ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-951/19 от 10.04.2019 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-951/2019(24RS0040-01-2019-000847-27)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Норильск 10 апреля 2019 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Крамаровской И.Г.,

при секретаре Дзобаевой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края о восстановлении срока назначения страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР в г. Норильске о назначении страховой пенсии по старости с более раннего периода, указывая, что в 2015г. для уточнения срока выхода на пенсию и уточнения перечня необходимых документов в связи с работой во вредных условиях труда в г. Тирасполь Приднестровской Молдавской республике в период с 1990-1996г. она обратилась на прием в пенсионный фонд. Изучив документы, специалист просчитал её северный стаж и ориентировочную дату выхода на пенсию на 05.05.2018г. При этом ей было рекомендовано собрать все остальные справки и сдать полный пакет документов на заблаговременную комиссию в ноябре 2017г. для проверки данных пенсионным фондом. Также был выдан талон на прием к специалисту на 23.11.2017г. В назначенную дату она сдала документы. Результат решения заблаговременной комиссии обещали сообщить по телефону не раньше конца февраля 2018г. Так как никто не позвонил в марте 2018г. она обратилась в пенсионный фонд г. Норильска самостоятельно. Ей было рекомендовано срочно писать заявление о назначении пенсии, так как она уже просрочила время. Учитывая сомнения в правильности данного решения, она записалась на прием к начальнику пенсионного отдела через приемную пенсионного фонда г. Норильска на 14.03.2018г.. На приеме её уверили, что необходимо писать заявление, что она и сделала 15.03.2018г. через МФЦ г. Норильска. Через несколько дней по телефону её пригласили в пенсионный фонд для сдачи недостающих оригиналов документов и сказали узнавать результат через три месяца.

В конце июня 2018 г. она обратилась в первое (справочное) окно пенсионного фонда за результатом. Информации о назначении пенсии в базе еще не было и рекомендовали прийти через 10 дней. В начале июля она обратилась повторно. Информации не было, дело в работе. В июле после подачи жалобы на сайт госуслуг, поскольку ей не было ответа, позвонил специалист пенсионного фонда и пригласил на прием, где было разъяснено, что в связи с отсутствием ответа из г. Тирасполя ПМР о работе во вредных условиях по списку №2 был вынесен отказ на её заявление от 15.03.2018г. Она предложила написать новое заявление о назначении пенсии хотя бы с июля 2018г., так как на предыдущее был вынесен отказ. Ей было разъяснено, что при запросах в страны бывшего СНГ срок рассмотрения дела увеличивается и при поступлении всех необходимых ответов на запросы в пенсионный фонд ей без проблем оплатят весь срок с момента подачи заявления. С июля по сентябрь она постоянно созванивалась со специалистами пенсионного фонда. В октябре 2018г. последний документ был получен пенсионным фондом г. Норильска. 04.12.2018г., посетив очередной раз начальника клиентской службы, ей сообщили, что при окончательной проверке документов было выявлено, что на момент подачи заявления о назначении пенсии, а именно 15.03.2018г. не выработано 15 лет северного стажа и не хватает несколько месяцев. Нужно подать новое заявление о назначении пенсии, и с этого числа и будет назначение пенсии, так как все документы собраны в полном объеме. Считает, что на лицо ошибка специалистов пенсионного фонда. Пенсию назначили с 04.12.2018г. поскольку дата выработки 15 лет стажа в районах Крайнего Севера -30.06.2018г. Таким образом она потеряла срок получения страховой пенсии с 30.06.2018г. по 03.12.2018г. На период с 30.06.2018г. по 30.11.2018г. ей также полгалась компенсация на иждивенца (дочь ФИО2 08.11.1995г. рождения, студентка очной формы обучения Норильского государственного индустриального института (проживающая совместно со мной). Документы, подтверждающие право на компенсацию, были вовремя поданы в пенсионный фонд. В связи с чем считает, что её права были нарушены и по ошибке специалистов пенсионного фонда г. Норильска она не получила положенные ей выплаты с 30.06.2018г. по 03.12.2018г. Просит признать за ней право в назначении страховой пенсии и компенсации на иждивенца с 30.06.2018г. и выплаты причитающейся суммы.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что после вынесения решения об отказе в назначении пенсии она самостоятельно созванивалась с организацией в г.Тирасполь, где раньше работала и просила ускорить процесс проведения проверки и предоставления документов в пенсионный фонд г.Норильска. Считает, что ошибка в подаче ей заявления о назначении пенсии в марте 2018г., а не в мае 2018г. со стороны сотрудников пенсионного фонда. Поскольку у специалистов пенсионного фонда г.Норильска с ноября 2017г. были все данные по трудовому стажу. Кто просчитывал северный стаж на заблаговременной комиссии ей не известно, считает, что дату подачи заявления -15 марта 2018г. ей определили не правильно, необходимо было позже обращаться с заявлением о назначении пенсии.

Представитель УПФР в г. Норильске ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования не признала. Представила письменные возражения, согласно которым обязанность по представлению документов, необходимых для назначения пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возложена на лицо, обратившееся в пенсионный орган за назначением таковой. С заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО1 обратилась в УПФР в г. Норильске Красноярского края 15.03.2018. На основании документов, имеющихся в распоряжении Комиссии УПФР в г. Норильске Красноярского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц, 03.07.2018 было вынесено решение об отказе ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа на соответстсующ9их видах работ по Списку №2 не менее 10 лет. Стаж по Списку №2 документально не подтвержден. Документы из компетентного органа Республик Молдова, подтверждающие страховой и специальный трудовой стаж по списку 32 с 19.10.1990 по 22.01.1996г.. поступили только 19.10.2018г.

04.12.2018г. ФИО1 вновь обратилась в УПФР в г. Норильске Красноярского края с письменным заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по данному основанию. В связи с этим, с даты повторного обращения – 04.12.2018, истцу была назначена страховая пенсия по старости. Полагает, что права истца не нарушены, действия УПФР в г. Норильске Красноярского края правомерны, совершены в рамках действующего законодательства.

Суд рассматривает гражданское дело по правилам ст. 167 ГПК РФ при объявленной явке.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5, 6 статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 3).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч. 4).

Согласно п. 20 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.01.2016 № 14н, граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

Кроме документов, указанных в абзаце первом, для подтверждения дополнительных условий назначения указанных пенсий и обстоятельств, учитываемых при определении их размера, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, с заявлением представляются документы об обстоятельствах, предусмотренных статьями 14-16, 29.1, 30, 30.1, 30.2 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости), размер трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера указанной пенсии) по состоянию на 31.12.2014.

Пунктом 64 указанного Административного регламента предусмотрено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем – седьмом п. 80 Административного регламента.

Как установлено судом, 15 марта 2018г. ФИО1 обратилась в УПФР в г.Норильске Красноярского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предоставив пакет документов. Подтверждающий трудовой стаж. Заявление зарегистрировано за 19.03.2018г. через МФЦ.

20 марта 2018г. УПФР принято решение о проведении проверки документов (сведений), необходимых для установления (выплаты) пенсии ФИО1- проведение проверки страхового стажа с 19.10.1990г. по 08.11.1998г. за работу по Списку №2. УПФР в г.Норильске были запрошены дополнительные сведения пенсионно-социального характера в Едином государственном фонде социального страхования Приднестровской Молдавской Республики, необходимые для установления пенсии.

В этот же день УПФР вынесено решение от 20.03.2018г. о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии ФИО1 до 20.06.2018г. включительно.

В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 - подписано Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной. Вопрос о зачислении периодов работы в страховой стаж лиц, прибывших на постоянное проживание на территорию Российской Федерации, с территорий государств - участников СНГ, решается с учетом того, заключено ли между таким государствами соответствующее соглашение о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. В случае отсутствия такого соглашения, в страховой стаж подлежат периоды работы до распада СССР. После указанной даты, периоды работы подлежат включению только при перечислении лицом в Пенсионный фонд РФ соответствующие взносов. Представителем Молдавии Соглашение было подписано с оговоркой: «Эти вопросы регулируются двухсторонними соглашениями». Соответствующее Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Молдова было подписано 10.02.1995 и вступило в силу 04.12.1995.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии со ст. 11 Соглашения полномочные органы информируют друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, его изменениях, а также принимают меры к установлению обязательств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст.1 Соглашения трудовой (страховой) стаж — продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, признаваемый в качестве таковой законодательством Сторон, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

В области пенсионного обеспечения предусмотрен обмен необходимой информацией, в связи с чем, пенсионные органы не могут выносить решения о включении в стаж периодов работы, протекавших в странах бывшего СССР после его распада, без подтверждения факта наличия данного стажа и делать заключения о соответствии представленных для назначения пенсии документов о работе, протекавшей за пределами Российской Федерации, без заключения компетентного органа иностранного государства.

Согласно подп.2 п.1 ст.30 и п.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от № 400-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых страхователем в У ПФР в г.Норильске Красноярского края.

По результатам проверки пенсионным органом первоначально представленных документов заявителя, изучения личных карточек, архивных документов занятость ФИО1 на работах, предусмотренных списком № 2, в необходимом количестве – 10 лет, документально подтверждена не была.

По истечении трехмесячного срока приостановления срока рассмотрения заявления ФИО1 о назначении пенсии в связи с не поступлением из Республики Молдова (г.Тирасполь) подтверждения трудового стажа по Списку №2, 03.07.2018г. было вынесено решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Кроме того, у ФИО1 на дату подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии (15.03.2018г.) отсутствовал 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера, который на момент подачи заявления составил 14 лет 08 месяцев 15 дней.

19.10.2018г. в УПФР в г.Норильске Красноярского края поступили документы из компетентного органа Республики Молдова, подтверждающие страховой и социальный трудовой стаж с 19.10.1990г. по 22.01.1996г. А именно: справка от 17.08.2018г. уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, справка от 17.08.2018г. подтверждения трудового стажа ФИО1 в должности *** Тираспольской городской больницы с 19.10.1990г. по 20.11.1996г., акт от 17.08.2018г. документальной проверки факта работы ФИО1 *** при полной рабочей занятости.

Истец не отрицала в судебном заседании, что обращаясь с заявлением о назначении пенсии она предоставила некорректно составленную сотрудниками Клинической больницы г.Тирасполь справку, уточняющую особый характер работы в Тираспольской городской больнице, в которой не были указаны её дата и год рождения, сведения, подтверждающие полную занятость на льготной работе, а также сведения об уплате обязательных страховых взносов на пенсионное обеспечение, о чем ей не было известно. В результате необходимо было предоставить подтверждающие справки о льготном периоде работы в Республике Молдова, в ускорении предоставления которых она также приняла личное участие, созваниваясь с г.Тирасполь в телефонном режиме.

04.12.2018 ФИО1 вновь обратилась в УПФР в г. Норильске Красноярского края с письменным заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию. В связи с этим, на основании решения УПФР в г. Норильске Красноярского края от 17.01.2019 истцу была назначена досрочная страховая пенсия по старости с даты повторного обращения – 04.12.2018.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд полагает об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о назначении страховой пенсии по старости с 30.06.2018 по следующим основаниям.

В силу императивных требований действующего пенсионного законодательства, реализация лицом, имеющим право на пенсию, своего права на получение пенсионного содержания носит исключительно заявительный характер и возникает на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии.

При этом обязанность по представлению документов, необходимых для назначения пенсии, законом также возложена на лицо, претендующее на назначение пенсии.

На момент принятия решения 03.07.2018г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указанными выше документами, предоставленными Центром социального страхования и социальной защиты г.Тирасполь, подтверждающие период работы истца по списку № 2, пенсионный орган не располагал.

В этой связи у УПФР в г. Норильске отсутствовали правовые основания для назначения пенсии с 15.03.2018. Кроме того, оснований для назначения пенсии с 30.06.2018г. у пенсионного фонда также не имелось. Поскольку документы, подтверждающие льготный стаж для назначения пенсии истице поступили в УПФР в г.Норильске лишь 19.10.2018г., а по её заявлению от 15.03.2018г. уже было принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.

После принятого пенсионным фондом решения об отказе ФИО1 повторно обратилась с аналогичным заявлением только 04.12.2018г.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований о назначении страховой пенсии ФИО1 с более ранней даты – 30.06.2018г., у суда не имеется.

Рассматривая требования о взыскании компенсации на иждивенца с 30.06.2018г. суд приходит к следующему.

В соответствии ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в п.п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что законодателем установлена презумпция иждивенства следующих категорий лиц - нетрудоспособных членов семьи: дети, не достигшие возраста 18 лет; дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Таким образом, дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, признаются законодателем нетрудоспособными до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

При обращении к ответчику 15.03.2018г. с заявлением о назначении пенсии, истцом были представлены доказательства тому, что П., ДД.ММ.ГГГГ является её дочерью и обучается по очной форме обучения на 5 курсе на бюджетной основе ***. Срок окончания ВУЗа указан – февраль 2019 года. Данные обстоятельства следуют из свидетельства о рождении и справки выданной 20.03.2018г. ***

Учитывая, что страховая пенсия по старости ФИО1 не могла быть назначена с 30.06.2018г. по основаниям, указанным выше, соответственно право на получение выплаты компенсации на иждивенца отсутствует. Страховая пенсия истице назначена с 04.12.2018г., иждивенец– Плотникова Н.А. ДД.ММ.ГГГГ достигла возраста 23-х лет.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края о назначении страховой пенсии по старости с более раннего периода и выплаты компенсации на иждивенца с 30.06.2018г.- отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Норильского городского суда.

Председательствующий И.Г.Крамаровская

Решение принято в окончательной форме 15.04.2019.