ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-951/2014 от 19.03.2014 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

 Дело № 2-951/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 19 марта 2014 года                             Омск

 Октябрьский районный суд города Омска в составе

 председательствующего судьи Руф О.А.,

 при секретаре Ушаковой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа в выборе земельного участка, о возложении обязанности по выбору земельного участка,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование своих требований указал, что дд.мм.гггг подал заявление в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска о выборе земельного участка на территории <адрес> и предварительном согласовании места размещения. Земельный участок необходим под индивидуальное жилищное строительство, с предполагаемым местом расположения: <адрес>, за кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>. дд.мм.гггг Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска было отказано в удовлетворении заявления, в связи с тем, что Администрацией г. Омска формируются земельные участки на территории микрорайона <адрес> для реализации плана мероприятий <данные изъяты> Считает, что данный отказ нарушает его права и интересы, и просит признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в удовлетворении поданного заявления, а также возложить на Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска обязанность в обеспечении выбора земельного участка.

     В судебном заседании заявитель ФИО1 требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении.

     Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска ФИО2 (по доверенности) заявленные требования не признала. Пояснила, что в соответствии со ст. 30 ЗК РФ, существует 2 процедуры предоставления земельных участков для строительства, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Это порядок без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием. В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в аренду, и только лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка, выполнение кадастровых работ и принятие решения о проведении торгов. Согласно ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, то есть по другой процедуре, нежели заявил ФИО1. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Данная норма действует уже на протяжении длительного срока с октября 2005 года. Таким образом, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства не может осуществляться в рамках процедуры предварительного согласования места размещения объекта, посредством выбора земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК РФ. Просила в удовлетворении заявления отказать.

     Выслушав стороны, проверив материалы дела суд приходит к следующему.

 В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Как следует из ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг года ФИО1 было подано заявление в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на имя директора, главного архитектора <адрес> Т.А.Г. о выборе земельного участка на территории г. Омска и предварительном согласовании места размещения объекта (л.д. 6).

 В своем заявлении ФИО1 просил выбрать земельный участок под индивидуальное жилищное строительство с предварительным согласованием места размещения объекта в собственность.

 дд.мм.гггг Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска был дан ответ, что в соответствии со ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. В настоящее время Администрацией г. Омска формируются земельные участки на территории микрорайона <адрес> для реализации плана мероприятий <данные изъяты>) «Предоставление земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории Омской области», утвержденного Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области. Учитывая изложенное, предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным (л.д. 7).

 В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

 Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

 1) проведение работ по формированию земельного участка:

 - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

 - определение разрешенного использования земельного участка;

 -определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));

 -принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

 - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

 2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

 3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

 Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

 В соответствии со ст. 30.1. ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

 Таким образом, выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта исключительно на аукционах. В двухнедельный срок со дня обращения гражданина либо юридического лица о предоставлении земельного участка исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления должно быть принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка. Предметом аукциона может быть только сформированный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. По результатам аукциона, оформленного протоколом, заключается договор купли-продажи земельного участка либо права на заключение договора аренды такого земельного участка (ст. 30.1, 38.1 ЗК РФ).

 Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков регламентировано постановлением Правительства РФ N 808 от 11.11.2002, принятым в соответствии с Земельным и Гражданским кодексами РФ.

 Следовательно, исходя из вышеперечисленных положений ЗК РФ и иных нормативно-правовых актов, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в рамках процедуры предварительного согласования места размещения объекта невозможно.

 Более того, согласно Положению о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска утв. Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, в полномочия данного органа в сфере земельных отношений не входит организация аукционов по продажи земельных участков либо права аренды на земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

 Департамент согласно п. 19 настоящего Положения в пределах своих полномочий имеет право обеспечивать выбор земельных участков на территории г. Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

 Полномочия по организации торгов (аукционов) в сфере земельных отношений осуществляет Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска согласно п. 20 Положения о Департаменте, утв. решением Омского городского совета от 260.10.2011 № 452.

 Департамент имущественных отношений в сфере земельных отношений:

 является организатором торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена;

 согласовывает в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка;

 выполняет функции продавца земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а также прав на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена;

 заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена;

 Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что со стороны Департамента архитектура и градостроительства Администрации г. Омска отсутствует нарушение прав и законных интересов ФИО1.

 Все действия Департамента соответствуют тем полномочиям, которые регламентированы Земельным Кодексом РФ и Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, утв. Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3.

 Данный орган исполнительной власти не имеет прав по организации торгов (аукционов) для предоставления земельных участков в собственность либо в аренду для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта, а осуществляет свои функции только в рамках выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

 Поскольку гражданину ФИО1 возможно предоставить земельный участок в собственность либо в аренду только без предварительного согласования места размещения объекта в порядке проведения аукциона в соответствии с Земельным Кодексом РФ, ему необходимо обратиться в орган в полномочия которого входит функции по организации аукционов по продаже земельных участков в собственность либо по продажи права аренды под индивидуальное жилищное строительство, а именно в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.

 В соответствии со ст.ст. 55, 67 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

 Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.

 Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

 Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

 Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

 В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основании равноправия и состязательности, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

 С учетом выше изложенного заявленные требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

 Р Е Ш И Л:

     ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в выборе земельного участка, о возложении обязанности по выбору земельного участка отказать.

 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Председательствующий:         О.А. Руф

 Мотивированное решение изготовлено 24.03.2014 г.

 Председательствующий:         О.А. Руф