ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-94/2022 от 14.04.2022 Тюменцевского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-94/2022

УИД 22МS0118-01-2022-000008-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«14» апреля 2022 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Савостина А.Н.,

при секретаре Лукьяновой М.А.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Тюменцевскому району» о признании права на компенсацию и взыскании компенсации расходов на проезд,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Тюменцевскому району» (далее по тексту также – ответчик, УСЗН), в котором просит признать за ней право на компенсацию проезда по территории Российской Федерации в соответствии с законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (далее по тексту – Закон №59-ЗС) по заявлению от 15 ноября 2021 года и взыскать с ответчика 33669 рублей 80 копеек в счет компенсации расходов на проезд согласно представленным документам.

В обоснование своих требований ФИО3 указывает, что она является репрессированным лицом (свидетельство реабилитированного лица от 24 октября 2006 года), 15 ноября 2021 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в соответствии с законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации один раз в год (туда и обратно), однако в удовлетворении её заявления ответчиком было отказано, с чем она не согласна. Она предоставила ответчику билет на проезд на автобусе по маршруту с.Вылково-г.Барнаул стоимостью 400 рублей; маршрутную квитанцию по авиаперелету г.Барнаул-Шарм-Эль-Шейх и обратно Шарм-Эль-Шейх-г.Барнаул; посадочные талоны; справку ООО «Регион Туризм» о стоимости проезда по указанному маршруту в размере 35387 рублей 50 копеек; справки ОАО «РЖД» о стоимости проезда по маршруту ш.Барнаул-г.Москва в размере 14552 рубля, г.Москва-г.Смосленск в размере 1940 рублей 80 копеек, г.Смоленск-г.Москва в размере 1939 рублей, г.Москва-г.Барнаул – 14838 рублей.

Истец, третье лицо – Министерство социальной защиты Алтайского края, будучи надлежаще извещены, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в письменном отзыве, в котором указано, что перелет воздушным чартером ответчик не считает перелетом транспортном общего пользования, представленные истцом проездные документы не включают стоимость проезда, поскольку были приобретены в рамках туристического продукта, оплата туристического продукта, включающего в себя воздушный чартер, реабилитированным лицам Законом №59-ЗС не предусмотрена.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства и дав им оценку, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.1 Закона №59-ЗС к жертвам политических репрессий относятся имеющие свидетельства установленного образца лица, которые в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированы (далее по тексту - реабилитированные лица), а также признаны пострадавшими от политических репрессий.

Согласно п.3 ч.1 ст.2 Закона №59-ЗС реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: денежная компенсация расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в размере 100 процентов стоимости проезда, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом, в размере 50 процентов стоимости проезда.

Постановлением Правительства Алтайского края от 21 августа 2017 года №310 утвержден «Порядок предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий» (далее по тексту – Порядок).

Пунктами 32, 34, 35 Порядка предусмотрено, что расходы, связанные с проездом, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда, страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и пользования постельными принадлежностями. Указанные расходы компенсируются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами.

В случае если заявитель при наличии железнодорожного сообщения воспользовался другим видом транспорта, компенсация предоставляется на основании представленной заявителем справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту следования заявителя в пределах стоимости проездных билетов водного, воздушного или автомобильного междугородного транспорта.

В случае проезда заявителя за пределы Российской Федераций компенсация предоставляется исходя из расходов, связанных с проездом до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно, подтвержденных представленной заявителем справкой администрации железной дороги.

Факт того, что истец является реабилитированным лицом ответчиком и третьим лицом не оспаривается, что следует из ответа на обращение истца и из отзыва на исковое заявление. Следовательно, истец, будучи реабилитированным лицом, обладает правом денежной компенсации расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 15 ноября 2021 года обратилась к ответчику с заявлением о денежной компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации, предоставив следующие документы:

- билет от 08 октября 2021 года на проезд на автобусе по маршруту с.Вылково- г.Барнаул, стоимостью 400 рублей;

- маршрутную квитанцию электронного билета по авиаперелету Барнаул-Шарм-Эль-Шейх 09 октября 2021 года, Шарм-эль-Шейх-Барнаул 17 октября 2021 года;

- посадочные талоны на авиаперелет Барнаул-Шарм-Эль-Шейх от 09 октября 2021 года, Шарм-Эль-Шейх – Барнаул от 17 октября 2021 года;

- справку ООО «Регион Туризм» о стоимости перелета по указанному маршруту в размере 35387 рублей 50 копеек;

- справки ОАО «РЖД» о стоимости проезда по маршруту г.Барнаул – г.Москва в размере 14552 рублей, г.Москва – г.Смоленск в размере 1940 рублей 80 копеек, г.Смоленск – г.Москва в размере 1 939 рублей, г.Москва – г.Барнаул в размере 14838 рублей.

Рассмотрев указанное заявление и прилагаемые к нему документы, УСЗН отказано в его удовлетворении, о чем истцу 16 ноября 2021 года направлен письменный ответ, в котором указаны доводы, аналогичные, как и в отзыве на исковое заявление.

В целях подтверждения размера компенсации по стоимости расходов, связанных с проездом, истцом представлены вышеуказанные справки ОАО «РЖД» о стоимости проезда до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством населенного пункта (Смоленск) по маршруту Барнаул – Москва – Смоленск – Москва – Барнаул, из которых следует, что стоимость проезда железнодорожным транспортом в вагоне типа купе с отправлением из Барнаула 09 октября 2021 года через Москву до Смоленска и обратно с прибытием в Барнаул 17 октября 2021 года, составляет 33269 рублей 80 копеек.

Из справки «Azur air» от 18 октября 2021 года №8276726/ША следует, что полная стоимость авиационного билета по маршруту Барнаул-Шарм-эль-Шейх-Барнаул на рейсах 09 октября 2021 года (туда) и 17 октября 2021 года (обратно), которыми следовала ФИО2, составила 35387 рублей 50 копеек.

При этом, согласно сведениям, представленным авиакомпанией «Azur air», осуществлявшей перелет 09 октября 2021 года по маршруту Барнаул – Шарм-Эль-Шейх и 17 октября 2021 года по маршруту Шарм-Эль-Шейх – Барнаул общая протяженность авиаперелета по указанному маршруту в одном направлении составляет 4882 км, в том числе над территорией Российской Федерации до точки пересечения государственной границы Российской Федерации – 661 км, что соответствует 13,53% от общей протяженности данного маршрута.

Учитывая, что стоимость всего авиаперелета входящего в пакет туристических услуг по маршруту Барнаул-Шарм-эль-Шейх-Барнаул составляет 35387 рублей 50 копеек, протяженность авиаперелета над территорией Российской Федерацией до точки пересечения государственной границы Российской Федерации и обратно составляет 13,53% от общей протяженности маршрута, то стоимость авиаперелета над территорией Российской Федерации составляет 4787 рублей 93 копейки (из расчета: 35387 рублей 50 копеек ? 13,53%), что не превышает стоимости проезда железнодорожным транспортом до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно, подтвержденного представленной истцом справкой администрации железной дороги.

Поскольку при наличии железнодорожного сообщения, ФИО4 воспользовалась воздушным транспортом, компенсация проезда в соответствии с п.34 Порядка, подлежала возмещению исходя из справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту следования заявителя в пределах стоимости проездных билетов воздушного транспорта.

Таким образом, отсутствие в представленных истцом документах отдельно стоимости проезда, не является основанием для отказа в компенсации расходов.

Доводы ответчика о том, что представленные истцом проездные документы не включают стоимость проезда и не могут ее включать, так как проезд совершен в рамках приобретения туристского продукта, включающего в себя воздушный чартер, суд находит несостоятельными.

Пунктами 29-31 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 года №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее по тексту – Правила) установлено, что за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата, которая указывается в перевозочном документе и определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года №155.

В силу п. 32 Правил плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается.

Из ст.9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» следует, что туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком. По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Таким образом, учитывая особые условия договора перевозки при чартерном авиаперелете, ответственность перед туристами за обеспечение их перевозки, а, следовательно, и за предоставление информации о стоимости перевозки, несет туроператор, поскольку только соответствующая транспортная организация, осуществляющая перевозки, или туроператор, её оплативший, обладают необходимой информацией о полной стоимости перевозки.

Довод ответчика, что расходы по оплате туристического продукта с использованием воздушного чартера компенсации не подлежат, так как такие рейсы не являются перевозкой пассажиров транспортом общего пользования, суд находит ошибочными по тем основаниям, что закрепляя правило о возмещении расходов реабилитированным лицам на проезд, материальный закон исходит из необходимости подтверждения только самого факта несения расходов (ст.2 Закона №59-ЗС). При этом определение транспорта общего пользования Порядок предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий не содержит.

Таким образом, истцу подлежат возмещению расходы по оплате авиаперелета над территорией Российской Федерации в размере 4787 рублей 93 копеек.

Кроме того, подлежат возмещению и расходы, понесенные истцом за проезд на автобусе по маршруту с.Вылково-г.Барнаул, как проезд междугородным автомобильным транспортом, в районе, не имеющем железнодорожного сообщения, в размере 50% стоимости проезда, 400 рублей (из расчета: 400 рублей ? 50%).

Следовательно, истцу подлежат возмещению расходы по оплате стоимости проезда в общем размере 5187 рублей 93 копейки (из расчета: 4787 рублей 93 копеек + 400 рублей).

Требование истца о признании за ней права на компенсацию проезда по территории Российской Федерации, как реабилитированному лицу, суд считает излишне заявленным, так как ФИО2, будучи реабилитированным лицом, обладает правом денежной компенсации расходов на проезд, и требование о взыскании компенсации расходов вытекает из данного права.

На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Учитывая, что истец в силу п.11 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче рассматриваемого иска в суд, то в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований (15,41%), что составляет 186 рублей 47 копеек.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Тюменцевскому району» в пользу ФИО2 в счет компенсации расходов на проезд 5187 (пять тысяч сто восемьдесят семь) рублей 93 копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Тюменцевскому району» в доход бюджета муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края государственную пошлину в размере 186 рублей 47 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Тюменцевский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: А.Н. Савостин

Решение в окончательной форме принято 18 апреля 2022 года.