ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-94/2022 от 04.04.2022 Большесосновского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-94/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Большая Соснова 04 апреля 2022 года

Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Бахаревой Е.Б., при секретаре судебного заседания Погосян О.В.,

с участием истицы Конько И.А., представителя истицы Конько Н.Г., представителя ответчика Завирохиной А.А., старшего помощника прокурора Большесосновского района Тарасовой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Большая Соснова гражданское дело по иску Конько ФИО7 к Аппарату администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, к Аппарату администрации Большесосновского муниципального района Пермского края об отмене распоряжения Аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 27 декабря 2021 № 280-01-12 «О прекращении трудового договора с работником», о восстановлении на работе в Аппарате администрации Большесосновского муниципального округа в должности, равнозначной до увольнения, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда,

установил:

Истица Конько И.А. обратилась в суд с иском к Аппарату администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края об отмене распоряжения Аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 27 декабря 2021 г. № 280-01-12 «О прекращении трудового договора с работником», о восстановлении на работе в Аппарате администрации Большесосновского муниципального округа в должности, равнозначной до увольнения, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда.

В обоснование иска истица Конько И.А. указала, что с 1987 года она занимала должность ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, распоряжением Аппарата администрации Большесосновского муниципального района от 27 декабря 2021 г. № 280-01-12 уволена с муниципальной службы на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ – в связи с ликвидацией организации.

Истица изданное ответчиком распоряжение от 27 декабря 2021 г. и произведенное на его основании увольнение считает незаконным, приводя в обоснование своей позиции положения ст. 1, 3 Закона Пермского края от 30 апреля 2021 г. № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края» указывает на то, что указанный закон предусматривает лишь преобразование органов местного самоуправления Большесосновского муниципального района, а не их ликвидацию, кроме того, предусматривает правопреемство органов место самоуправления вновь созданного Большесосновского муниципального округа по решению вопросов местного значения на соответствующей территории в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Истица указывает в иске, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального округа осуществляет свою деятельность на основании Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального района, утвержденного 28 декабря 2017 г., что свидетельствует о том, что структурное подразделение администрации района, в котором истица занимала муниципальную должность до увольнения, продолжает свою деятельность в прежнем режиме, что обязывало ответчика при преобразовании Большесосновского муниципального района в Большесосновский муниципальный округ руководствоваться положениями ст. 75 Трудового кодекса РФ.

Истица Конько И.А. просит суд отменить изданное ответчиком 27 декабря 2021 г. распоряжение № 280-01-12 о ее увольнении, восстановить ее в должности, равнозначной должности, занимаемой до увольнения, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула и денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Определением суда от 28 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Аппарат администрации Большесосновского муниципального района в лице ликвидационной комиссии.

В судебном заседании истица Конько И.А., её представитель Конько Н.Г. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, привели доводы, изложенные в иске, кроме того, пояснили суду, что 24 декабря 2021 истица подавала заявление руководителю Аппарата администрации Большесосновского муниципального района о приеме на работу на должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних Большесосновского муниципального округа, однако, в приеме на работу ей было отказано.

Представитель ответчика (Аппарата администрации Большесосновского муниципального округа) в судебном заседании исковые требования не признал, считает произведенное увольнение законным, поскольку Закон Пермского края от 30 апреля 2021 г. № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ» прямо предусматривает прекращение полномочий органов местного самоуправления Большесосновского муниципального района и их ликвидацию. Решением Думы Большесосновского муниципального округа от 29 декабря 2021 г. № 91 принято решение о ликвидации Аппарата администрации Большесосновского муниципального района как юридического лица, истица уволена с занимаемой должности 30 декабря 2021, при этом о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации была предупреждена 26 октября 2021 г. (л.д. 31-39)

Представитель ответчика (Аппарата администрации Большесосновского муниципального района, находящегося в стадии ликвидации) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, направил суду письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в которых просил суд в удовлетворении иска истице отказать, поскольку о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации истица была предупреждена в установленный ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ срок, основанием вручения ей предупреждения о предстоящем увольнении явились положения Закона Пермского края от 30 апреля 2021 г. № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края», 29 декабря 2021 г. Думой Большесосновского муниципального округа принято решение о ликвидации Аппарата администрации Большесосновского муниципального района как юридического лица. Представитель ответчика указал в возражениях, что истица, действительно, подавала заявление о приеме ее на работу на должность ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального округа, однако, руководитель Аппарата администрации муниципального района полномочий на принятие на работу работников в Комиссию по делам несовершеннолетних округа не имел (л.д. 170-173).

Прокурор, вступивший в процесс в порядке ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в судебном заседании дал заключение о необоснованности заявленных истицей исковых требований и необходимости в связи с этим отказа в иске.

Выслушав явившиеся в судебное заседание стороны, их представителей, заключение прокурора, исследовав представленные суду доказательства, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что распоряжением Исполнительного комитета Большесосновского районного Совета народных депутатов от 14 октября 1987 г. № 48-к истица Конько И.А. принята на должность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних при райисполкоме с 12 октября 1987 г., что подтверждается записью в ее трудовой книжке (л.д. 204-208).

05 апреля 2005 г. Администрацией Большесосновского района с Конько И.А. заключен трудовой договор, согласно которому работник поступает на муниципальную службу в аппарат администрации района и назначается на неопределенный срок на должность муниципального служащего муниципальной службы «ответственный секретарь КДН», 29 декабря 2018 г. указанный трудовой договор перезаключен, Конько И.А. принята на работу в аппарат администрации Большесосновского муниципального района на должность муниципальной службы «главный специалист, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района».

Данные обстоятельства подтверждены:

трудовым договором от 05 апреля 2005 г. с муниципальным служащим, замещающим муниципальную должность муниципального служащего в администрации Большесосновского района (л.д. 147-151);

дополнительным соглашением от 09 января 2013 г. о внесении изменений в трудовой договор от 05 апреля 2005 г. (л.д. 152);

дополнительным соглашением от 27 декабря 2013 г. о внесении изменений в трудовой договор от 05 апреля 2005 г. (л.д. 153);

трудовым договором от 29 декабря 2018 г. с муниципальным служащим, замещающим муниципальную должность муниципальной службы в аппарате администрации Большесосновского муниципального района Пермского края (л.д. 154-160).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации.

Судом установлено, что 15 апреля 2021 г. Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 647-ПК "Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края", 30 апреля 2021 г. указанный Закон подписан Губернатором Пермского края.

В силу положений п. 5 ст. 1 вышеуказанного Закона Большесосновский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона (Закон вступил в силу 15 мая 2021 г.), в соответствии с п. 1, 2 ст. 4 Закона со дня вступления в силу Закона и до 1 января 2022 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется формирование органов местного самоуправления Большесосновского муниципального округа Пермского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных Законом.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона Пермского края № 647-ПК со дня прекращения полномочий органов местного самоуправления Большесосновского муниципального района указанные органы местного самоуправления подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения представительного органа муниципального образования, в котором определяются:

состав ликвидационной комиссии;

функции ликвидационной комиссии;

планы ликвидационных мероприятий;

срок проведения ликвидации.

Судом установлено, что 29 сентября 2021 г. Аппаратом администрации Большесосновского муниципального района в ГКУ «Центр занятости населения Пермского края» направлено сообщение о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией Аппарата администрации Большесосновского муниципального района, согласно которому в связи с принятием Закона Пермского края от 30 апреля 2021 г. № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края» высвобождению подлежат 43 работника, в том числе, Конько И.А., главный специалист КДН и ЗП (л.д. 120-130).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Судом установлено, что 26 октября 2021 г. истице Конько И.А. вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации (л.д. 116-118), из которого следует, что основанием вручения такого предупреждения является принятие Закона Пермского края от 30 апреля 2021 г. № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ».

Согласно выданному истице Конько И.А. предупреждению трудовой договор, заключенный с ней 29 декабря 2018 г., будет расторгнут 30 декабря 2021 г. по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, то есть, в связи с ликвидацией организации (л.д. 116-118).

27 декабря 2021 г. Аппаратом администрации Большесосновского муниципального района издано распоряжение № 280-01-12, согласно которому главный специалист Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Конько И.А. подлежит увольнению 30 декабря 2021 г. по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с ликвидацией организации. С указанным распоряжением Конько И.А. ознакомлена 30 декабря 2021 г. (л.д. 119).

Судом установлено, что 29 декабря 2021 г. Думой Большесосновского муниципального округа Пермского края принято Решение № 91 «О ликвидации Аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края как юридического лица» (л.д. 42-43), этим же решением утверждены Положение о ликвидационной комиссии аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края (л.д. 44-46), состав ликвидационной комиссии (л.д. 52) и План ликвидационных мероприятий (47-51), при этом само по себе издание ответчиком распоряжения от 27 декабря 2021 г. об увольнении истицы до принятия соответствующего решения Думой Большесосновского муниципального округа на законность распоряжения и, соответственно, увольнения истицы, не влияют, поскольку уволена была истица 30 декабря 2021 г., то есть, после принятия Думой округа решения о ликвидации Аппарата администрации муниципального района.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам

В соответствии с Планом ликвидационных мероприятий на ликвидационную комиссию возложены уведомление налогового органа о принятии решения о ликвидации, публикация сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, принятие мер по выявлению дебиторов и кредиторов ликвидируемой организации, принятие мер к получению дебиторской задолженности, выявление постоянных контрагентов, с которыми заключены долгосрочные договоры и уведомление их в письменной форме о предстоящей ликвидации, проведение инвентаризации имущества, составление промежуточного баланса, удовлетворение требований кредиторов, составление ликвидационного баланса, составление сводной бюджетной и бухгалтерской отчетности, подача документов в налоговый орган для государственной регистрации ликвидации организации, получение листа записи ЕГРЮЛ о ликвидации, уничтожение печатей и передача документов постоянного и временного хранения. Согласно Плану все ликвидационные мероприятия должны быть завершены в срок не позднее 20 мая 2022 г., на день рассмотрения дела в суде (04 апреля 2021 г.) ликвидация Аппарата администрации Большесосновского муниципального района не завершена.

Судом установлено, что 13 декабря 2021 г. Думой Большесосновского муниципального округа Пермского края принято Решение № 44, которым утверждена структура Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, в состав которой, вошел, в том числе, Аппарат администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, решение Думы распространено на правоотношения, возникающие с 01 января 2022 г.

Судом установлено, что 13 декабря 2021 г. Думой Большесосновского муниципального округа принято Решение № 6, в соответствии с которым учреждается Аппарат администрации Большесосновского муниципального округа, который приступает к исполнению своих полномочий с 01 января 2022 г. (л.д. 72), утверждено Положение об Аппарате администрации Большесосновского муниципального округа (л.д. 73-81), распоряжением Администрации Большесосновского муниципального округа от 01 января 2022 г. № 01-01-12 утверждено штатное расписание Аппарата администрации Большесосновского муниципального округа, предусматривающее, в том числе, три штатные единицы главных специалистов Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которое введено в действие с 01 января 2022 г.(л.д. 82, 83-84).

Анализ вышеприведенных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что с даты принятия Думой Большесосновского муниципального округа решения об учреждении Аппарата Большесосновского муниципального округа Аппарат администрации Большесосновского муниципального района возложенные на него задачи функции, определенные Положением об Аппарате администрации Большесосновского муниципального района, утвержденным решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района от 26 апреля 2006 г. № 141 (л.д. 64-71) не осуществлял, эти задачи и функции с 01 января 2022 г. осуществляло вновь созданное юридическое лицо – Аппарат администрации Большесосновского муниципального округа.

Доводы истицы Конько И.А. и её представителя Конько Н.Г. о наличии у Аппарата администрации вновь созданного Большесосновского муниципального округа статуса правопреемника по вопросам трудовых отношений с работниками муниципальных учреждений, в том числе с работниками Аппарата Большесосновского муниципального района, основаны на неверном толковании норм права.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 3 Закона Пермского края N 647-ПК "Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края", органы местного самоуправления Большесосновского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Большесосновского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Анализ вышеприведенных положений законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что вновь созданное муниципальное образование «Большесосновский муниципальный округ Пермского края» является правопреемником Большесосновского муниципального района Пермского края лишь по вопросам местного значения, прямо указанных в ст. 14, 15, 15.1 Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поскольку в отношении Аппарата администрации Большесосновского муниципального района принято решение о ликвидации, трудовой договор с истицей Конько И.А. мог быть расторгнут только на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, каких-либо исключений в данной части Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не содержит.

Доводы истицы Конько И.А. и её представителя о необоснованном отказе в приеме на работу в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального округа по заявлению от 24 декабря 2021 г. сами по себе на незаконность произведенного 30 декабря 2021 г. увольнения истицы не влияют, правового значения для дела не имеют, поскольку требований о признании указанного отказа незаконным в рамках настоящего спора не заявлено.

Доводы истицы Конько И.А. и её представителя, согласно которым Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального округа продолжает осуществлять свою деятельность на основании Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального района, утвержденного 28 декабря 2017 г., что свидетельствует о том, что структурное подразделение администрации района, в котором истица занимала муниципальную должность до увольнения, продолжает свою деятельность в прежнем режиме, опровергнуты представленными ответчиками доказательствами, в частности, Постановлением Администрации Большесосновского муниципального округа от 01 февраля 2022 г. № 01-03-18, которым утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального округа и определен ее новый персональный состав (л.д. 86-87, 88-115).

Таким образом, заявленное истицей Конько И.А. требование об отмене распоряжения Аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 27 декабря 2021 № 280-01-12 «О прекращении трудового договора с работником» удовлетворению не подлежит, следовательно, не подлежат удовлетворению и исковые требования о восстановлении на работе, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска к Аппарату администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, к Аппарату администрации Большесосновского муниципального района Пермского края об отмене распоряжения Аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 27 декабря 2021 № 280-01-12 «О прекращении трудового договора с работником», о восстановлении на работе в Аппарате администрации Большесосновского муниципального округа в должности, равнозначной до увольнения, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда, Конько Инге Анатольевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Бахарева Е.Б.

Решение в окончательной форме принято судом 11 апреля 2022 г.

Судья Бахарева Е.Б.