ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-94/2014 от 21.02.2014 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

 Дело №2-94/2014

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

     с. Турочак

  ДД.ММ.ГГГГ

 Турочакский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Куюковой А.А., при секретаре Калининой О.В., с участием заместителя прокурора Турочакского района Гаевой Е.П., представителей заинтересованных лиц Совета депутатов МО «Турочакский район» ФИО1, администрации МО «Турочакский район ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления, противоречащим земельному законодательству,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Турочакского района Республики Алтай обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что в рамках осуществления надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлено, что некоторые положения решения Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Турочакский район», а также использования отдельных категорий земель, находящихся в собственности МО «Турочакский район» (далее Порядок) противоречат положениям Земельного кодекса РФ. А именно абз.3 под.7 п.3.4 Порядка лицо, которому земельный участок был предоставлен для строительства в аренду без проведения торгов, оплачивает расходы по формированию земельного участка. Однако в соответствии с требованиями ч.4 ст.30 ЗК РФ предусмотрен ряд мероприятий по предоставлению земельного участка для строительства в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, в котором предписано и проведение работ по формированию земельного участка. Формирование земельного участка должно проводиться органами местного самоуправления по своей инициативе и за счет бюджетного финансирования. Положением абз.3 под.7 п.3.4 Порядка на граждан возложена обязанность оплачивать расходы по формированию земельного участка, предоставленного для строительства в аренду без проведения торгов, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение земельного участка с соблюдением требований федерального законодательства. По данному обстоятельству прокурором в Совет депутатов МО «Турочакский район» принесен протест, но ему отказано в удовлетворении. Просит абз.3 под.7 п.3.4 Порядка предоставления «земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Турочакский район», а также использования отдельных категорий земель, находящихся в собственности МО «Турочакский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим ч.4 ст.30 ЗК РФ.

 В судебном заседании заместитель прокурора Турочакского района Гаева Е.П., поддержала заявление на основаниях и доводах, изложенных в заявлении пояснила, что нарушаются права и свободы граждан, на них незаконно возлагаются обязанности по возмещению затрат по формированию земельного участка, просила признать оспариваемое положение недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

 Представитель Совета депутатов МО «Турочакский район» - председатель Совета депутатов ФИО1, заявленные требования прокурора признал, пояснил, что приступил к обязанностям председателя недавно, оспариваемый пункт Порядка был принят прежним составом Совета депутатов, действительно нарушаются права граждан. Добровольно протест прокурора не исполнил, так как администрация МО «Турочакский район» против исполнения протеста.

 Представитель администрации МО «Турочакский район» ФИО2, действующая на основании доверенности от <адрес> заявленные требования прокурора не признала, представила возражение на заявление, обосновав тем, что предоставление земельных участков в аренду регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Условия договора аренды определяются сторонами по своему усмотрению. Ч.4 ст.30 ЗК РФ не устанавливает запрет требовать с арендатора возмещения затрат администрации Турочакского района по формированию земельного участка и не содержит положения, что формирование земельного участка осуществляется за счет арендодателя. При предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и без предварительного согласования лицо, получающее земельный участок, должен оплачивать расходы по формированию земельного участка.

 Выслушав заместителя прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Частью 1 ст. 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Частью 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Согласно п. 10 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Статьей 44 данного Федерального закона установлено, что полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

 Согласно п.2 ст. 22 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

 В силу ст. 4.2 Устава МО «Турочакский район», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ №-р в реестре уставов муниципальных образований в исключительной компетенции Совета депутатов находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Судом установлено, что Решением Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в границах МО «Турочакский район», а также использования отдельных категорий земель, находящихся в собственности МО «Турочакский район» (далее Порядок).

 Согласно Положения о Совете депутатов МО «Турочакский район», утвержденного Решением сессии Совета депутатов Турочакского района № от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления. Полномочия Совета депутатов определяются в соответствии с Уставом МО «Турочакский район». Совет депутатов осуществляет право законодательной инициативы. Принимает решения на открытых, а в установленных законом случаях, закрытых заседаниях (сессиях) в коллегиальном порядке.

 В соответствии с п.10 ст.2.1 Устава МО «Турочакский район», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования (обнародования).

 Решение Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах МО «Турочакский район», а также использования отдельных категорий земель, находящихся в собственности МО «Турочакский район» (далее Порядок) официально обнародовано в районной газете «Истоки» № (397) ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается копией районной газеты «Истоки».

 Данное Решение Совета депутатов района суд признает нормативно-правовым актом, поскольку он принят и издан в установленном порядке органом местного самоуправления, в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование отношений в сфере земельного законодательства.

 В главе 3 принятого решением Совета депутатов Порядка закреплено положение о предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов, в котором предписан порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется при размещении объекта в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, а также при предоставлении земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

 Согласно абз. 2 ст.3.4 Порядка передача земельного участка для строительства в аренду без проведения торгов осуществляется в случае, если по истечении одного месяца с момента публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка, подано только одно заявление о предоставлении данного земельного участка в аренду.

 Оспариваемое положение Порядка изложено в следующей редакции: «Лицо, которому земельный участок был предоставлен для строительства в аренду без проведения торгов, оплачивает расходы по формированию земельного участка».

 Прокурор полагает, что указанное положение в части возложения обязанности по возмещению расходов не соответствуют федеральному закону, поскольку возлагает на граждан обязанность по возмещению администрации МО «Турочакский район» расходов по формированию земельного участка.

 Прокуратурой Турочакского района по результатам проверки соответствия указанного Порядка действующему законодательству ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Совета депутатов района был направлен протест об устранении нарушений законодательства.

 По результатам рассмотрения требования главой администрации МО «Турочакский район» ДД.ММ.ГГГГ прокурору района направлено письмо об отсутствии нарушений законодательства, администрация не обязана нести расходы по формированию земельного участка.

 Из пояснений представителя администрации МО «Турочакский район» установлено, что администрацией предоставляется гражданам в аренду сформированный земельный участок для жилищного строительства, но до заключения договора аренды земельного участка на основании оспариваемого пункта Порядка лица должны возместить расходы за проведенное формирование земельного участка, зачислив сумму возмещения на счет администрации, о чем им выдаются квитанции с указанием расчетных счетов администрации. Это положение также указывается в договоре аренды земельного участка, заключаемыми сторонами. Однако лица должны уплатить расходы до заключения договора аренды. По утверждению администрации МО «Турочакский район» все расходы, связанные с формированием земельного участка и оформлением правоудостоверяющих документов должен нести гражданин, которому предоставляется в аренду такой земельной участок для индивидуального жилищного строительства.

 На данное обстоятельство также указывала заместитель прокурора, поясняла, что на такие действия администрации были жалобы в прокуратуру, граждане поставлены в неравное положение, поскольку администрация МО «Турочакский район» - орган местного самоуправления, являясь собственником земельного участка, на основании Порядка обязывает граждан возместить расходы за кадастровые работы, не имея возможности выбора, они соглашаются.

 Суд считает, что оспариваемый порядок под.7 п.3.4 Порядка, утвержденного решением Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ года, по которому граждане должны оплачивать расходы по формированию земельного участка, нарушает права граждан на приобретение земельного участка аренду, противоречит порядку, установленному ст. ст. 30, 30.1 ЗК РФ.

 Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.

 Ст. 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 ЗК РФ.

 В соответствии с п.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

 П.4 ст.30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

 На основании ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

 Полномочия по формированию земельных участков, как следует из содержания вышеприведенных норм законодательства, отнесены к компетенции органа местного самоуправления.

 Процедура формирования земельного участка предшествует предоставлению земельного участка и производится органом местного самоуправления, который инициирует формирование земельного участка.

 Юридически земельный участок признается объектом правоотношений, в том числе, по его предоставлению гражданам, только в том случае, если он прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в соответствующий кадастр недвижимости.

 Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлен его государственный кадастровый учет.

 В соответствии с принципом разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, закрепленном ст. 30 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления не вправе налагать на физических лиц не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

 Кроме того, для исполнения расходных обязательств местного самоуправления, в соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, предназначен бюджет муниципального образования; использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для использования расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

 Суд считает, что принятая и действующая норма Порядка по оплате расходов по формированию земельного участка возлагает на граждан дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством РФ, поскольку бремя расходов, связанных с формированием земельного участка и оформлением правоустанавливающих документов, в силу ст. 210 ГК РФ, ст. 30 Бюджетного кодекса РФ должна нести администрация МО «Турочакский район» - собственник земельного участка.

 При этом, орган местного самоуправления – Совет депутатов, исполняя публично-правовые функции, не вправе был устанавливать правовое регулирование, налагающее на граждан дополнительные обязанности по возмещению расходов по формированию земельного участка и ставить их в неравное положение.

 Также из оспариваемого абзаца Порядка суд усматривает, что на лицо, в отношении которого отсутствуют какие-либо права на земельный участок, возложена бремя содержания имущества, то есть возмещения расходов.

 В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 По смыслу названной нормы по общему правилу именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.

 В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

 Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.

 В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным.

 Суд считает, что по своему содержанию оспариваемый пункт во взаимосвязи с иными пунктами Порядка допускают толкование, позволяющее считать, что лица, не имеющие на каком-либо праве имущество земельный участок, должны в полном объеме исполнять обязанности собственника данного имущества по его содержанию, то есть возмещать все понесенные собственником расходы по формированию земельного участка, что противоречит федеральному закону.

 Ссылка представителя администрации МО «Турочакский район» на то, что в договоре аренды земельного участка указывается, что арендатор оплачивает кадастровые работы суд находит несостоятельными, так как ею в судебном заседании пояснялось, что перед заключением договора аренды лица, желающие получить земельный участок в аренду должны в обязательном порядке возместить расходы.

 В силу пункта 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Таким образом, осуществив проверку нормативного правового акта на соответствие федеральному закону, проанализировав его положения и нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого абзаца Порядка федеральному закону, в частности ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст.30 Земельного кодекса РФ.

 Согласно ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

 Оценивая представленные прокурором доказательства, суд находит их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными.

 Доводы представителя заинтересованного лица администрации МО «Турочакский район» о том, что предоставление земельных участков в аренду регулируется гражданским и земельным законодательством, и в этой связи отношения между администрацией МО «»Турочакский район» и лицами, желающими получить земельный участок в аренду урегулированы договором аренды суд отклоняет, поскольку в данном случае прокурором заявлены требования в порядке главы 24 ГПК РФ.

 Суд учитывает, что поскольку оспариваемая норма уже применялась после его издания и на основании этого положения гражданами возмещались расходы по формированию земельного участка, она признаются недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

 В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если недействующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования, судебные расходы подлежат возмещению представительным органом, который является заинтересованным лицом по данному делу.

 Согласно пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в защиту прав неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобождаются.

 В этой связи и на основании п.4 ст.103 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим, земельному законодательству удовлетворить.

 Признать положение под.7 п.3.4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования «Турочакский район», а также использования отдельных категорий земель, находящихся в собственности МО «Турочакский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ изложенное в следующей редакции: «Лицо, которому земельный участок был предоставлен для строительства в аренду без проведения торгов, оплачивает расходы по формированию земельного участка» противоречащим ч.4 ст.30 ЗК РФ и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

 По вступлении в законную силу, решение суда направить для публикации в печатное издание «Отражение», осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов МО «Турочакский район».

 Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2014 года.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий А.А. Куюкова