РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2021 года г. Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Дорошкова А.В.,
при секретаре Бурцевой Ю.С.,
с участием представителя истца старшего помощника Киреевского межрайонного прокурора по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АлюрСтрой» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском ООО «АлюрСтрой» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции, указывая на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции на предприятиях, в организациях, учреждениях, осуществляющих деятельность на территории района. При проверке установлено, что в ООО «АлюрСтрой» не разработаны и не реализуются меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, чем создается благоприятная почва для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц организации, определенные в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Непринятием данных мер создаются благоприятные условия для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц организации. О необходимости разработки и принятия мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, межрайонным прокурором было указано в представлении, направленном в адрес генерального директора ООО «АлюрСтрой» от 4 декабря 2020 года. Однако требования не выполнены, указанные меры ООО «АлюрСтрой» не разработаны и не реализуются. Не принятие организацией мер по противодействию коррупции нарушает права неопределенного круга лиц за защиту от коррупционных проявлений, нарушает установленные законом основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В судебном заседании представитель истца Киреевского межрайонного прокурора по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить.
Ответчик ООО «АлюрСтрой» в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение просило принять на усмотрение суда.
Руководствуясь положениями статьей 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Преамбула Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, что настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Статьей 13.3 данного Федерального закона предусмотрено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В соответствии с вышеуказанной нормой закона, во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации).
Из пункта 1 Методических рекомендаций следует, что их целью является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются:
- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
Согласно пункту 3 Методических рекомендаций настоящие Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
В организации Методические рекомендации могут быть использованы широким кругом лиц.
Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:
- получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;
- получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер;
- разработки основ антикоррупционной политики в организации.
Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:
- разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.
Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях:
- получения сведений об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в ООО «АлюрСтрой» не разработаны и не реализуются меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, чем создается благоприятная почва для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц организации.
О необходимости разработки и принятия мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, межрайпрокурором было указано в представлении, направленном в адрес генерального директора ООО «АлюрСтрой» от 4 декабря 2020 года.
Однако требования межрайпрокурора не выполнены, до настоящего времени указанные меры ООО «АлюрСтрой» не разработаны и не реализуются.
Не принятие организацией мер по противодействию коррупции нарушает права неопределенного круга лиц на защиту от коррупционных проявлений, нарушает установленные законом основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Из вышеизложенного следует, что непринятие организацией мер по противодействию коррупции нарушает права неопределенного круга лиц на защиту от коррупционных проявлений, нарушает установленные законом основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе, справкой от 29 июня 2021 года о проведении проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции на предприятиях, в организациях, учреждениях, осуществляющих деятельность на территории района; представлением Киреевского межрайонного прокурора от 4 декабря 2020 года о необходимости разработки и принятия мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции; сообщением директора ООО «АлюрСтрой» о рассмотрении представления Киреевского межрайонного прокурора от 10 декабря 2020 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «АлюрСтрой».
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АлюрСтрой» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции являются обоснованными, а следовательно, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АлюрСтрой» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции удовлетворить.
Обязать ООО «АлюрСтрой» в срок до 1 сентября 2021 года разработать меры, направленные на предупреждение коррупции в ООО «АлюрСтрой».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: