Дело № 2-950/2020
УИД 27RS0006-01-2020-000579-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 24 июля 2020 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Чуешковой В.В.,
при секретаре Бондарь К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края, мотивировав свои требования следующим.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Её мать - ФИО2, лишили родительских прав (решение Амурского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ), отца - ФИО3 заявитель никогда не видела (справка Формы 25 прилагается). В возрасте 8 лет ФИО1 попала в детский дом № г. Амурска. В девять лет ФИО1 определили в приемную семью ФИО4, (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ).
С детства ФИО1 серьезно относилась к учебе, мечтала поступить в высшее учебное заведение, получить профессию и поэтому очень старалась получить хороший аттестат (аттестат о среднем общем образовании, характеристика со школы прилагаются). С целью поступления на факультет психологии и социальногуманитарных технологий Педагогического института Тихоокеанского государственного университета заявитель приехала в город Хабаровск, где планирует после получения профессии остаться жить и работать.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых домещений на территории Хабаровского края.
В связи с тем, что МЖКХ Хабаровского края не предоставило ей жилое помещение, ФИО1 не может оформить регистрацию по месту жительства, не имеет возможности использовать своё право на ежемесячную компенсацию расходов за наем жилого помещения, так как не может найти собственника жилого помещения, желающего заключить с ней договор, знакомых у неё в городе нет. На данный момент ФИО1 проживает в Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, попавших в трудную жизненную ситуацию «Обновление».
Установление юридического факта проживания ФИО1 на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края имеет юридическое значение и необходимо для дальнейших действий - постановки на учет в ЦЗН, трудоустройство, до поступления в ВУЗ и других. ФИО1 не может устроиться на работу, так как не имеет регистрации по месту жительства.
Проживание гражданина Российской Федерации по месту жительства в жилом помещении без регистрации свыше установленных законом сроков - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. ФИО1 как законопослушный гражданин желает, чтобы её пребывание на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края являлось законным.
На основании изложенного, ФИО1 просит установить факт её постоянного проживания на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В судебное заседание не явилась заявитель – ФИО1 О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Об уважительности причин не явки в судебное заседание не сообщила, об отложении дела слушанием не ходатайствовала.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц: УМВД России по Хабаровскому краю, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Центр занятости населения г. Хабаровска. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. УМВД России по Хабаровскому краю предоставило письменный отзыв на заявление ФИО1, согласно которому решение суда об установлении факта по данному делу не повлечет для заявителя правовых последствий в виде регистрации по месту жительства.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте слушания дела.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факт постоянного проживания.
В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Главой 27 ГПК РФ процедура установления факта, имеющего юридическое значение отнесена к особому производству.
В силу ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, предоставлено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировано право на жилище.
В соответствии со ст. 20 ГК Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а так же исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством был введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно вышеуказанным правилам, в целях регистрации по месту жительства гражданина предоставляет в орган регистрационного учета документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно п. 24 Правил, граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном Правилами. Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания.
Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020г. N 460 (ред. от 10.06.2020г.) утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", которые устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Для постановки на учет в целях поиска подходящей работы необходимо представить в центр занятости населения (независимо от места жительства или места пребывания в РФ) заявление в электронной форме. В определенных случаях надо также представить документы на детей. Представление других документов не требуется, все необходимые сведения центр занятости самостоятельно запрашивает в ПФР, а также с ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния и в МВД России.
Ранее, порядок регистрации безработных граждан и постановки их на учет в ЦЗН регулировался Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012г. N 891. Согласно которым, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществлялась государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании и о квалификации, об обучении, об ученых степенях и ученых званиях (пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201); г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2019 N 318).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта; б) документа об образовании.
Как следует из приведенных норм действующего законодательства, сведения о регистрации для постановки на учет в ЦЗН не требуются.
Требование о наличии в паспорте штампа о регистрации по месту жительства в трудовом законодательстве не содержится, поэтому отсутствие в общегражданском паспорте штампа о регистрации не является основанием для отказа в трудоустройстве, оформление работника осуществляется при предъявлении им документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, содержащей их исчерпывающий перечень.
Как следует из толкования норм ТК РФ, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (ст. 64 ТК РФ).
Соответственно запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Как указано в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015), отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также противоречит ч. 2 ст. 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Справкой от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерства образования и науки Хабаровского края Отдела опеки и попечительства по Амурскому муниципальному району.
Мать заявителя - ФИО2 лишена родительских прав решением Амурского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ Отцом, согласно актовой записи о рождении и свидетельства о рождении ФИО1 записан ФИО3 на основании заявления матери.
Согласно Распоряжению Главы Амурского муниципального района Хабаровского края № о ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определена в приемную семью ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>. До указанного распоряжения, ФИО1 являлась воспитанницей Детского дома № г. Амурска Хабаровского края.
ФИО1 с 2006 по 2017 годы обучалась в МБОУ СОШ №<адрес> и получила аттестат о среднем общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжению министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 2 статьи 2 Закона Хабаровского края от 10 декабря 2012 г. № 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Номер учетного дела ФИО1 - № Жилое помещение государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения будет предоставлено ФИО1 после приобретения либо строительства жилых помещений по месту ее жительства, указанному в материалах учетного дела (<адрес>), о чем она будет проинформирована министерством.
Согласно Адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Адресом убытия указан <адрес>. В настоящее время зарегистрированной по месту жительства (пребывания) на территории Хабаровского края не значится.
Согласно Уведомлению ФСГР,кадастра и картографии от 21 и 30 июля 2020 года, в ЕГРН отсутствует информация о правах ФИО1 на объекты недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Справке-характеристике ОМВД России по Хабаровскому району от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 проживает на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского района Хабаровского края. Жалоб не поступало, на учете в ОМВД России по Хабаровскому району – не состоит.
Согласно Протоколу № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 освобождена от административной ответственности и ограничились устным замечанием по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ (за проживание по недействительному паспорту – не произведен обмен паспорта по достижении 20 летнего возраста).
Согласно Справке Автономной некоммерческой организации социальной поддержки людей, попавших в трудную жизненную ситуацию «Обновление» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находится и проживает в центре по адресу: <адрес> с августа 2019г года по день выдачи справки, находится трудной жизненной ситуации и не имеет средств для обеспечения.
ФИО1 в своем заявлении просит установить юридический факт постоянного проживания на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края, что по её мнению, повлечет для нее правовые последствия в виде регистрации по месту жительства, постановку на учет в ЦЗН для поиска работы и трудоустройство.
Как следует из приведенных судом ранее норм, для постановки на учет в ЦЗН для поиска работы и трудоустройства, установление факта постоянного проживания в определенном муниципальном районе Хабаровского края не требуется.
С целью регистрации ФИО1 по месту жительства ей необходимо обратиться с заявлением к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, предоставив документ, удостоверяющий личность, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном Правилами, по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Заявителем не подтвержден факт постоянного проживания на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края, как и факт невозможности устроиться на работу, встать на учет в ЦЗН и получить регистрацию по месту пребывания, как лица без определенного места жительства в соответствии с нормами действующего законодательства. Допустимых и достоверных доказательств в силу требований ст. 56 ГПК РФ, ФИО1 в подтверждение приведенных ею доводов не представлено. Как и доказательств того, что она обращалась в соответствующие органы с определенными заявлениями и получила отказ.
На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что установление юридического факта постоянного проживания ФИО1 на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края, не повлечет для нее правовых последствий в виде регистрации по месту жительства. В связи с чем, не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1 об установлении юридического факта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167, 194 – 199, 264-268 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Хабаровского краевого суда через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.08.2020г.
Судья В.В. Чуешкова