УИД 51RS0001-01-2022-000268-03
Дело №2-950/2022
Изготовлено 29.03.2022.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 марта 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Масловой В.В.,
при помощнике судьи Губиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к КИО г.Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что истец зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: г.Мурманск, <адрес>. Указанное жилое помещение получил ФИО4 (отец истца) на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Обращение в КИО г.Мурманска с заявлением о приватизации указанного жилого помещения оставлено без удовлетворения.
Спорное жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности, однако процедура отнесения к специализированному жилому фонду ответчиком не осуществлена.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах на данный объект недвижимости, что свидетельствует о том, что в нарушение требований законодательства статус жилого помещения до настоящего времени не определен.
Таким образом, жилое помещение является муниципальной собственностью и входит в муниципальный жилой фонд, что влечет утрату им статуса служебного помещения в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Отсутствие надлежащих документов, подтверждающих статус спорного жилого помещения, не может препятствовать осуществлению гражданами жилищных прав, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Ранее истец не участвовала в приватизации жилых помещений, иного жилого помещения в собственности не имеет.
Просит суд признать жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: г.Мурманск, <адрес>, утратившим статус служебного жилого помещения, а также обязать КИО г.Мурманска заключить договор на бесплатную передачу указанного жилого помещения в собственность ФИО1
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске. Полагал незаконным отказ комитета имущественных отношений. По его мнению при передаче жилого помещения в собственность муниципального образования оно автоматически теряет статус служебного. К таким помещениям должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору найма. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика КИО г.Мурманска ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что согласно решению Мурманского городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дома за строительным номером 2 и 3 по <адрес> в г. Мурманске введены в эксплуатации. Из указанного документа также следует, что дома с момента постройки фактически находятся в муниципальной собственности.
В последующем на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» <адрес> в г. Мурманске включен в реестр казны муниципальной собственности, учтен в составе казны муниципального образования город Мурманск.
Решением исполнительного комитета Мурманского городского совета депутатов трудящихся от 13.07.1971 №3 за домоуправлениями райжилуправлений и эксплуатирующими организациями коммунального хозяйства закреплена служебная площадь. Таким образом, на момент предоставления жилого помещения ФИО4 и членам его семьи спорное жилое помещение состояло на учете в качестве специализированного.
Вместе с тем, спорное жилое помещение включено в перечень «Предприятий, имущества передаваемых в муниципальную собственность города Мурманска» и учтена в реестре муниципальной собственности города Мурманска.
Таким образом спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1. При этом был произведен учет недвижимого имущества, а не фактическая передача имущества от одного собственника к другому. Полагала, что не имеется оснований для удовлетворения требований, просила в иске отказать.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу части 2 статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Мурманского городского Совета депутатов трудящихся №2 от 30.07.1971 введены в эксплуатацию два 72-квартирных жилых дома (строительные номера 2 и 3) по <адрес>, принадлежащих УКСу горисполкома.
Указанное следует из представленного стороной ответчика Плана застройки. Заказчиком при строительстве указан ОКС горисполкома.
Решением Мурманского городского Совета депутатов трудящихся №3 от 13.07.1971 за Управлением «Водоканал» закреплена служебная площадь по адресу: г.Мурманск, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного ордера №, выданного Первомайским райисполкомом г.Мурманска, работнику Облводоканала ФИО4 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г.Мурманск, <адрес>, на состав семьи из 4 человек, включая жену ФИО7, дочерей ФИО5,, ФИО8
Как следует из справки ГОБУ «МФЦ МО» формы №9 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы истец ФИО1, третье лицо ФИО5ФИО4 и ФИО7 также были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ и сняты с регистрации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, в связи со смертью (л.д.44).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества города Мурманска спорное жилое помещение внесено в реестр муниципального имущества г.Мурманска на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (включено в «Перечень предприятий, имущества передаваемых в муниципальную собственность г.Мурманска», утвержденном постановлением малого Совета Мурманского городского Совета народных депутатов от 26.06.1992 №16/89; в перечень жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности г.Мурманска, утвержденном постановлением администрации г.Мурманска от 17.02.1999 №575) и учтено в реестре муниципального имущества г.Мурманска (в перечне объектов недвижимого имущества (жилищного фонда), относящихся к собственности муниципального образования г.Мурманск), утвержденном решением Мурманского городского Совета от 30.05.2005 №9-104 (приложение №2 к указанному решению).
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Решением исполнительного комитета Мурманского городского совета депутатов трудящихся от 13 июля 1971 года № 3 за домоуправлениями райжилуправлений и экплуатирующими организациями коммунального хозяйства закреплена служебная площадь.
Таким образом, на момент предоставления жилого помещения ФИО4 и членам его семьи спорное жилое помещение состояло на учете в качестве специализированного.
Постановлением администрации города Мурманска № 575 от 17 февраля 1999 года сформирован реестр муниципальной собственности города Мурманска, на Комитет по управлению муниципальным имуществом города Мурманска возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием города Мурманска в едином государственном реестре в Мурманском областном департаменте регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определены основные положения по разграничению государственной собственности и установлено, что отдельные виды объектов государственной собственности, передаются в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В частности, пунктом 2 указанного Постановления и приложением № 3 к нему к муниципальной собственности отнесены все объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, за исключением объектов федеральной собственности, указанных в приложениях 1 и 2, в том числе и жилой фонд.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления были вправе самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года.
Как указывалось выше трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Мурманск, <адрес> внесена в реестр муниципальной собственности города Мурманска на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, включена в перечень «Предприятий, имущества передаваемых в муниципальную собственность города Мурманска» и учтена в реестре муниципальной собственности города Мурманска.
Таким образом, спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1. При этом был произведен учет недвижимого имущества в составе муниципальной казны, а не фактическая передача имущества от одного собственника к другому собственнику.
Доказательств обратного стороной истца не представлено и судом не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципального имущества.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-I установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
По общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
При этом положения статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в данных правоотношениях применению не подлежат.
В соответствии со статьей 7 Закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
То есть, применение положений статьи 7 названного выше закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
Решением Мурманского городского Совета депутатов трудящихся №3 от 13.07.1971 за Управлением «Водоканал» закреплена служебная площадь по адресу: г.Мурманск, <адрес>.
Согласно списку работников Облводоканала на получение служебной жилой площади за счет повторного заселения, представленному ГОКУ «Государственный архив Мурманской области», ФИО4 и членам его семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г.Мурманск, <адрес>.
Согласно сведениям, представленным ГОУП «Мурманскводоканал», Областное производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства (Облводоканал) создано 01.11.1973.
07.02.1992 зарегистрировано Областное производственное объединение «Мурманскоблводоканал». 05.07.1995 на базе областного производственного объединения «Мурманскводоканал» создано государственное областное предприятие «Мурманскводоканал», которое 07.04.1998 реорганизовано в ГОУП «Мурманскводоканал» и ГОУП «Мурманводоканалстрой».
На основании Постановления Совета министров – Правительства РФ от 22.11.1993 №1191 Областное производственное объединение водопроводно-канализационного хозяйства «Облводоканал» передано в государственную собственность Мурманской области.
Факт внесения спорного жилого помещения в реестр муниципального имущества не предполагает изменение статуса жилого помещения, решение о выводе жилого помещения из муниципальной собственности не принималось.
С принятием Жилищного кодекса РФ и введением его в действие с 01.03.2005 служебные жилые помещения в силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ отнесены к жилым помещениям специализированного жилого фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом VI Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Правительства РФ №42 от 26.01.2003 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в силу которых включение жилого помещения в специализированный фонд соотнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда, производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Однако доказательств тому, что спорное жилое помещение в установленном жилищным законодательством порядке исключено собственником из категории специализированного жилого фонда, равно как и принималось решение о предоставлении ФИО4 спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, материалы дела не содержат.
При этом отсутствие регистрации жилого помещения в качестве служебного в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также не свидетельствует о недействительности статуса служебного жилого помещения и не изменяет этого статуса.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку, согласно статье 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права
Таким образом, поскольку, спорное жилое помещение не выведено из категории служебных жилых помещений, федеральные законы исключают приватизацию служебных жилых помещений, к отношениям по пользованию истцом спорным жилым помещением не могут быть применены нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Маслова