ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-94/2017 от 23.03.2017 Островского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-94 / 2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2017 года

Островский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гурова А.В.,

при секретаре Сухановой С.А.,

с участием зам. прокурора <адрес> Артамонова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Судиславского муниципального района <адрес> и муниципальному образовательному учреждению «Судиславская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Судиславская основная общеобразовательная школа» (далее - МОУ «Судиславская ООШ») требований законодательства об образовании, законодательства, направленного на обеспечение питанием обучающихся - детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 43 Конституции Российской федерации, каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, школьных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны, в том числе, осуществлять меры по организации их питания.

В силу п. 15 ч. З и п.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно п. 15 ч.З. ст. 28 Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 2 статьи 34 Закона установлено предоставление обучающимся меры социальной поддержки в виде обеспечения питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1, ч.4 ст. 37 Закона организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Постановлением администрации Судиславского муниципального района «Об установлении мер социальной поддержки по предоставлению бесплатного питания отдельным категориям учащихся муниципальных общеобразовательных организаций Судиславского муниципального района <адрес>» от 30.12.2015 №222, а также п.1. Постановления администрации Судиславского муниципального района от 20.01.2016 №12 «Об утверждении стоимости горячего питания отдельных категорий обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций» Установлен размер компенсационной выплаты на питание обучающихся за счет средств бюджета Судиславского муниципального района <адрес> для учащихся 1-4 класс - 19 рублей, для 5-11 классов - 24 рубля.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.41 закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Согласно ч.7 ст.79 Закона, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Пунктом 6.8. раздела VI СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 №45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).

Согласно информации из МОУ «Судиславская ООШ», родителями 43 учащихся с ограниченными возможностями здоровья в 2016-2017 году вносилась плата за питание детей данной категории.

Таким образом, нарушены права несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья на организацию бесплатного двухразового питания.

Просит обязать МОУ «Судиславская основная общеобразовательная школа» Судиславского муниципального района <адрес> в срок до 01.04.2017 организовать бесплатное двухразовое питание в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями законодательства Российской Федерации для несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При отсутствии у МОУ «Судиславская основная общеобразовательная школа» денежных средств, обязать администрацию Судиславского муниципального района <адрес> обеспечить финансирование за счет средств бюджета Судиславского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании заместитель прокурора Артамонов А.С., исковые требования поддержал и уточнил, просит обязать ответчиков вышеуказанные нарушения устранить в срок до 01 сентября 2017 года.

Представитель ответчика - администрации Судиславского муниципального района <адрес> по доверенности Быстрова А.А., в судебном заседании пояснила, что администрация Судиславского муниципального района <адрес> признает исковые требования прокурора <адрес> в части организации в МОУ «Судиславской ООШ» бесплатного двухразового питания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями законодательства Российской Федерации для несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но возражает против установления срока исполнения обязательств до ДД.ММ.ГГГГ, и до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием на указанные цели средств в бюджете муниципального района.

В силу части 1 статьи 153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ.

В соответствии с решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования Судиславский муниципальный район <адрес> на 2017 год» на обеспечение питанием отдельных категорий учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1070,6 тыс. руб. Данных средств недостаточно для организации бесплатного двухразового питания детей с ОВЗ.

Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных

поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным
статьям расходов бюджета.,

Увеличение бюджетных ассигнований на организацию питания детей, с ОВЗ может осуществляться только с начала очередного финансового года, то есть с 1 января 2018 года.

Бюджет муниципального образования Судиславский муниципальный район <адрес> на 2017 год был утвержден представительным органом в декабре 2016 года. Внесение изменений в бюджет текущего года возможно лишь при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что в связи с дефицитом бюджета района невозможно.

Решением о бюджете ежегодно утверждается перечень расходов бюджета муниципального района, подлежащих финансированию в первоочередном порядке: заработная плата с начислениями на нее; расходы на топливно-энергетические ресурсы, в том числе электрическую энергию, природный газ; продукты питания; расходы на организацию подвоза учащихся; расходы, связанные с организацией и обеспечением отдыха и оздоровления детей; расходы на содержание автомобильных дорог общего пользования и другие, которые составляют 90% всех расходов бюджета района.

Бюджет района по доходам за 2016 год исполнен на 91,1%, недополучено <данные изъяты> млн. руб., в связи с чем, расходы бюджета не были выполнены в полном объеме. Бюджет района дотационный, уровень дотационности составляет 60 %. Просроченная кредиторская задолженность района составляет <данные изъяты> млн. руб., задолженность по долговым обязательствам составляет <данные изъяты> млн. руб.

В адрес Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> администрацией района направлено ходатайство с просьбой рассмотреть на очередном заседании Собрания депутатов вопрос об увеличении бюджетных ассигнований на 2017 год в сумме <данные изъяты> рублей (расчет прилагается), для обеспечения бесплатным горячим питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях. Очередное заседание Собрания депутатов Судиславского муниципального района назначено на 29.03.2017 г.

Учитывая изложенное, а также требования бюджетного законодательства, ходатайствует перед судом об установлении срока исполнения решения суда до 01.01.2018 года.

Представитель ответчика - директор МОУ «Судиславская основная общеобразовательная школа» Дейтер В.М., в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора согласилась частично, суду пояснила, что финансирования на двухразовое питание детей нет, организовано одноразовое питание, на денежные средства, выделяемые администрацией района. Своей столовой в школе нет, питание подвозное из средней школы. Также данная категория детей питается в столовой общепита на спонсорские средства от общественной организации «Светоч», питание очень хорошее. Считает, что питание в школе организовано. Просит срок исполнения решения продлить до 01.01.2018г.

Изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 43 Конституции Российской федерации, каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, школьных - и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны, в том числе, осуществлять меры по организации их питания.

В силу п. 15 ч. З и п.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно п. 15 ч.З. ст. 28 Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 2 статьи 34 Закона установлено предоставление обучающимся меры социальной поддержки в виде обеспечения питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1, ч.4 ст. 37 Закона организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации Судиславского муниципального района «Об установлении мер социальной поддержки по предоставлению бесплатного питания отдельным категориям учащихся муниципальных общеобразовательных организаций Судиславского муниципального района <адрес>» от 30.12.2015 №222, а также п.1. Постановления администрации Судиславского муниципального района от 20.01.2016 №12 «Об утверждении стоимости горячего питания отдельных категорий обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций» Установлен размер компенсационной выплаты на питание обучающихся за счет средств бюджета Судиславского муниципального района <адрес> для учащихся 1-4 класс - 19 рублей, для 5-11 классов - 24 рубля (л.д.8).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.41 закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Согласно ч.7 ст.79 Закона, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Пунктом 6.8. раздела VI СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 №45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).

Согласно информации из МОУ «Судиславская ООШ», в школе в 2016-2017 учебном году обучается 43 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. МОУ «Судиславская ООШ» представляет льготное питание учащимся из малообеспеченных семей, детям сиротам и опекаемым детям с ограниченными возможностями с 11.01.2016 г. Питание предоставляется в виде дотации для 1-4 классов в сумме 19 руб., для 5-11 классов в сумме 24 руб., (л.8).

Доводы представителей ответчика об установлении срока исполнения решения суда до 01.01.2018 года, суд считает не состоятельными, так как учебный год начинается с 01.09.2017 года, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Суд согласен с доводами прокурора о том, что МОУ «Судиславская ООШ» нарушены права несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья на организацию бесплатного двухразового питания, а, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным не взыскивать с ответчиков государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать МОУ «Судиславская основная общеобразовательная школа» Судиславского муниципального района <адрес> в срок до 01 сентября 2017 года организовать бесплатное двухразовое питание в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями законодательства Российской Федерации для несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При отсутствии у МОУ «Судиславская основная общеобразовательная школа» необходимых денежных средств, обязать администрацию Судиславского муниципального района <адрес> обеспечить финансирование за счет средств бюджета Судиславского муниципального района <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья: А.В. Гуров