ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-951/18 от 26.07.2018 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2018 года г. Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Гришиной Л.Ю.,

при секретаре Синяевой И.А.,

с участием представителя истца по доверенности –старшего помощника прокурора Сергеевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-951/18 по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водо-ресурс» о понуждении к утверждению в установленном законом порядке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения,

у с т а н о в и л:

Киреевский районный прокурор Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водо-ресурс» о понуждении к утверждению в установленном законом порядке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов ООО «Водо-ресурс». ООО «Водо-ресурс» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.02.2018 г. и действует на основании устава, утвержденного решением № 2 единственного участника от 08.11.2017 г. В соответствии с п. 1.2. устава ООО «Водо-ресурс» видами деятельности общества являются: строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, строительство жилых и нежилых зданий и другие. ООО «Водо-ресурс» является организацией, эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети, водозаборы, насосные станции, канализационно-насосные станции г. Липки Киреевского района для обеспечения водоснабжением и водоотведением населения указанного населенного пункта. ООО «Водо-ресурс», осуществляющее регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения должно было в установленном законодательством порядке обратится в Комитет Тульской области по тарифам с заявлением об установлении тарифа на регулируемые виды деятельности; осуществлять расчет платы за поставляемую потребителями услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке.

Между тем проверкой установлено, что в отсутствие утверждённых в установленном порядке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО «Водо-ресурс», указанная организация за ноябрь, декабрь 2017 года, январь 2018 года производило расчёт и начисление платы за поставляемые услуги водоснабжения и водоотведения жителям г. Липки Киреевского района, применяя для расчета платы за услуги водоснабжения и водоотведения тарифы, утвержденные для ООО «ВодКомСервис» на 2016 год. Указанный тариф установлен в договорах аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01.11.207, 01.12.2017, 01.01.2018, 01.02.2018, 01.03.2018, 01.04.2018, 01.05.2018, заключенных между ООО «Водо-ресурс» и администрацией муниципального образования г. Липки Киреевского района. В свою очередь данные договора аренды заключаются каждый месяц на основании протоколов внеочередных заседаний комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования г. Липки Киреевского района. Всего населению муниципального образования г. Липки Киреевского района за период с ноября 2017 по май 2018 ООО «Водо-ресурс» за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению начислено 9277512,75 руб.

Как указывает истец, по фактам выявленных нарушений закона 12.02.2018 на имя генерального директора ООО «Водо-ресурс» вынесено представление об устранении нарушений закона. Представление прокурора рассмотрено, однако меры к утверждению в установленном порядке тарифов регулируемые виды деятельности не принято. Непринятие мер к утверждению в установленном порядке тарифов регулируемые виды деятельности приводит к незаконным начислениям по оплате потребленных услуг водоснабжения и водоотведения населению муниципального образования г. Липки Киреевского района, что в конечном итоге повышает социальную напряженность в муниципальном образовании и приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.

В силу изложенного, просит суд обязать ООО «Водо-ресурс» принять меры к направлению заявления об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в комитет Тульской области по тарифам.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Киреевского межрайонного прокурора Сергеева Н.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Водо-ресурс»в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений не представил.

На основании положений ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу п.п. 5 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 5Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации принято Постановление № 406 от 13.05.2013 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 4 Основ ценообразования установлено, что в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:

а) в сфере холодного водоснабжения:тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);тариф на техническую воду;тариф на транспортировку воды;тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа);тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;

б) в сфере горячего водоснабжения:тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);тариф на транспортировку горячей воды;тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;

в) в сфере водоотведения:тариф на водоотведение;тариф на транспортировку сточных вод;тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с п. 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой.

Из положений п. 13 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения следует, что открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с п. 14 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

В соответствии с п. 38Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурс снабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Таким образом, из требований норм действующего законодательства следует, что ООО «Водо-ресурс», осуществляющее регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения должно было в установленном законодательством порядке обратится в Комитет Тульской области по тарифам с заявлением об установлении тарифа на регулируемые виды деятельности; осуществлять расчет платы за поставляемую потребителями услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке.

Судом установлено, что в соответствии с п. 1.2. устава ООО «Водо-ресурс» видами деятельности общества являются: строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, строительство жилых и нежилых зданий и другие.

ООО «Водо-ресурс» является организацией, эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети, водозаборы, насосные станции, канализационно-насосные станции г. Липки Киреевского района для обеспечения водоснабжением и водоотведением населения указанного населенного пункта.

Как следует из материалов дела и подтверждается проверкой, проведенной Киреевской межрайонной прокуратуры, что ООО «Водо-ресурс» за ноябрь, декабрь 2017 года, январь 2018 года производило расчёт и начисление платы за поставляемые услуги водоснабжения и водоотведения жителям г. Липки Киреевского района, применяя для расчета платы за услуги водоснабжения и водоотведения тарифы, утвержденные для ООО «ВодКомСервис» на 2016 год, т.е. в отсутствие утверждённых в установленном порядке для ООО «Водо-ресурс».тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.Указанный тариф установлен в договорах аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01.11.207, 01.12.2017, 01.01.2018, 01.02.2018, 01.03.2018, 01.04.2018, 01.05.2018, заключенных между ООО «Водо-ресурс» и администрацией муниципального образования г. Липки Киреевского района.

Как следует из договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведенияот 01.11.207, 01.12.2017, 01.01.2018, 01.02.2018, 01.03.2018, 01.04.2018, 01.05.2018, договора заключаются каждый месяц на основании протоколов внеочередных заседаний комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования г. Липки Киреевского района.

Из письма ООО «Водо-ресурс» от 28.06.2018 года следует, что начисления по водоснабжению и водоотведению за период с 01.11.2017 по 31.054.2018 составило: ноябрь – 574018,65 руб.; декабрь – 1353270,94 руб.; январь – 1523089,54 руб.; февраль – 1466119,85 руб.; март – 1397015,09 руб.; апрель – 1363330,79 руб.; май – 1600668,89 руб.

12.02.2018 года на имя генерального директора ООО «Водо-ресурс» вынесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

Из письма ООО «Водо-ресурс» от 27.02.2018 года следует, что представление межрайпрокурора было рассмотрено и принято решение незамедлительно принять меры к утверждению в установленном законом порядке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, за допущенные нарушения приказом от 28.02.2018 года к дисциплинарной ответственности в виде замечания привлечен инженер ООО «Водо-ресурс» ФИО5

Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что непринятие мер к утверждению в установленном порядке тарифов регулируемые виды деятельности приводит к незаконным начислениям по оплате потребленных услуг водоснабжения и водоотведения населению муниципального образования г. Липки Киреевского района, что в конечном итоге повышает социальную напряженность в муниципальном образовании и приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд считает требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водо-ресурс» о понуждении к утверждению в установленном законом порядке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведенияобоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водо-ресурс» о понуждении к утверждению в установленном законом порядке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водо-ресурс»принять меры к направлению заявления об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в комитет Тульской области по тарифам.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий