ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-950/14 от 17.02.2014 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

     17.02.2014 года Октябрьский районный суд города Самары в составе: председательствующего судьи Лобановой Ю.В., при секретаре судебного заседания Пивоваровой О.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-950/14 по иску Холодной  О.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской     Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара об обжаловании решения Управления ПФ РФ и обязании произвести перерасчет,

 УСТАНОВИЛ:

 Холодная О.И. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что дата обратилась в Управление ПФ РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара с заявлением о перерасчете пенсии на основании ответа №.../ОГ от дата Федеральной службы государственной статистики, где представлены имеющиеся данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ за 1988-1992 годы в масштабе цен соответствующих лет. дата на обращение истец получила ответ №.../Хар. от дата, протокол №... от дата и решение №... от дата в соответствии с которыми ей было отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости, так как ею были представлены сведения о среднемесячной начисленной заработной плате работников нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации за 1988-1992 годы, направленные Федеральной службой Государственной статистики, а не справка о заработной плате за указанный период. Истец считает, что вышеуказанным решением нарушено ее право на перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости. Холодная О.И. является пенсионером по старости с дата Пенсия была назначена с учетом ежемесячного заработка за период 2000-2001г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, коэффициент при этом составил *** что составляет *** от максимально возможного коэффициента (1,2). Общий трудовой стаж в нефтедобывающей промышленности с дата по дата составляет ***. Стаж в период с дата по дата был подтвержден в суде Советского района г.о. Самара на основании показаний свидетелей. С дата по дата стаж подтверждается справкой №... от дата дата Холодная О.И. направила письмо в Федеральную службу государственной статистики с просьбой выдать справку с информацией о средней заработной плате инженера в нефтяной промышленности в России за период с дата по дата для предоставления в Управление Пенсионного фонда по Самарской области для перерасчета пенсии. В своем ответе от дата №.../ОГ Федеральная служба государственной статистики сообщила, что не располагает сведениями о заработной плате работников по профессиям и должностям за 1988-1992 годы, так же в свою очередь Федеральная служба государственной статистики приводит имеющиеся данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ за 1988-1992 годы, в масштабе цен соответствующих лет, рублей: Так же, Федеральная служба государственной статистики сообщила, что ежемесячные данные за указанные годы по профессиям и должностям не разрабатывались. Общий стаж в должности ИТР в нефтедобывающей промышленности составляет ***. П/о «Грознефть» относится к нефтедобывающей промышленности. Истец в период с дата по дата работала в должности *** и заработная плата была выше заработной платы рабочего, но, к сожалению, свою заработную плату инженера за вышеуказанный период она подтвердить не может по вышеуказанным причинам. Считает, что при назначении пенсии с учетом ежемесячного заработка за 2000-2001г.г. были нарушены ее права. Наиболее выгодным вариантом назначения пенсии для Холодной О.И. является среднемесячный заработок за периоды работы с 1988 г. по 1992 г. Поэтому считает, что при расчете трудовой пенсии ГУ Управлению ПФ РФ Советского района г.Самара необходимо основываться на ответе от дата №.../ОГ Федеральной службы государственной статистики, учитывая заработную плату работников нефтедобывающей промышленности РФ за 1988-1992 годы.

     Просит суд признать незаконным Решение №... от дата Управления ПФ РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара; Обязать Управление ПФ РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара произвести перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости Холодной О.И. по справке №.../ОГ от дата, выданной Федеральной службой Государственной статистики, учитывая среднемесячную, начисленную заработную плату работников нефтедобывающей промышленности РФ за 1988-1992г.г., с момента наступления пенсионных прав (дата).

     В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.

     Представитель ответчика Коломиец О.В., по доверенности от 02.10.2013 года № 28, иск не признала, предоставила отзыв на иск, из которого следует, что согласно положениям п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработной плате, среднемесячный заработок может быть определен на основании косвенных документов (учетные карточки членов партийные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки или листы) подтверждающих индивидуальный фактический заработок на конкретном предприятии, при условии соблюдения процессуальных действий (Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2001г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников"), только в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документом отсутствует за весь период трудовой деятельности. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрен особый порядок установления среднемесячного заработка для лиц, первичные документы о заработке которых не сохранились в результате чрезвычайных ситуаций. Решение вопроса по исчислению заработка лицам, работавшим в Чеченской Республике, исходя из сведений о тарифной ставке по соответствующей специальности, указанной в трудовой книжке, или среднемесячной заработной в стране за соответствующий период работы не представляется возможным. Данные меры никогда не применялись в отечественном пенсионном законодательстве, несмотря на массовые случаи утраты документов о заработке в результате чрезвычайных ситуаций.

     Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

     В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

     Из представленных документов следует, что Холодная О.И. является пенсионером по старости с дата. Пенсия назначена с учетом ежемесячного заработка за период 2000-2001г.г. по сведениям индивидуального (персонофицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, коэффициент при этом составил ***, что составляет *** от максимально возможного коэффициента (1,2).

 Истец указывает, что общий трудовой стаж в нефтедобывающей промышленности с дата по дата составляет *** Стаж в период с дата по дата был подтвержден в суде Советского района г.о. Самара на основании показаний свидетелей. С дата по дата стаж подтверждается справкой №... от дата

 Согласно ответу от дата №.../ОГ Федеральная служба государственной статистики сообщила, что не располагает сведениями о заработной плате работников по профессиям и должностям за 1988-1992 годы, так же в свою очередь Федеральная служба государственной статистики приводит имеющиеся данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ за 1988-1992 годы, в масштабе цен соответствующих лет, рублей: Так же, Федеральная служба государственной статистики сообщила, что ежемесячные данные за указанные годы по профессиям и должностям не разрабатывались.

 дата обратилась в Управление ПФ РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара с заявлением о перерасчете пенсии на основании ответа №.../ОГ от дата Федеральной службы государственной статистики, где представлены имеющиеся данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ за 1988-1992 годы в масштабе цен соответствующих лет.

 Согласно ответу №.../Хар. от дата, протокола №... от дата и решения №... от дата истцу было отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости, так как ею были представлены сведения о среднемесячной начисленной заработной плате работников нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации за 1988-1992 годы, направленные Федеральной службой Государственной статистики, а не справка о заработной плате за указанный период.

 Суд полагает, что требования истца основаны на неправильном толковании норм действующего пенсионного законодательства.

 Согласно ст. 17 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

 В соответствии с положениями п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.3001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установлены пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

 Пунктом 3 приведенной нормы предусмотрено определение среднего заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

 Управление Пенсионного фонда обеспечивает контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения пенсий в строгом соответствии с законодательными актами, не выходя за пределы установленных полномочий.

 Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 2 ст. 24 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.

 Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

 В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

 Как следует из совместного письма Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г., в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

 Таким образом, пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

 Какие-либо усредненные показатели - средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.

 Представленная истицей справка из Федеральной службы государственной статистики не может служить основанием для установления факта получения заработной платы в определенном размере, так как содержащиеся в ней сведения не доказывают факт получения указанного заработка непосредственно истицей.

 Указанная правовая позиция подтверждается и частью 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которого, исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.

 Таким образом, действующим пенсионным законодательством Российской Федерации не предусмотрен особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников.

 Таким образом, решение №... от дата соответствует пенсионному законодательству и не может быть признано судом незаконным, из представленных истцом статистических данных о среднемесячном начислении заработной платы работникам нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ за 1988-1992 г., в масштабе цен соответствующих лет, нельзя сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца, в связи с чем иск в этой части также удовлетворению не подлежит.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Холодной  О.И. отказать.

 Решение может быть обжаловано в Самарской областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

 В окончательной форме решение суда принято 24.02.2014 г.

 Судья:                   Ю.В.Лобанова