ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-951/2021 от 28.06.2021 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело №2-951/2021

91RS0001-01-2021-001994-17

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 июня 2021 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Тощевой Е.А.,

при секретаре – Савочкиной С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Крымская металлургическая компания», третье лицо Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, -

у с т а н о в и л:

Истец в защиту интересов неопределенного круга лиц, 29.03.2021 года обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил возложить на ООО «Крымская металлургическая компания» обязанность устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, а именно:

- устранить допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления в части отнесения отходов к конкретному классу опасности, разработки паспорта на каждый вид образовавшегося отхода;

- привести в соответствие с требованиями приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» данные первичного учета в области обращения с отходами производства и потребления;

- привести квартальные и ежегодные расчеты выбросов загрязняющих веществ в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;

- внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за 2019 год;

- решение обратить к немедленному исполнению.

Исковые требования мотивированны тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Крымская металлургическая компания».

Установлено, что ООО «Крымская металлургическая компания» поставлено на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объект П) и относится к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Основным видом деятельности является, торговля оптовая металлами и металлическими рудами.

Деятельность осуществляется на территории производственной площадки: <адрес>.

По результатам изучения Отчет 2-ТП (отходы) за 2020 г. поданного в адрес территориального органа Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ установлено, что за 2020 г. на предприятии образованы следующие виды отходов:

шины пневматические автомобильные отработанные <данные изъяты>

отходы веревочно-канатных изделий из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон незагрязненные (<данные изъяты>

Однако юридическим лицом отнесение отходов к конкретному классу опасности не проведено, паспорта на каждый вид образовавшегося отхода не составлены.

Также, данные первичного учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2020 год I-IV кварталы, не соответствуют отчёту по форме 2-тп отходы за 2020 год, не проводятся квартальные и ежегодные расчеты выбросов загрязняющих веществ, что является нарушением.

В судебном заседании помощник прокурора – Кадыров Д.Э. поддержал исковые требования Севастопольской прокуратуры, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, не возражал об удовлетворении исковых требования, при этом пояснил, что паспорта на шины и веревочно-канатные изделия сделаны.

Представитель третьего лица – ФИО2 в судебном заседании требования прокуратуры поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Крымская металлургическая компания».

ООО «Крымская металлургическая компания» поставлено на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объект П) и относится к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Основным видом деятельности является, торговля оптовая металлами и металлическими рудами.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности".

По результатам изучения Отчет 2-ТП (отходы) за 2020г. поданного в адрес территориального органа Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что за 2020г. на предприятии образованы следующие виды отходов:

шины пневматические автомобильные отработанные <данные изъяты>

отходы веревочно-канатных изделий из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон незагрязненные <данные изъяты>

Однако в нарушение указанных требований закона юридическим лицом отнесение отходов к конкретному классу опасности не проведено, паспорта на каждый вид образовавшегося отхода не составлены.

На момент проведения прокурорской проверки данные паспорта отсутствовали.

В соответствии ч.1 ст.19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 утвержден порядок учета в области обращения с отходами.

В нарушение указанных требований ООО «Крымская металлургическая компания» данные первичного учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2020 год I-IV кварталы, не соответствуют отчёту по форме 2-тп отходы за 2020 год, что является нарушением введения юридическим лицом в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74 утверждены требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

В нарушение указанных требований закона ООО «Крымская металлургическая компания», не проводятся квартальные и ежегодные расчеты выбросов загрязняющих веществ.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Прокурорской проверкой установлено, что в соответствии с программой производственного контроля ООО «Крымская металлургическая компания», утвержденной 09.02.2021 года генеральным директором ФИО5 образуются следующие вещества в количестве: 123 диЖелезо триоксид - 0,202032 т; 143 Марганец и его соединения - 0,00036 т; 301 Азот диоксид - 0,016563 т; 304 Азот оксид - 0,002692 т; 337 Углерод оксид - 0,035434 т; 2907 Пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния более 70% - 0,044237 т; 2908 Пыль неорганическая, содержащая 70-20% двуокиси кремния - 0,802124 т; 2732 Керосин - 0,004695 т; 330 Сера диоксид - 0,000936 т; 328 Сажа - 0,00428 т.

По результатам изучения Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, согласно которой юридическое лицо произвело расчет за размещение отходов производства и потребления, в нарушение указанных требований законодательства расчет за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в декларации не отображен. Следовательно, плата за негативное воздействие за 2019 год рассчитана не верно.

Указанные нарушения норм экологического законодательства в совокупности представляют опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.

Данные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались, подтвердил, что установленные проверкой нарушения имели месту быть. При этом пояснил, что на сегодняшний день получены паспорта на шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО: 9 21 110 01 50 4)-0,7т. и на отходы веревочно-канатных изделий из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон незагрязненные (код ФККО 4 02 151 11 60 5)-0,1т. получены, предоставив суду копии данных паспортов. Иные нарушения компанией в полной мере не устранены.

Исходя из вышеуказанных норм, предоставленных со стороны ответчика копий паспортов, суд приходит к выводу, что исковые требования в части возложения обязанностей по разработке паспортов подлежат оставлению без удовлетворения, в остальной части требования прокуратуры подлежат удовлетворения.

Определяя в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок – 1 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд –

р е ш и л:

Исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.

Возложить на ООО «Крымская металлургическая компания» обязанность в течение 1-го месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, а именно:

- привести в соответствие с требованиями приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» данные первичного учета в области обращения с отходами производства и потребления;

- привести квартальные и ежегодные расчеты выбросов загрязняющих веществ в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;

- внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за 2019 год.

Взыскать с ООО «Крымская металлургическая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.

Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Председательствующий судья: Тощева Е.А.

Полный текст решения изготовлен 30 июня 2021 года.

Председательствующий судья: Тощева Е.А.