление Росприроднадзора РФ по <адрес>.
В соответствии со ст.51 Бюджетного кодекса РФ, неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 20%.
В соответствии со ст.57 указанного Кодекса, неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются, в том числе, за счет платы на негативное воздействие на окружающие среду по нормативу 40%.
Не направление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой невозможность внесения указанных платежей, следовательно причиняет материальный ущерб бюджету РФ и бюджету <адрес>, так как в указанные бюджеты не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду, на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей среды.
Кроме того, бездействие общества с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» препятствует реализации установленных законодательством РФ принципов охраны окружающей среды: обеспечение жизнедеятельности человека, охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Тем самым затрагиваются интересы как РФ и ее субъекта, так и интересы лиц, находящихся на территории <адрес>, так как согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера. Одним их методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, согласно ст. 14 указанного Закона, является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований.
Просит понудить общество с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин Лабаз» в течении 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда направить в Управление Росприроднадзора РФ по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2, 3 и 4 квартал 2012 года и 1,2 и 4 квартал 2013 года.
В возражениях на исковые требования прокурора представитель ООО «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» указал, что с иском не согласны, так как прокурор не указал нормы потребления топлива, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также, исходя из какой нормы формируются неналоговые доходы бюджетов, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 20% и по нормативу 40%.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора <адрес> исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить, понудить общество с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин Лабаз» в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда направить в Управление Росприроднадзора РФ по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2, 3 и 4 квартал 2012 года и 1,2 и 4 квартал 2013 года.
Представитель ответчика, директор ООО «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз», Беломестнова И.Н. исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации неопределенного круга лиц не признала, суду пояснила, что положения ст.3 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. №7 ФЗ «Об охране окружающей среды» распространяется на все категории как юридических, так и физических лип. Таким образом, население и организации сельской местности <адрес>, в силу климатических особенностей, пользуясь печным отоплением и (или) котельными, также нарушают принцип платности возмещения вреда окружающей среде. Положения статьи 16 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-11. в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образовались отходы. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» является <данные изъяты> В результате хозяйственной деятельности общества отходов, негативно влияющих на окружающую среду, не образуется, в силу отсутствия производства.
Ответчик не знает, какая деятельность его предприятия оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Истец требует предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от 000 «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» за 1,2,3 и 4 кварталы 2012 года, хотя летний период (3 квартал) 2012 года не являлся отопительным (отопительный сезон с 15 сентября по 15 мая).
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух. Указанная выше организация не предъявляла требований к ООО «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз», как к объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух. Кроме того, истец не разъясняет положения нормативов неналоговых доходов бюджетов, в части формирования процентных ставок (соответственно 20% и 40%).Полагает, что все граждане и организации всех форм собственности, должны соблюдать требования положений вышеуказанного Закона, но одновременно являются нарушителями действующего законодательства.
<адрес> представил возражения на доводы ответчика в которых указал, что, что они подлежат отклонению по следующим основаниям. Мнение ответчика о нарушении принципа платности негативного воздействия на окружающую среду физическими лицами - гражданами, не оказывает влияния на законность и обоснованность требований прокурора. Положения Постановления Конституционного суда РФ № 5-П от 05.03.2013 года не применимы к ответчику, поскольку ООО «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» не является специализированной организацией. В соответствии со ст.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Таким образом, вещества, образовавшиеся в результате сгорания древесины, не являются отходами. Требования о представлении расчетов за 3 квартал 2012 года основаны па информации ответчика, согласно которого здание ООО «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» отапливалось до 15 мая 2012 года. Нормы потребления топлива, при достижении которых оказывается негативное воздействие на окружающую среду законодательством не установлены, что с учетом положений ст.16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», указывает на платность негативного воздействия на окружающую среду в любом объеме. Настаивает на удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 125 от 07.03.2014г. ответчик, Общество с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» зарегистрирован, основной государственный регистрационный номер №, дата присвоения ОГРН ДД.ММ.ГГГГ., основной вид деятельности - <данные изъяты>
В силу п.3.3 Устава ООО «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» в своей деятельности Общество руководствуется действующим Законодательством РФ и своим Уставом.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Согласно ст. ст.3, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности и исполнении обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Формы платы за негативное воздействие устанавливаются федеральным законом, порядок ее исчисления и взимания - Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе размещение отходов. Согласно ст.19 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Аналогичная обязанность в части учета выбросов загрязняющих веществ установлена ст.30 ФЗ от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Статьей 69 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.21 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, виды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, количество и состав вредных выбросов, подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
На основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404, данное Министерство и его Федеральные службы являются органом, уполномоченным для реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400, указанная Федеральная служба в лице ее территориальных органов и управлений утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; выполняет функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из представленной ответчиком справки, здание магазина ООО «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» в 2012 году по 15 мая 2013 года отапливался дровами при помощи отопительной печи, то есть его деятельность связана с образованием отходов производства и их негативным воздействием на окружающую среду, следовательно, ООО «Лабаз» обязано производить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и вносить плату.
Из сведений, представленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор по <адрес>) ООО «Лабаз» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не представляло и платежи не перечисляет.
В соответствии со ст.51, ст.57 Бюджетного кодекса РФ, неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 20%; неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются, в том числе, за счет платы на негативное воздействие на окружающие среду по нормативу 40%.
Не направление сведений о негативном воздействии на окружающую среду влечет за собой невозможность произведения Управлением Росприроднадзора РФ по <адрес> расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и препятствует внесению ООО «Лабаз» указанных платежей, следовательно, причиняет материальный ущерб бюджету РФ и бюджету <адрес>, так как в указанные бюджеты не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду, на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей среды.
Доводы ответчика о том, что все граждане и организации всех форм собственности, должны соблюдать требования положений Закона и одновременно являются нарушителями действующего законодательства, суд не может принять во внимание, в связи с тем, что данное мнение не оказывает влияния на законность и обоснованность требований прокурора.
Таким образом, обстоятельства невыполнения ответчиком возложенных на него законодательством обязанностей по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и ответчиком не оспариваются, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, с предоставлением ответчику необходимого срока для выполнения требований законодательства.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга к ООО «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» обоснованными и подлежащими к удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Спортивно-охотничий магазин «Лабаз» направить в Управление Росприроднадзора РФ по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2012 и 1,2 и 4 кварталы 2013 г.г. в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 21 апреля 2014 года.
Судья: Аношкина Н.С.