РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
от 21 июля 2014 года по делу № 2-951/2014
Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Коломиной Е.Н.
с участием представителя заявителя – старшего помощника прокурора ЗАТО г. Северск ФИО1
представителя органа, чьё решение обжалуется, Управления образования Администрации ЗАТО ФИО2
при секретаре Силантьевой К.С.,
рассмотрев в г. Северске в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г. Северск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, связанного с непроведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, обязании в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов,
установил:
прокурор ЗАТО г. Северск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Управления образования Администрации ЗАТО Северск, связанное с непроведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов; обязать Управление образования Администрации ЗАТО Северск в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов.
В обоснование заявленных требований указал, что Управлением образования Администрации ЗАТО Северск принимаются нормативные правовые акты, которые размещены на официальном сайте Управления образования Администрации ЗАТО Северск. Как усматривается из сообщения и.о. главы Администрации ЗАТО Северск от 03.06.2014 №**, антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и проектов таких актов, принятых и разработанных органами Администрации ЗАТО Северск, наделенными правами юридических лиц, указанными органами не проводится. Неисполнение обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов нарушает права неопределенного круга лиц - граждан и организаций, права и обязанности которых урегулированы муниципальными правовыми актами. При условии непринятия мер по исключению из текстов муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов создаются предпосылки для совершения в отношении таких граждан и организаций коррупционных правонарушений. Одновременно нарушаются интересы государства - Российской Федерации, установившего перечень антикоррупционных мер, подлежащих исполнению.
В судебном заседании представитель заявителя старший помощник прокурора ЗАТО г.Северск ФИО1 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель органа, чьё решение обжалуется, Управления образования Администрации ЗАТО ФИО2, действующая на основании доверенности от **.**.****№ **, в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, пояснила, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Управлением проводится, однако не оформляется заключением. В письменном отзыве указала, что разработчиком проектов нормативных правовых актов Управления образования по должностным обязанностям является консультант-юрисконсульт, который при разработке таких актов одновременно осуществляет их правовую и антикоррупционную экспертизу. В соответствии с Методическими рекомендациями «Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов», а также иными нормативными правовыми актами в сфере антикоррупционной деятельности должностное лицо, разработавшее нормативный правовой акт, и должностное лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, и дающее заключение, это разные лица. В Управлении образования нет других специалистов, имеющих соответствующее образование для проведения антикоррупционной экспертизы, поэтому официально порядок проведения антикоррупционной экспертизы не утвержден, и заключения не составлялись. Однако все нормативные правовые акты, издаваемые Управлением образования и затрагивающие права неопределенного круга лиц, публиковались на сайте Управления образования с целью проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а также направлялись в Прокуратуру ЗАТО г. Северск для дачи заключения. Приказом Управления образования от 06.10.2011 № ** «О создании Комиссии по распределению мест в муниципальных образовательных учреждениях ЗАТО Северск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации» (с изменениями) определены лица, к которым обращаются родители детей с заявлением о предоставлении их детям мест в образовательных учреждениях, а также пакет документов, прилагаемый к заявлению, и сроки рассмотрения заявлений. Соответственно условий для коррупционных нарушений должностными лицами, ответственными за прием заявлений, не имеется, и права граждан не нарушаются.
Заслушав объяснения представителя заявителя старшего помощника прокурора ЗАТО г.Северск ФИО1, представителя органа, чьё решение обжалуется, Управления образования Администрации ЗАТО ФИО2, изучив письменные материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В соответствии со ст. 2 указанного закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения такой антикоррупционной экспертизы.
В силу подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 3 этого же закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ муниципальные образования в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, приравниваются к юридическим лицам.
В пункте 9 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо установлено, что представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.
Согласно ст. 4 данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных чч.3 и 4 ст. 3 Федерального закона.
Для обеспечения проведения федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения протоколом от 25.09.2012 № 4 президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции утверждены «Методические рекомендации «Организации в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов».
В силу ст. 1 указанных Методических рекомендаций настоящие методические рекомендации подготовлены в целях организации в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и устанавливают требования по организации такой экспертизы.
В судебном заседании установлено, что согласно ответу Администрации ЗАТО Северск от 03.06.2014 № ** в соответствии с постановлением Администрации ЗАТО Северск от 27.07.2012 № 2139 «Об утверждении Положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации ЗАТО Северск» антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации ЗАТО Северск. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами Администрации ЗАТО Северск, наделёнными правами юридического лица, не устанавливался. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и проектов таких актов, принятых и разработанных органами Администрации ЗАТО Северск, наделёнными правами юридических лиц, указанными органами не проводится (л.д. 6-7).
Согласно приказу Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 06.10.2011 № ** утвержден состав комиссии по распределению мест в муниципальных образовательных учреждениях ЗАТО Северск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детям, находящимся в трудной жизненной ситуации» и положение о комиссии (л.д. 23-24, 26, 27-29).
Приказами от 26.01.2012 № **, от 22.06.2012 № **, от 05.07.2012 № ** и от 15.07.2014 №** внесены изменения в состав и положение вышеуказанной комиссии (л.д. 30, 31, 32, 33).
Суду также представлено заключение прокуратуры ЗАТО г. Северск от 10.02.2014 № ** на проект приказа Управления образования Администрации ЗАТО Северск «Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектовании детьми муниципальных организаций ЗАТО Северск, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», согласно которому вышеуказанный проект приказа нуждается в доработке (л.д. 21-22).
Однако заключение по правовой оценке вышеуказанного нормативного правого акта, данное прокуратурой ЗАТО г. Северск, не освобождает Управление образования Администрации ЗАТО Северск от обязанности проведения антикоррупционной экспертизы принятого им нормативного правового акта в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона №172-ФЗ, так как определенное данной статьёй правило закреплено во всех порядках проведения антикоррупционной экспертизы, принятых органами власти.
Доводы представителя Управления образования Администрации по ЗАТО Северск о том, что Управлением не проводится антикоррупционная экспертиза, так как в Управлении имеется должностное лицо, разрабатывающее нормативные правовые акты, однако отсутствует специалист, имеющий соответствующее образование по проведению антикоррупционной экспертизы, суд отвергает как необоснованные, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по проведению антикоррупционной экспертизы.
Не освобождает от обязанности, предусмотренной законом, от проведения антикоррупционной экспертизы Управлением образования Администрации ЗАТО Северск и то обстоятельство, что все издаваемые Управлением образования нормативные правовые акты, затрагивающие права неопределенного круга лиц, публиковались на сайте Управления образования Администрации ЗАТО Северск, а также направляются в прокуратуру ЗАТО г.Северск для дачи заключения.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что имеет место бездействие со стороны Управления образования Администрации ЗАТО Северск, связанное с непроведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, о чем свидетельствует отсутствие заключения на них.
Бездействие Управления образования Администрации ЗАТО Северск приводит к невозможности проведения мер по профилактике коррупции, создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что прокурором ЗАТО г. Северск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованно заявлены требования о признании незаконным бездействия Управления образования Администрации ЗАТО Северск, связанного с непроведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления образования Администрации ЗАТО Северск, связанное с непроведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Обязать Управление образования Администрации ЗАТО Северск в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых и принимаемых Управлением образования Администрации ЗАТО Северск.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Е.Н. Коломина